Если хочется украсить сад объемной формой или скульптурой, а привычные варианты — от пластмассовых гномиков и керамических зверушек до реплик античных статуй из армированного бетона и камня — по той или иной причине кажутся неуместными, то стоит обратить взор на абстрактную скульптуру, которая в последнее время тоже считается частью ленд-арта.

ЛЕнд-арт — не ландшафтный дизайн!

Ленд-арт (от англ. Land art — «искусство земли, ландшафта, природы») — это художественное движение, возникшее в США в конце 1960-х — начале 1970-х годов. В работах художников этого направления ландшафт и произведение искусства неразрывно связаны. Пейзаж здесь оказывается главным художественным материалом и объектом. Ленд-арт — это еще и художественная форма, которая создается в природе из натуральных элементов, таких как почва, камень, валуны, органические материалы (ветви, листья, вода) с включением искусственных материалов, например бетона, металла, асфальта, и использованием минеральных красителей… Скульптуры не помещаются в ландшафт, скорее ландшафт становится поводом для их создания. В масштабных работах могут использоваться бульдозеры и другая строительная техника. Творения часто создаются в удаленных от цивилизации местах, оставляются на волю природных сил, которые их меняют и разрушают... Многие из первых работ, созданных в пустынях Невады, Нью-Мексико, Юты и Аризоны, уже бесследно растворились в природе и сохранились только на кинопленке и фотографиях. То, что большинство зрителей увидят произведения ленд-арта лишь на фото, роднит его с фото­искусством — ведь выбрать удачный ракурс для съемки немногим проще, чем придумать впечатляющее произведение.

В ленд-арте нет ничего принципиально нового: и древние наскальные рисунки, и геоглифы пустыни Наска, и каменные пирамиды-каирны, и даже японский сад камней, в котором на песке регулярно наносят новые концентрические круги, — это образцы того, что сегодня принято называть лендартовскими объектами. Конечно, как в любом современном искусстве, в нем есть концепция и идея, лежащая на поверхности, но не пришедшая в голову никому другому (как очень удачно определил один американский юморист: «Современное искусство = Я тоже могу так сделать + Да, но ты не сделал»).

Ленд-арт возник как художественный протест против искусственности чувств, пластмассовой эстетики и коммерциализации искусства в конце 1960-х годов в США. Образцы лэнд-арта отвергались музеями и галереями, поскольку были проявлениями творческой активности, далекими от привычной, а главное — транспортабельной скульптуры и рынка коммерческого искусства. И в самом деле, как можно перевезти рисунки из пустыни Наска? Никак. То же самое мешало признанию работ в стиле ленд-арта.

Художники ленд-арта вдохновлялись минимализмом и концептуальным искусством, но также такими модернистскими и минималистскими движениями, как «Де Стиль», кубизм, минимализм, работами Константина Бранкузи и Йозефа Бойса... Многие работавшие в этом стиле создавали одновременно минималистические и концептуальные произведения. Предшественником ленд-арта считается проект Contured Playground в Нью-Йорке Исаму Ногути, хотя сам автор называл его «скульптурой», а не ленд-артом. Влияние этой работы на современный ленд-арт, ландшафтную архитектуру и «окружающую скульптуру» (еще одно направление в искусстве — создание огромных скульптурных объектов, в которых зритель оказывается внутри, а не снаружи).

Можно сказать, что ленд-арт зародился и как протест против привычных методов ландшафтной архитектуры для создания нарочито искусственного ландшафта парка или сада, требующего немалых усилий для поддержания. Ведь сад, даже решенный в максимально приближенном к естественному стиле, является едва ли не апофеозом во многом потребительского отношения к природе. Но в итоге со временем, как это происходило со многими бунтарскими идеями, отрицание обогатило то, против чего протестовало, и сегодня стало частью ландшафтного искусства.

Каким бывает лЕнд-арт

Масштаб произведений художников этого направления различен — ленд-артом будет и небольшая прозрачная ширма, сплетенная из листьев, и гигантские геоглифы, выложенные из камня общим весом 1500 т (как работа Эндрю Роджерса в Австралии), и спирали и круги длиной сотни метров, созданные Робертом Смитсоном. Все это искусство работы с природными элементами. Более того, издаются книги, рассказывающие о том, как создавать объекты ленд-арта в лесу или на каменистом пляже, адресованы они и взрослым, и детям.

Пионер такого подхода к работе с природой и культурой — Алан Санфист. Его проект «Ландшафт времени», реализованный в Нью-Йорке в 1965 году (и растущий поныне), — попытка воссоздания уголка естественного ландшафта, существовавшего здесь до появления города. Три участка, на которых высажены местные виды, показывают лес на разных стадиях развития — от трав к молодым, а затем и взрослым деревьям. Можно ли считать эту работу прообразом экологического сада — сказать трудно, но то, что этот проект стал новым словом в городском озеленении, сомнений не вызывает.

Одна из самых известных работ ленд-арта — «Спиральный мол», созданная Робертом Смитсоном в 1970 году на Большом Соленом озере в Юте. Материалы: камни, грунт и водоросли. Спираль отделяет от берега длинный перешеек, отчего насыпь напоминает формой еще не развернувшийся лист-улитку папоротника. Длина насыпи — 460 м, а ширина — 4,6 м. Когда мастер работал, озеро было мелким, но вскоре поднявшаяся вода скрыла насыпь, затем ее уровень понизился опять… Таким образом, работа становится видимой и доступной в зависимости от капризов природы, живя своей жизнью.

Point of resolution — работа британского скульптора Чарльза Поулсена. Созданная в Шотландии, на туристической велосипедной тропе, она представляет собой эллипсы, «нанесенные» на вересковую пустошь путем снятия поверхностного слоя земли. С определенной точки, на которой расположена подзорная труба, эллипсы кажутся кругами, демонстрируя таким образом эффекты искажения перспективы. Вблизи же фигуры почти неразличимы.

Британец Энди Голсуорси предпочитает работать с камнем. Среди его работ каменное яйцо-каирн, стоящее в нью-йоркском сквере, узкая, почти готических пропорций башня из бревен, вздымающаяся ввысь в парке Сан-Франциско, каменные курганы в Вашингтонском музее.

В России тоже есть художники, работающие в этом направлении. Фестиваль «Архстояние» в деревне Никола-Ленивец ежегодно собирает скульпторов и архитекторов, произведения которых размещены среди красивейших пейзажей Средне-Русской возвышенности, на фоне природных ландшафтов, фактически является фестивалем ленд-арта.

Николай Полисский выставляет свои работы не только на этом фестивале, но и в столичных парках. Сейчас в России ленд-арт на подъеме, в то время как на Западе популярность этого вида искусства несколько снизилась.

Нередко ленд-арт совершенно эфемерен, и произведения этого направления быстро исчезают. Сложенные в пирамиду-каирн или миниатюрный стоунхендж камни на пляже, листья, нанизанные на веточку и оставленные в лесу, сохраняются не очень долго. Недолговечные, но легендарные, якобы оставленные пришельцами «круги на полях» — явные объекты ленд-арта, создаваемые таинственными шутниками. Американский фестиваль Burning Man, проходящий в пустыне неподалеку от Сан-Франциско, тоже отчасти посвящен ленд-арту — скульптуры строятся в пустыне, а затем торжественно сжигаются.

ЛЕнд-арт в ландшафтном дизайне

Позднее с лэнд-артом произошло то же, что и с остальными авангардными и отрицающими устои общества направлениями искусства: он стал мэйнстримом. Сегодня лэнд-артом называют и работу с землей, и инсталляции из разных предметов на природном фоне, а нередко и абстрактные скульптуры в садах.

Какие уроки может извлечь дизайнер, разглядывая работы ленд-арта? Какие объекты в этом стиле хороши в саду? Один из основных, наиболее полезных для ландшафтного архитектора навыков, которые можно получить, изучая произведения художников, — это навык работы с землей. Объекты, которые они создают в природе, могут быть созданы и в саду, разумеется, в уменьшенном масштабе.

Современный авангардный сад с его геометрическими формами обязан своим появлением в том числе и ленд-арту. Редко в каком саду «приживутся» произведения, ставшие классикой ленд-арта. Но они, будь то «Спиральный мол» на берегу Грейт-Солт-Лейк или кусок нетронутой природы в центре Нью-Йорка, стали одной из причин изменения подхода к саду. Современные сады, сады экологического стиля, злаковые и луговые появились тогда, когда была разработана тема странных объектов в природном окружении.

К искусству ленд-арта близка и практика создания цветников. Подбор растений по цветовой гамме, форме и размеру, срокам цветения, безусловно, важен. Но первое, что видит зритель, что подсознательно «читает» наш мозг, — это форма цветника. Очертания посадок влияют на настроение, задают направление движения взгляда, создают перспективу, определяют восприятие формы участка, когда кажущийся размер не соответствует действительности. И это только в плоских или почти плоских элементах садового дизайна, какими являются цветники.

Поднятые над уровнем газона земляные валы геометрической или свободной формы — еще один занимательный элемент садового декора. Для их создания необходимо использовать георешетки. Кроме того, объект должно быть удобно стричь, то есть нежелательны слишком узкие элементы, крутые откосы и т. д. Форма может быть любой: спираль, овал, прямоугольник… Особенно эффектно такие структуры смотрятся на больших газонах в минималистических садах.

Один из вариантов лэнд-артовских игр в саду — выстриженные на газоне узоры, трава в которых иной высоты, нежели на основной площади. Такие эксперименты лучше ставить не на партерных газонах, которые легко испортить неровной стрижкой, а на обыкновенных и луговых. Особенно эффект­ны спирали, круги или другие узоры на большом газоне — трудно вообразить украшение оригинальнее. А главное, такие узоры можно менять со временем.

Абстрактные скульптуры из разных материалов — от дерева до бетона и металла, иногда сложной формы, иногда нарочито простой, станут центральной точкой либо всего сада (если он маленький), либо какого-то его уголка. Поскольку они резко выделяются на фоне растительности или других элементов декора, важно не переусердствовать при выборе, чтобы стилистика сада и скульптура дополняли друг друга, а не дисгармонировали.

Сплетенные из ивового прута или живой ивы прозрачные скульптуры можно сделать самостоятельно. Они дешевы и легки в изготовлении, не слишком заметны среди растительности, а потому подходят для сада, решенного в природном стиле. Легкие и ажурные, они не будут доминировать над посадками. Их основной недостаток — недолговечность.

Еще один вид садовой скульптуры, относительно популярный в советское время, — корнепластика: скамьи, столы, фигуры Берендея и Лешего или просто размашистые абстрактные формы из корней деревьев. Сейчас этот вид садового декора практически забыт, поскольку появилось множество готовой садовой мебели. И выкорчеванные пни уничтожаются, хотя могли стать украшением пейзажного сада.

Жизнь полна парадоксов. «Земное искусство» изначально задумывалось как противовес садовому, но его идеи и методы, взятые на вооружение специалистами, обогатили ландшафтный дизайн. И сады авангардные, и сады экологические возникли не в последнюю очередь на волне отрицания сада «обычного». При этом даже в «простом» саду можно создать интересный уголок, позаимствовав замысел произведений масштабного земного искусства.