Традиционный сад включает в себя газоны, цветники, кустарниковые изгороди, пруд, дорожки, перголы, регулярные или пейзажные формы… Материалы, дополняющие растения, — различные вариации камня, бетона и дерева. Так выглядят сады в любой части света, отличаясь преимущественно стилистическими решениями. Японский сад и британский куда больше похожи, чем почерки двух авангардистов. «Авангардный сад» — лишь одно из названий необычных образцов садового искусства, именуемых еще «современный сад», «модернистский сад», «сад в стиле хай-тек»… Определить точнее то, что создают дизайнеры, не ограничивающие свое воображение, сложно.
Садовая революция
Новое поколение ландшафтных дизайнеров бросило вызов традиционной концепции сада и задалось вопросом: по каким принципам создаются сады? Работая с пластиком, металлом, стеклом и синтетическими тканями, а также с современными или «зелеными» технологиями (наподобие утилизации вторсырья или задействуя отходы производства как декоративный компонент), новаторы используют материалы и приемы, обычно не ассоциирующиеся с садоводством. Многие из этих садов — спектакли и феерии, рассчитанные не только на визуальное восприятие, а воздействующие на все органы чувств. Другие — крайне недолговечны. Третьи — чистый эксперимент, без каких-либо целей. Но у них есть общая черта: они эмоциональны, динамичны и расширяют границы традиционных представлений о саде. Иногда шокирующие, всегда заставляющие задуматься, такие сады находятся на передовой ландшафтной архитектуры.
Авангардные сады обязаны своим появлением не столько новым технологиям, сколько изменившемуся восприятию искусства. Художественные течения XX века стали оказывать влияние и на садовых дизайнеров. Ориентированная на технологичность холодная эстетика возникшего в конце 1970-х годов хай-тека, обязывающая применять промышленные материалы и изделия, стала источником вдохновения для многих садовых дизайнеров нового поколения. Произошло это потому, что современные высокие технологии — отнюдь не мрачная индустриализация позапрошлого века, они ассоциируются с будущим технократическим раем.
Дизайнеры авангардных садов чаще имеют художественное образование и не являются специалистами садово-паркового строительства, они отрицают прошлые стили, пытаясь основать будущие. Но, несмотря на то что менялся подход к созданию сада, оставались прежними способы посадки растений и принципы ухода за ними. Многие сады сочетают несочетаемое, объединяя едва ли не противоположные течения современного дизайна, например совмещая в одном проекте использование вторсырья с изощренными технологиями хай-тека. Дизайнеры ратуют за более широкое понимание сада, чем в минувшем веке, видение, соответствующее современному стилю жизни. Эти сады весьма индивидуальны и существенно отличаются друг от друга, чтобы их можно было описать в рамках одного узкого стиля.
Попытка классификации
Изменился и подход к созданию сада: современный стал напоминать некую законченную композицию, инсталляцию, скульптуру, внутри которой можно находиться. Авангардные сады очень условно можно подразделить на кинетические, сады, «играющие» в сад, сады-артефакты, сады-инсталляции, сады с искусственными элементами и др.
В кинетических садах всегда присутствует движение. Обычно это водяные потоки или подвижная скульптура. Вода издавна предстает в садах в виде фонтанов и каскадов. Но в авангардном саду, разумеется, не обошлось без изысков. Чаще всего это широкие плоские ламинарные потоки. Хотя возможны варианты. Например, в Челси в 2003 году был представлен сад, где фонтаны были сделаны так, будто вода поднимается вверх по наклонной стеклянной поверхности и падает вниз маленьким водопадом. Достигался этот эффект за счет того, что вода подавалась на самую высокую точку конструкции, откуда стекала вниз в разные стороны, создавая необходимую иллюзию. Второй составляющий элемент кинетического сада — это ветер. Различные механические конструкции-скульптуры от его порывов двигаются по заданным траекториям, а лес проволочного тростника колышется при малейшем дуновении.
Дизайнеры, «играющие» в сад, создают временные композиции или сады, выглядящие как нагромождение случайных предметов. Встречаются весьма экстравагантные проекты. Например, портативный «Овощной сад кочевника», который быстро раскладывается и столь же быстро собирается и снова готов к перевозке. Сады, быстро собранные из подручных материалов, не обремененные экзотическими растениями, но при этом удобные и интересные. Таков выставочный сад, сооруженный юными садоводами на выставке в Хэмптон Корте. «Свадебный сад Литтманов» живет недолго: покрашенный в желтый и малиновый цвета газон, подсолнухи в керамических горшках и пустые горшки, расставленные группами, пятна желтого цвета вокруг бассейна… Все это смотрится как не то заправская инсталляция в музее современного искусства, не то флористическая композиция-переросток.
Примечание
Сады-артефакты, к которым относятся и хай-тековские проекты, сочетают элементы естественной природы и нарочито искусственные материалы.
Террасы из нержавейки соседствует с валунами, миксбордер украшен стеклянными или зеркальными поверхностями (на фоне которых бросается в глаза хрупкость растений, обычно незаметная), пергола делается из металла, покрытого ярко-синим лаком, растения закрываются полупрозрачными ширмами из обработанного пескоструем стекла или цветного пластика…
Сады-инсталляции — еще один способ повергнуть зрителя в шок. На садовых выставках регулярно встречаются такие образцы искусства, где часто вовсе нет живых растений или отведенная им роль как минимум странна. Например, «газон» из столовых ложек, воткнутых в землю ручкой. Или сад под названием «Реанимация», в котором на облицованных белым кафелем столах в ящиках растут сорные травы. Ночной сад Пола Купера украшают расставленные в ключевых точках полупрозрачные экраны, подсвеченные сзади цветным прожектором, отчего возникает игра светотени и проявляются различные рисунки.
Примечание
Сады, продолжающие архитектуру, — особый жанр. Как правило, они проектируются архитектором, построившим дом, либо в тесном сотрудничестве с ним. Такой сад всегда будет составлять с домом единую композицию, без лишних контрастов.
Нередко растения сразу запланированы как часть дома. Как правило, это лианы, выполняющие функции жалюзи, и тогда опоры для них закладываются в проект дома. Или озелененная крыша. Здесь крайним вариантом будет дом, спрятанный в холм, и сад, разбитый прямо на крыше.
Противоположность такому подходу — сады, сознательно игнорирующие архитектуру дома. К примеру, стоит некая рядовая постройка, которая похожа на окружающие дома, а вокруг нее — совершенно неординарный сад. К примеру, «сад-экопарк» в Лос-Анджелесе — в нем в качестве мульчи используется цветная стеклянная крошка (отходы производства), ставшая основным декоративным элементом сада.
Еще одна группа садов — «мягкие». Отраженный в названии эффект создается за счет использования не только пластичных материалов (скажем, натянутых самым неожиданным образом тканей и пленок), но и скульптурных насыпей из гравия и туманообразующих установок, спрятанных в заросший мхами камень. Словом, всего, что создает некую пелену.
С небес на землю
Чаще всего авангардистские сады можно встретить на выставках. В нашей стране — почти исключительно на выставках. Так, очень достойные образцы можно увидеть на фестивале «Императорские сады России». В Европе, Азии и Америке нередки парки и скверы, решенные в таком стиле, они дополняют дома необычной архитектуры, а иногда и обычной.
Для создания авангардного сада необходимы несколько компонентов: дом качественной архитектуры в столь же качественном исполнении; сад, который проектировался вместе с домом или с учетом архитектуры; смелость и готовность пойти на необычные решения, которые могут вызвать непонимание у соседей и знакомых. С другой стороны, можно забыть все условности и сделать что-нибудь неоднозначное или шокирующее.
Что можно применить из авангардистского арсенала средств на обычном садовом участке, чтобы над ним повис легкий аромат льюисокэрролловского безумия?
Во-первых, разнообразные экраны. Зеркала расширяют пространство сада и позволяют подсветить его темные уголки. Причем неважно, будет зеркало стеклянным или металлическим. Разве что металл на улице проживет дольше, зато отражения будут размытыми. Около площадки для отдыха можно поставить ширмы из прозрачного пластика ярких цветов. Они не только защитят от ветра, но и создадут ощущение солнца даже в пасмурный день (именно такое решение можно было увидеть в композиции «Кафе у Короля» Ольги Ломаченковой & мастерской «Твор-Ци» на выставке «Императорские сады России — 2010»).
Во-вторых, металл в разных видах. Сегодня особенно популярен сплав кортен, который ржавеет и становится благородного рыже-коричневого цвета, а защитная пленка не дает стали корродировать дальше. За неимением кортена его можно заменить обычным ржавым железом. Почему бы не сделать перголу из металлических труб? Чтобы она выглядела поавангарднее, скрепить трубки можно нарочито неаккуратно. А какой простор для фантазии дает применение старых водопроводных труб в сочетании с шаровыми кранами… Если не по душе эстетика мусора и разрухи (что неудивительно при всеобщей неустроенности нашей страны), то можно использовать металл в другой ипостаси, молодой и блестящей. Например, положив на край дорожки или бросив плавать в водоем блестящий хромированный шар (впрочем, подойдет и пластиковый, главное — вид). Такая скульптура станет достойной альтернативой приевшимся пластиковым зверушкам и гномикам.
В-третьих, разнообразное вторсырье. Из стиральной машины 1960-х годов получится отличный контейнер, а пишущая машинка станет маленькой альпийской горкой для очитков и молодил. Вообще, клумбами может послужить что угодно. Помнится, в советское время в деревнях были популярны высокие цветники из старых тракторных покрышек.
В-четвертых, подпорные стенки можно сделать в виде габионов (насыпанных в корзину из оцинкованной металлической сетки, свернутой в форме параллелепипеда, камней разного размера). Такие конструкции придадут строгий и современный вид любому саду и при этом не будут бросаться в глаза.
В-пятых… Впрочем, хватит. Стоит довериться собственной фантазии. Посмотрите вокруг, на природу и архитектуру, и наверняка у вас возникнут новые, совершенно оригинальные идеи и проекты, которые вполне могут когда-нибудь оказаться на страницах книги об авангардном саде — уже российском.