Благодаря необычной композиции постройка не кажется массивной и громоздкой, несмотря на немалую площадь — более 700 кв. м. Композиция дома была обусловлена потребностями заказчика, конфигурацией участка и высотным регламентом в поселке — не более 10 м. Нельзя расти ввысь, но можно вширь и вглубь: так появился незаметный снаружи цокольный этаж, а сам коттедж занял почти всю ширину участка, повернувшись «спиной» к соседнему участку и «лицом» к английскому газону.
Это решение позволило спрятать загородное владение от посторонних глаз и одновременно открыть дом во внутренний сад. Именно в сад выходит главный фасад с витражным остеклением, что придает коттеджу ажурную легкость и обеспечивает взаимосвязь внутренних и внешних пространств. Большие окна сделали ландшафтные виды неотъемлемой частью гостиной и бассейна и наполнили дом солнечным светом. Большую роль сыграла и удачная ориентация здания на юг, позволяющая улавливать каждый луч солнца, которое, как известно, на вес золота в петербургском климате.
Три стиля
Коттедж проектировался Яковом Волошиным в сотрудничестве с архитектором компании Honka Алексеем Сколдиновым специально для строительства из клееного бруса. Этот экологичный материал отличается высокой технологичностью: с ним деревянный дом обрел такие элементы, как витражное остекление, двусветные интерьеры и широкие пролеты. Лаконичность и графическая четкость наружного облика подчеркнута ясным членением фасада и почти симметричной композицией. К двухэтажному основному объему пристроены два одноэтажных флигеля. В правом расположен бассейн, другой же служит навесом для машины. Но при ближайшем рассмотрении кажущаяся простота оборачивается более сложным и интересным архитектурным решением. Под «маской» приземистого мансардного дома прячется большое трехуровневое пространство, в планировке обнаруживается несколько осей и траекторий движения, а стилистика представляет собой тонкую смесь европейской и американской архитектуры. Сдержанность и монохромность, использование клееного бруса, изобретенного финнами, приближают здание по облику к скандинавскому стилю, а по структуре и объему — к американским домам. Последние, правда, отличаются живописной и спонтанной планировкой, а четкие оси в плане этого коттеджа больше свойственны дворцово-усадебной архитектуре, столь близкой сердцу русского человека. Как, впрочем, и любовь к дереву. И эта культурная традиция также гармонично влилась в общее архитектурное решение.
Три цвета
Строгость и минимализм вместо яркой пестроты русского стиля — таким было пожелание хозяина. Сочетание традиционных материалов, таких как дерево, камень, кирпич, и современной, созвучной времени и технологическому прогрессу архитектуры, — пожалуй, одна из самых актуальных тенденций последнего десятилетия. Лаконичным и стильным этот дом делает не только объемно-пространственное решение, но и сдержанная цветовая гамма. Красоту клееного бруса оттеняют черная черепица и белые бетонные террасы, не нарушающие естественность загородного дома и подчеркивающие его близость к природе. Солирующая партия охристых тонов, эффектно оттененная нейтральными цветами, продолжается и в интерьере. Но здесь золотистая теплота сосны приглушена белой лессировкой. Яков Волошин стал одним из первых архитекторов, предложившим выбелить стены в деревянном доме, чтобы сделать интерьер современным и придать ему европейский лоск. С этой же целью потолки коттеджа зашили гипсокартоном и покрасили в белый цвет. Деревянными остались стены и полы, и этого вполне достаточно, чтобы насладиться уникальной фактурой материала и не устать от его избытка.
Простая и современная обстановка дома полностью соответствует его архитектуре. Принцип сочетания трех цветов сохранился и в интерьере: светлое пятно диванной группы в гостиной контрастирует с корпусной мебелью, тонированной под венге. А главным темным акцентом во внутреннем пространстве стал двусторонний камин, разделяющий гостиную и холл. Его вытянутая кассета и дымоход, обшитые кирпичом и панелями из черного металла, обозначают вертикальную ось коттеджа, связывающую первый этаж и мансарду. Оба уровня объединяются в двусветной гостиной, куда выходит балкон мансардного этажа.
Интеграция пространств — одна из главных идей в архитектуре дома. С помощью витражного остекления экстерьер и интерьер слились в одно целое, а оригинальная планировка позволила сделать коттедж открытым и внутри. Помещения и объемы перекликаются по вертикали через гостиную, а по горизонтали — сквозь боковые окна. Получилась интересная визуальная анфилада: из гостиной можно увидеть входную террасу, а с противоположной стороны — интерьер бассейна.
Три этажа
Центральное место из всех трех уровней, безусловно, принадлежит первому этажу. Здесь разместились самые эффектные видовые помещения — гостиная, соединенная с кухней и столовой, и бассейн во флигеле. Пространство этажа крестоообразно рассекают две оси. Первая пролегает от входного холла с лестничной площадкой, минуя кухню и гостиную, в сторону бассейна. Другая, перпендикулярная линия идет от гостиной к кухне.
Второй этаж — частная зона, включающая спальню хозяев и детские комнаты. В холле, из которого хорошо просматриваются гостиная и сад, расположена небольшая библиотека. В целом интерьер мансарды столь же минималистичный, но легче и воздушнее — белые и молочно-золотистые поверхности практически полностью лишены контрастных деталей.
Принципиально иные интерьеры появляются в цоколе — единственном этаже, возведенном не из дерева. Бильярд, бар, спа с сауной и гидромассажной ванной — все помещения предназначены для развлечения и оздоровительного отдыха. Утраченное звено охристых тонов в цветовой триаде заменил яркий красный. Такой острый контраст в лаунж-зоне помогает взбодриться после посещения спа.
В отделке цокольного этажа использовали старинный дореволюционный кирпич, распиленный пополам. Декоративный элемент превратился в важный смысловой акцент — автор проекта хотел создать романтичную легенду, нарисовав образ кирпичного подвала старого дома, на котором вырос новый деревянный коттедж. Словно часть былой постройки, из цокольного этажа сквозь все здание тянется вертикальная связующая ось камина с дымоходом, отделанная кирпичом. Эта линия делает осязаемой идею преемственности, демонстрирует диалог прошлого, настоящего и будущего и в конечном итоге напоминает о трех категориях времени, формирующих жизнь человека.
Слово экспертам
Об авторе проекта:
Яков Волошин окончил Ленинградский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В настоящее время руководит творческой мастерской. Спектр работ архитектора обширен — от жилых зданий до проектов оформления офисов, магазинов, ресторанов и даже выставочных площадей. Предпочитает естественные, комфортные интерьеры вместо эпатажных и надуманных решений.