«Наш завод, действительно, стал самым передовым в России предприятием по выпуску изделий из клееной древесины. И в этих словах нет пафоса, - говорит коммерческий директор СК «Русь» Сергей Ковальчук, - оборудование такого класса точности, которое работает у нас, в России имеется только на предприятиях космической отрасли и в автопроме. То есть, в производстве БКДК мы, действительно, теперь лучшие».
О перспективах и возможностях производства наш собеседник рассказал обозревателю «ЗО».
- Что отличительного в вашем производственном комплексе?
- Запуск автоматизированного пресса, единственного в России, состоялся почти два года назад. В последнее время мы жили в ожидании поставки оригинального крупноформатного портального обрабатывающего 3D центра. Причем после размещения заказа в Европе, почти целый год нам пришлось ждать изготовления оборудования.
Обновленный цех заработал в начале лета. Мы уже успели проверить его в деле: произвели конструкции купола для строящейся Академии боевых искусств, располагающейся в Парке 300-летия Санкт-Петербурга, рядом с Лахта-центром.
- В чем уникальность обновленного производства?
- Работает все это так. В автоматическом режиме за 30 минут на прессе происходит установка стапелей для запрессовки почти любой формы заготовки из клееной древесины, в том числе гнутоклееной. Длина пресса позволяет создавать изделия до 30 метров, делать длиннее нецелесообразно, логистика спецтранспортом становится дорогой и зачастую не реализуемой из-за условий проездов через мосты и перекрестки.
При этом сам крупноформатный обрабатывающий 3D центр, более впечатляющая установка с рабочим полем 40 на 8 метров. Поместив заготовку длиной до 30 метров и шириной до двух, притом еще и гнутоклееную, происходит лазерное позиционирование и корректировка обработки. Далее начинается такой «обыденный» процесс: портальный узел, получив задание прямо из конструкторской 3D модели, самостоятельно меняя режущий инструмент, начинает пилить, фрезеровать, сверлить... И в результате за 30-60 минут создается огромное изделие идеальной точности.
Для сравнения: в обычном порядке бригада специалистов частично механизированными, но в основном ручными средствами выполняла бы эти операции несколько дней, как на других российских предприятиях. Погрешность ручной обработки весьма значительная, а автоматическая обработка гарантирует изготовление идеальной точности. Автоматизация позволила увеличить производительность в четыре раза, а значит сократить и технологические сроки исполнения заказов.
- Не страдает ли при этом качество?
- Современное оборудование обеспечивает стабильный высокий результат, сокращая влияние человеческого фактора. Но есть еще одна важная составляющая качества. Древесина — природный материал, характеристики которой меняются в зависимости от сезона. В наших цехах температурно-влажный режим поддерживается климатическими установками с увлажнителями. В то же время, 85-90% российских производителей клееной древесины, даже если понимают существующую взаимосвязь, то игнорируют ее, работая без увлажнителей. Издержки такого подхода — внутренние напряжения в материале, деформации, расслоения и трещины по клеевому шву.
- Некоторые ваши коллеги говорят о том, что такие дефекты древесины — не дефекты вовсе, а свойства «живого» материала
- Это не совсем так. Паутинообразные трещинки на торцах, расслоение клеевых соединений и усушечные трещины на боковых поверхностях изделий имеют разные причины образования. Первые – почти неизбежны и не страшны. В то же время, расслоение клеевых соединений – явное нарушение технологических режимов при изготовлении. А усушечные трещины – следствие серьезного и длительного нарушения температурно-влажностного режима при эксплуатации.
- Чем опасны такие дефекты?
- БКДК применяются в каркасах зданий и покрытий. Это ответственные несущие конструкции, к которым предъявляются более высокие требования. Обеспечить их можно только строгим соблюдением технологических режимов. Как пример: в аквапарках и бассейнах, каркас из клееной древесины прослужит с сохранением высоких эстетических свойств 40-50 лет, что в 3-4 раза дольше, чем металлический.
И представьте себе, что СК Русь обеспечивает одинаково высокий уровень качества как для ответственных БКДК, так и для комплектов домов из клееного профилированного бруса, что только повышает гарантированный срок службы домов заказчикам!
- Чем обусловлен столь высокий уровень требований, установленный в компании?
- Репутацию стабильного и надежного подрядчика, специализирующегося на загородном строительстве, компания получила в середине прошлого десятилетия. В настоящее время «Русь» - это холдинг, в составе которого имеется предприятие, выпускающее стеновой и конструкционный клееный брус, мебельный комбинат, производство товарного бетона, изделий из натурального камня. То есть, обычно наши верные заказчики получают от нас построенный объект «под ключ» с мебелью и шторами.
Данный вектор определен амбициями Владимира Васильева – владельца нашей компании: он созидатель по своей природе, и именно таких людей объединяет в своей команде, не приемлет плохой работы, хочет быть лучше, чем другие, и это замечательно!
Характерный штрих к портрету руководителя: в 40-летнем возрасте Владимир Васильев достигнув успехов в бизнесе, реализовал свою мечту, позволив себе заняться автоспортом, и за три года сделал спортивную карьеру, став мастером спорта международного класса, создал свою команду и добился впечатляющих результатов: неоднократный чемпион России, обладатель Кубков Мира по ралли-рейдам.
- Ваше производство клееной древесины создавалось с нуля?
- Да, и это тоже важно. В отличие от предприятий, в свое время получивших в наследство советское оборудование, или тех, что начинали производство с дешевого оборудования из Юго-Восточной Азии, мы не стали заложниками недостаточных производственных мощностей и выбора неправильных ориентиров.
Возможности большинства российских предприятий позволяют производить клееный брус до 180 мм по высоте. Это материал, который может быть неплохим, но все-таки эконом-класс – конкуренция высокая, и производители начинают в ущерб качеству экономить на применяемом клее, сушке исходного сырья. И, как следствие – соответствующий результат.
- Вы упоминали стеновой и конструкционный клееный брус, в чем разница?
- Конструкционный — используется для ответственных несущих конструкций. Визуально он отличается от стенового бруса меньшей толщиной ламелей и их горизонтальным расположением. В процессе запрессовки, из таких ламелей можно выполнить заготовки переменного сечения, а также прямолинейные и гнутоклееные, тем самым, создавая возможность реализовать строения различных конфигураций — купола, арочные конструкции и т.д.
- В каких сферах, кроме частного домостроения, используются БКДК?
- Частное домостроение — не основная область их использования. В Петербурге реализованы несколько десятков проектов в сфере промышленного и коммерческого строительства с применением БКДК. Яркие примеры титульных объектов из клееной древесины в Санкт-Петербурге – это аквапарки «Питерленд» и «Вотервиль», ФОКи «Газпром-детям», Центр плавания «Невская волна». В некоторых из этих строений, например, смонтированы купол диаметром до 90 метров, перекрыты пролеты 45 и 56 метров, впечатляет?
- Какая максимальная величина безопорного пролета, перекрываемого конструкциями из БКДК?
- До 150 метров, правда, это будет составная конструкция, со скрытыми жесткими или шарнирными узлами.
Справка «ЗО»: Симбиоз технологий
Сегодня европейское происхождение клееного бруса и БКДК воспринимается почти как догма. Но своими успехами современное деревянное домостроение в значительной степени также обязано советским инженерам. В частности, в СССР работало около десятка заводов, выпускавших клееные конструкции.
Технологии производства, армирования и разработка библиотеки узловых соединений для БКДК разработали в ЦНИИСК им. Кучеренко еще в 1970-е годы (система ЦНИИСК). Как результат в РФ существует технология вклеиваемых армирующих стержней, а в Европе – ввинчивающихся.
Второе дыхание открылось в данной отрасли после появления новых современных клеев, линий сращивания, автоматических прессов и обрабатывающих центров.
- С какими расхожими мифами и предубеждениями заказчиков вы чаще всего сталкиваетесь?
Клиентов переубеждать не приходится. Ведь если они к нам приходят, то уже подготовленные, с осознанным выбором.
Более серьезная для нас проблема – архитекторы и конструкторы, не имеющие опыта работы с БКДК. Вот пришел к такому проектировщику Заказчик с задачей сделать купол или перекрыть пролет. Конструктор, чтобы не потерять клиента, будет склонять Заказчика в сторону пользу более удобного и привычного для него варианта, металла и бетона. Это, действительно, для нас проблема. А ведь на самом деле конструктивные схемы в металле или дереве одинаковые.
А архитекторы только выигрывают, если начинают развиваться и применять БКДК в своих проектах. Добавление таких элементов даже в проекты, выполненные в классическом стиле, делают их интереснее, современнее и свежее.
Почти стопроцентным «показанием» к использованию БКДК являются эстетические свойства, а также стойкость к влагосодержащей и химически агрессивной среде. Думаю, что для многих будет откровением, что в такой среде, БКДК могут стоять не менее 50 лет, а металлические не более 10 лет. Вот пример: в Москве в начале 1990-х годов строились склады для антигололедных материалов. К 2000 году полностью разрушились металлические склады, алюминиевые продержались чуть дольше, а деревянные без серьезных затрат эксплуатируются и сегодня.
- К тому же, дерево – материал дружелюбный…
- Да, конечно, хотя я и не знаю, в каких единицах можно измерять дружелюбие. Но в деревянном доме нам тепло и уютно. Вот, к примеру, в Ледовом дворце на проспекте Большевиков, в преддверии концерта поднимаете глаза вверх и, увидев нагромождения металла, сразу их опускаете, чтобы сосредоточиться на представлении. Рядом, на улице Джона Рида, находится Дворец плавания с каркасом покрытия из БКДК. Я сам был на новогоднем представлении с детьми и слышал много теплых отзывов о хорошей ауре и о деревянных конструкциях, которые создали неповторимый шарм. Выходит, что ощущения совсем другие…
Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 64, к. 1,
тел. 334-16-19