Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

All Wright

VIP-недвижимость / 29.08.2019

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Фрэнк Ллойд Райт, автор Дома над водопадом, стал одной из ключевых фигур в архитектуре XX века.

В поисках гармонии человеческого жилища и окружающей среды, Райт заложил новые для своего времени художественные принципы, которые легли в основу органической архитектуры, популярной по всему миру и набирающей обороты в России.

Самыми узнаваемыми, «фирменными» творениями архитектора стали «дома прерий» — распластанные асимметричные здания со строгими геометрическими формами, пологими крышами с большим выносом, ленточным остеклением и преобладанием горизонталей над вертикалями. Большинство экспертов считают, что такой стиль привлекает и российских заказчиков, уставших от классики и в то же время не готовых к ультрасовременным решениям. Стиль Райта, как его часто называют, выступает тем самым разумным компромиссом между традиционной, проверенной, архитектурой и откровенно современной, которой многие побаиваются.

Стильное, элегантное здание сразу выделяется в окружающей застройке. Для отделки «органического дома» архитекторы используют благородные, разнофактурные материалы: камень, штукатурку, кирпич, — которые делают его еще солиднее и респектабельнее. Функционал дома также не вызывает сомнений: свободная внутренняя планировка весьма актуальна в интерьерном дизайне, закрытые и открытые террасы как место для отдыха на свежем воздухе уже давно завоевали симпатии домовладельцев, а возможность получения полноценного второго этажа с сохранением компактного облика дома радует хозяев, которым не хочется жить в мансарде.

Как признаются специалисты, строительство коттеджа в органическом стиле — не самое бюджетное. С одной стороны, он обойдется дешевле многих современных проектов, зачастую требующих более дорогих материалов и технологий. Однако и дом в стиле прерий предполагает использование далеко не самой бюджетной отделки, а также нестандартных элементов, таких как вытянутые окна. Играет роль и площадь постройки: в среднем проект в духе Райта — 550 кв. м, хотя встречаются и небольшие здания, их распластанный образ создается за счет пристроек и террас.

В погоне за внешним сходством нельзя забывать о главном принципе американского архитектора: каждое здание уникально, как и окружающая природа. Облик домов Райта определяла их функция, назначение и природные условия, а не следование определенному стилю или декорирование. Именно этот принцип архитектора порой вызывает серьезную полемику в кругах специалистов. По мнению ведущего архитектора компании «ОД-Фамилия» Александры Давыдовой, нельзя вычленять из всего многообразия творчества Райта лишь один его этап, связанный с «домами прерий». «Эти постройки объединяет вовсе не определенный стиль, а сама природа, вызвавшая к жизни большие окна и широкие козырьки для защиты от жаркого солнца. Можно ли говорить о стиле Райта и пытаться копировать его приемы, если автор отстаивал целесообразность перед стилизаторством? Нужно ли переносить художественные решения Райта на российскую почву с климатом и природными условиями, отличными от американских?» — рассуждает Александра Давыдова.

С ее точкой зрения перекликается и подход Алексея Сколдинова, главного архитектора компании «Росса-Ракенне СПб»: «При проектировании поселка HonkaNova мы не ставили цель скопировать приемы Райта, а скорее искали нестандартные, острые решения, развивая найденные им художественные принципы и создавая при этом качественную современную архитектуру». Другие эксперты уверены, что не только философия, но и приемы Райта актуальны в России, однако участок и его условия играют при проектировании ключевую роль.

«Стиль Ф. Л. Райта востребован в настоящее время. Люди путешествуют, смотрят, как строят дома за границей, и понимают, что в тренде современные, но апробированные решения. Органическая архитектура привычна для глаза — как и в природе, в ней нет абсолютной симметрии, и она всегда уместна ввиду использования природных материалов. Главный принцип архитектуры Райта — гармония с окружающей природой, поэтому мы старались максимально отталкиваться от ландшафта, использовать местные материалы, такие как сосна и камень. Создание поселка в едином стиле также помогло уйти от стилистической мешанины, некого «шанхая» в застройке. Когда мы только начинали работать над проектом, домов в таком стиле в России строилось совсем мало, а сейчас все больше домовладельцев копируют наши постройки», — говорит Андрей Вози­сов, руководитель проекта «Райт Парк».

Алексей Сколдинов,  главный архитектор компании HONKA в России 

При мысли о деревянном здании у большинства людей возникает образ скандинавского или русского дома. И, уж конечно, дерево не ассоциируется с постройками Райта, возведенными из кирпича, камня и бетона. Но тем и привлекателен этот стиль, что его можно развивать в иных материалах, привычных для той или иной местности. Кроме того, дерево хорошо сочетается с другими фактурами — керамогранитом или камнем, например, в разноуровневом доме на каменных опорах, вписанном в рельеф.
Приемы Райта, переосмысленные в российских реалиях, зачастую оказываются актуальными в Петербурге. Вынос кровли в деревянном доме защищает фасад от прямых солнечных лучей, дождя и снега. А в постройки из клееного бруса легко интегрируются такие элементы стиля Райта, как свободные планировки, большая площадь остекления. В результате в архитектуре Honka реализуется основной принцип Райта — целесообразности и органичности постройки.

Сергей Андрианов, главный архитектор СК «Мера»

При проектировании домов в органическом стиле не идет речь о прямом цитировании. Мы можем говорить об общих объемах и декоративных приемах, таких как массивный первый этаж и легкий второй. Как правило, мы используем современные формы и элементы, и фасад в современной интерпретации получается более лаконичным по материалам и деталировке. Тем не менее некоторые требования к материалам позволяют создать необходимый антураж: натуральный или искусственный дикий камень с грубой фактурой, дерево (термодревесина, планкен из лиственницы или керамогранит под дерево), цементно-песчаная черепица или фальцевая кровля, а также окна с мелкой расстекловкой.

Антон Гаринов, руководитель отдела продаж загородной недвижимости компании «Строительный трест»

Имя Фрэнка Ллойда Райта и его стиль — это визуальный бренд на рынке архитектуры, его нельзя спутать ни с каким другим. Точно так же, как стиль Антонио Гауди или Захи Хадид.
На стиль Райта мы ориентировались в нашем коттеджном поселке премиум-класса «Озерный край» в Токсове при создании некоторых проектов вилл: дома из натурального кирпича, облицовка цокольных этажей натуральным камнем, плоские и вынесенные скаты кровель, террасы, панорамное остекление, классические камины.
В таких домах заказчиков привлекает эстетическая составляющая. Подобные коттеджи и виллы очень эффектно смотрятся на фоне живописных пейзажей. Кроме того, дома Фрэнка Райта создавались прежде всего для жизни. Домовладения в КП «Озерный край» предназначены для постоянного проживания, там нет загородных коттеджей в классическом понимании.
В нашем поселке предлагаются дома в стиле Райта от 200 до 500 кв. м стои­мостью от 22,2 млн руб. В августе мы вывели в продажу новый коттедж с полной отделкой на самом большом участке в поселке — 42 сотки. Стоимость этого домовладения 93 млн рублей.

Александра Давыдова, архитектор компании «ОД-Фамилия»

Если мы говорим о Ф. Л. Райте, то должны забыть о фасадах и стилях. Райт уникален не тем, что придумал образ дома, — дома у него были совершенно разные, а тем, что разработал принципы «органической архитектуры», за которые бился и которым учил. Райт отрицал понятие «стиль»: «Хватит пародировать стили, пора начать думать и проектировать исходя из особенностей местности, климата, рельефа, доступных технологий, материалов, наз­начения здания, именно это должно определять его внешний облик, а не попытка сделать дом похожим на что-то, что построили где-то еще и назвали красивым».
Когда мы говорим, что есть какое-то прочтение «домов прерий», по сути, архитектор работает не по принципам Райта, а против них, и не как архитектор, а как декоратор, повторяющий образ «домов прерий».
Говоря о домах Райта, всегда имеют в виду фасад, но забывают об особенностях планировок архитектора. Внешний облик дома в первую очередь определяется его наполнением, помещения развиваются по линиям движения, а комнаты в доме — это сложная продуманная связь функциональных зон (спален, общих пространств, подсобных помещений). Пространство начинает образовывать форму дома, оконные системы развиваются группами изнутри, а потом уже переходят на фасад, в котором не должно быть ни одного инородного элемента.

В избранном В избранное
1900
Предложения