Несмотря на то что Фрэнк Ллойд Райт предостерегал архитекторов от стилизации, повторения эффектных приемов, призывая идти от технологии и назначения дома — к внешнему облику, выдерживая соответствие архитектуры климату и окружению, в сознании заказчиков именно стилистика домов прерий в адаптированном варианте сделала их популярными и воспринимается как респектабельный образ.
Популярность так называемых домов Райта у российских домовладельцев определяют в большей мере внешние черты. В этом ключе в тезаурус загородного домостроения вошло словосочетание «в стиле Райта» или даже «стиль Райта».
Благодаря «распластанности», невысокому фундаменту, подчеркнутым горизонтальным элементам конструктива они создают впечатление заземления, устойчивости, органичной привязанности к участку. Другая важная составляющая — угловатые минималистичные формы. Райт комбинацией простых объемов достигал удивительного единения постройки с ландшафтом.
Этот прием сочетания нескольких геометричных объемов общий у домов прерий и более позднего contemporary. Однако если у «кубиков» из стекла и бетона крыши плоские, то у домов Райта — четырехскатные (вальмовые) и довольно пологие, с небольшим, 15–20°, углом наклона скатов. Конструкция кровли, ее материал и отделка фасадов как раз и делают облик домов Райта отличным от выполненных в современном стиле contemporary.
Узнаваемый образ формируют асимметрия фасадов, ярко выраженные горизонтали карнизов и выступающих свесов крыши, немного уравновешенные прямоугольными в сечении колоннами. Райт, вдохновляясь японскими храмами, использовал «ленточные» (ряд широких и невысоких) окон под карнизом или кровлей для создания ощущения парящей в воздухе крыши. Сегодня для подобного эффекта вместо отдельных окон используют расстекловку или фрамуги оконных рам.
И если японские храмы строились по каркасной технологии, то в России дома Райта почти всегда каменные — из керамических блоков и газобетона, но есть примеры из клееного бруса. Перекрытия бетонные, или железобетонные, или деревянные.
На фасадах непременно присутствует каменная отделка в сочетании с деревянными элементами и штукатуркой, а нередко и соло.
Если говорить не об элементах, а о принципе органичной архитектуры, то Райт подразумевал в том числе единство постройки и ландшафта — стирание грани между помещениями и окружающей средой за счет больших окон и террас. Этот прием сегодня используют повсеместно.
Другие черты стиля уместны для современного загородного Петербурга: выносы крыши защищают фасад от прямого солнца и осадков, формируют крытые террасы; свободная планировка стала обязательной для любого современного дома (к слову, именно Райт в начале ХХ века объединил кухню, столовую и гостиную).
Такая горизонтальная ориентация исключает сооружение высокого цоколя для посадки дома на участках с ярко выраженным рельефом. Дома в стиле Райта строятся максимум в два этажа, чаще одноэтажные. Полноценный второй этаж, без понижения потолков к стенам, как в мансарде, определяет их популярность для круглогодичного проживания.
Такую стилистику редко используют для небольших домов. И для многих заказчиков дом в стиле Райта — более современная интерпретация классического особняка в понимании «представительского», «солидного».