Трендовые работы избегают буйства красок а впечатляющего эффекта достигают благодаря сочетанию разнообразных оттенков зеленого.
Лесные мотивы, способность растений восстанавливать поврежденные человеком ландшафты и другие не присущие российским частным садам тренды отражали работы, представленные на Chelsea Flower Show. Королевское садоводческое общество (The Royal Horticultural Society) проводит шоу больше века, с 1913 года. В этом году в трех номинациях: Show Gardens — «Выставочные сады», Artisan Gardens — «Природные сады», Space to Grow — «Пространство для выращивания». Сразу несколько представленных на выставке проектов были посвящены восстановлению поврежденных ландшафтов.
Лучшие из лучших
Главными героями действа в саду становятся деревья, травы, папоротники и хвощи, а не красивоцветущие растения. Сад The M&G Garden (автор композиции Энди Стэджен) демонстрирует способность природы к самовосстановлению и способность растений захватывать свободные пространства. Обожженная древесина, символизирующая черные скалы, эффектно подчеркивает свежесть зелени. Каменные плиты и скульптурные формы создают своеобразный горный ландшафт, извилистые гравийные дорожки ведут к площадкам для отдыха.
Технологии и материалы, обеспечивающие экологическую устойчивость и рациональность экосистемы, были использованы в саду The Morgan Stanley Garden (автор Крис Бердшоу). В процессе строительства все земляные работы выполнялись электрическим экскаватором, а растения высаживались в многоразовых контейнерах, что существенно сократило количество отходов и уменьшило вредное воздействие на окружающую среду.
Актуальный принцип «устойчивого сада» реализовала Сара Эберле в проекте The Resilience Garden. Проект обращает внимание на проблемы лесов вследствие вмешательства человека: изменение климата, инвазивные виды растений, использование пестицидов, распространение болезней и вредителей. Но он предлагает и решения, наглядно показывает способ сделать леса более устойчивыми; наряду с традиционными местными видами в нем высажены специально подобранные экзотические растения, способные выстоять в меняющейся среде. Особая роль в дизайне отводится деревьям и кустарникам: экзоты контрастируют с представителями местной флоры.
Функциональный сад масштабом поменьше
Открыть то, что обычно остается в тени, стать местом, где члены семьи могут провести время вместе, побороть стрессы и усталость, решить проблемы, о которых не решались сказать вслух, даже «взглянуть в глаза своим страхам» можно в природном саду Family Monsters Garden (автор проекта Алистер Байфорд). Высаженные по периметру деревья образуют приватный уголок, внутреннее пространство которого украшают наперстянки и астранции, а огромные валуны гармонично вписываются в ландшафт.
Положительную роль социальных сетей, которые обогащают жизнь молодых людей в современном мире, обыгрывает сад The Facebook Garden: Beyond the Screen (дизайнер Джо Перкинс).
Береговая линия, где соприкасаются земля и вода, символизирует границу между реальностью и виртуальностью. Роль волн отведена инсталляции из камня, а для изготовления мебели использована переработанная древесина, оставшаяся от старых яхт. В композицию включены растения, характерные для разных регионов (Шотландии, северо-востока США, Новой Зеландии и Мексики), что символизирует единение людей из разных стран.
Развивающее пространство для детей и их родителей представлено в Montessori Centenary garden: яркая пергола, веселая смесь цветов, кустарников и деревьев со съедобными плодами. Сад отражает принципы раннего дошкольного обучения международного центра Montessori Centre International. Здесь дети могут самостоятельно ухаживать за растениями, каждый сантиметр задействован под грядки и клумбы. Автор композиции Джоди Лидгард выбрала прием, все чаще встречающийся в проектах современных ландшафтных дизайнеров, — зеленые крыши. Под посадки отведена крыша над площадкой для детских занятий.
Возвращение к природе
Большинство проектов, участвовавших в Челси-2019, напоминали о нетронутой человеком природе — без идеальных газонов, правильных клумб, выверенных дорожек и геометрически точных топиаров. Пожалуй, самым ярким примером такого сада стал представленный вне конкурсной программы Back to Nature Garden — «Возвращение к природе». Проект был разработан Ее Высочеством герцогиней Кембриджской Кейт Миддлтон и дизайнерами Андре Дэвисом и Адамом Уайтом (ландшафтно-архитектурное бюро Davies White Landscape Architects). Сад создавался как «дикая лесная местность», которая должна вдохновлять людей больше времени проводить на природе. В нем есть и большие деревья, и бурлящий ручей, и тарзанка, и маленький деревянный домик для игр. Уголки первозданного леса можно было встретить и в других проектах, например в The Savills and David Harber. Ключевой элемент сада Эндрю Даффа — небольшой пруд с инсталляцией в окружении лесной растительности.
Растения, использованные в большей части композиций, продолжали тему диких и естественных садов: это папоротники и хвощи, молочаи и наперстянки, лабазник и коровья петрушка. Белые облака коровьей петрушки (иначе: купыря лесного, родственника приснопамятной цикуты и небезызвестного борщевика) можно было встретить почти повсюду.