Правильный подбор и размещение светильников «подправит» геометрию помещения, скроет недостатки интерьера и подчеркнет его достоинства. Кроме того, грамотно организованное освещение даже поможет справиться с осенне-зимней депрессией. Но прежде чем оборудовать свой загородный дом осветительными приборами, следует учесть несколько основных правил – ведь свет, как хороший спектакль, требует хорошей режиссуры.
На сцене – свет
В дизайне интерьеров «играют» разные виды световых потоков. Во-первых, это так называемый точечный свет от локального осветительного прибора, расположенного на верхнем, среднем или нижнем уровне (потолочный светильник, бра, торшер, настольная лампа и т. д.). В зависимости от назначения светильника такой свет может быть направленным или ненаправленным (настольная лампа в кабинете или бра в прихожей). Во-вторых, рассеянный прямой свет, который дают источники с большой светящейся поверхностью, например, классические люстры или шарообразные светильники. И наконец, отраженный свет, когда световой пучок от основного источника перенаправляется на отражающую поверхность (потолок, белую стену, любую другую хорошо отражающую поверхность) и преобразовывается в мягкий заполняющий свет. Это самый безвредный и очень комфортный свет, поэтому современные светильники часто оборудованы системой отражателей: сначала поток света от лампы попадает на них, а затем рассеивается в пространстве.
Световые потоки надо тщательно спланировать. Организовывать равномерное яркое «медицинское» освещение всего помещения не стоит: в этом случае теряются контуры, пространство кажется скучным и быстро утомляет. Лучше устроить ocтровки света: комфортная световая среда в каждом помещении предполагает как минимум два источника, комбинацию верхнего и нижнего света. При таком подходе соседство света и тени вызывает ассоциации с природой, создает уют и приятный глазу световой ритм.
Законы режиссуры
В современной режиссуре света условно различают американский и европейский стиль. Американцы – сторонники местного освещения, позволяющего зонировать пространство и построенного на бра, напольных торшерах, настольных лампах. Такие локально освещенные участки позволяют создать для каждого члена семьи свой психологически комфортный микромир даже в большом общем пространстве.
Европейский стиль, напротив, предполагает использование центрального источника освещения: люстры или потолочного светильника рассеянного света, объединяющих помещение и создающих полутени. При этом можно выбрать светильник, направляющий свет вверх или вниз. Если основной световой поток идет вниз, под светильником образуется хорошо освещенная зона, а остальное пространство визуально воспринимается как второстепенное. Если использовать светильник со световым потоком, устремленным вверх, свет будет отражаться от потолка и мягко освещать всю комнату.
Придерживаться какой-то одной концепции (американской или европейской) нет смысла, гораздо эффективнее совместить оба подхода, каждое помещение загородного дома нуждается в своей, детально продуманной системе освещения. Например, в прихожей, кроме общего света, стоит организовать подсветку зеркала и гардероба, а в ванной комнате можно отдельно подсветить зеркала, полочку или столик с туалетными принадлежностями.
Очень важны «световые игры» на кухне, здесь освещение можно условно разделить на общее и рабочее. Следует продумать и локальные светильники для основных функциональных зон (шкафчиков, кухонного стола, плиты и пр.), и комфортное освещение над обеденным столом, создающее особый семейный уют. А если кухня объединена со столовой, можно предусмотреть их автономное освещение и «выключать» из интерьера ту или иную зону, просто погасив в ней свет. Наибольший простор для фантазий – разумеется, гостиная. Здесь можно предусмотреть несколько видов освещения – и «парадное» общее, и мягкий свет для просмотра телевизора, и интимный полумрак для задушевных бесед.