К техническим постройкам относятся гаражи, навесы для автомобиля, мастерские, кладовые и прочие. Они могут быть встроенными и отдельно стоящими, конструктивно разными. Какие лучше?
Дом для авто
Место для гаража выбрать непросто. Иногда укрытие для машины оборудуют в цокольном этаже. Но такой вариант сложный и недешевый. Само по себе возведение цоколя значительно удорожает проект загородного дома. А размещение в нем авто накладывает ряд дополнительных требований к гидроизоляции, вентиляции, пожарной безопасности.
Проект цокольного гаража разрабатывается одновременно с проектом загородного дома, никакие изменения в процессе строительства невозможны. Заодно стоит заранее подумать, одно или два авто понадобятся семье и не придется ли покупать более габаритную машину. В любом случае пространство лучше выделить с запасом, а не впритык.
Пристроенный к дому гараж технически несколько проще. Хотя и тут есть свои нюансы. Например, желательно выбирать такое место, чтобы гараж не соседствовал со спальней, детской, другими жилыми помещениями. Но при этом надо обеспечить еще и удобный выезд с участка.
Дом и гараж могут строиться как на общем фундаменте, так и на самостоятельных. В последнем случае надо учитывать, что усадка коттеджа и «автодомика» бывает разной. Следовательно, необходимо профессионально связать фундаменты, что под силу только опытным строителям.
Важно позаботиться о пожарной безопасности. Общую с домом стену нужно изолировать негорючими материалами. Нередко гараж отделяют от дома вентилируемым тамбуром. Необходимый пункт — теплоизоляция. Специалисты считают, что отапливать гараж вовсе не обязательно, достаточно утеплить стены.
Отдельно стоящий гараж не имеет никакого «влияния» на дом, при таком выборе точно не будет шума, специфических запахов и т. п. Кроме того, автономный гараж можно поставить ближе к выезду с участка. Главное, продумать схему прокладки коммуникаций через участок и возможность их ремонта.
Интересное и эффектное, хоть и дорогое ноу-хау — подземный гараж с лифтом. Лифт может быть даже двухярусным. Но специалисты советуют сто раз подумать, прежде чем остановиться на таком варианте. Даже если средства позволяют, все же обслуживать автомобиль в «лифте» неудобно. Да и электроника всегда может дать сбой, тогда какое-то время до машины будет не добраться. Зато такой гараж не виден на участке, поверх него можно даже уложить рулонный газон.
Просто навес
Простое и технологичное решение — навес для автомобиля, либо отдельно стоящий, либо пристроенный к дому. Критерии выбора очевидны: если размер участка позволяет, лучше ставить машины вдали от дома, если соток мало, остается «слитный» вариант. При этом, конечно, надо учитывать, какой это автомобиль. Поскольку навес — сооружение открытое, машина станет заметным элементом ландшафтного дизайна. Также придется продумать алгоритм въезда и выезда, чтобы не маневрировать среди клумб и избежать проблем в зимний период. Спланировать место для навеса нужно при проектировании, чтобы подвести к нему электричество. Кабель в защитном рукаве лучше протянуть до начала строительных работ.
После выбора места определяются с конструктивным решением навеса. Фундамент обычно не нужен, но если автомобиль довольно тяжелый (внедорожник, микроавтобус), строители рекомендуют сделать стяжку из бетона поверх утрамбованной песчано-щебеночной подушки. Под легкие авто достаточно заасфальтированной или засыпанной щебенкой площадки. Чтобы основание оставалось сухим, желательно предусмотреть небольшой уклон. Если участок расположен в низине, неизбежен дренаж.
Конструктивно навес состоит из каркаса с опорами, перекладины и крыши. В зависимости от типа кровли навес может быть односкатным, двускатным или арочным. Есть также вариант с плоской крышей (именно его чаще всего изображают на красивых картинках дизайн-проектов), однако в этом случае возможны проблемы зимой. В качестве опорных столбов используют оцилиндрованное бревно, деревянный брус, металлический профиль или трубу. Некоторые предпочитают капитальные опоры из бетона или кирпича. А кровлю чаще всего сооружают жесткую листовую: из профилированного металлического листа либо поликарбоната.
Технические помещения широкого профиля
К техническим помещениям относят также мастерские, теплицы, системы хранения, дровяники. Даже площадка для мусора на участке должна быть оборудована максимально удобно и рационально.
Иногда вместо множества технических помещений целесообразно построить единый хозблок, включающий мастерскую, место для хранения инструментов, спортивного инвентаря и садовой техники, душевую, дровяник и т. д. Сооружение объединенного хозблока оправдано и экономически, поскольку потребуется один фундамент вместо нескольких небольших.
Хозяйственные объекты можно построить из любых материалов, главное — обеспечить удобство эксплуатации и ремонта и выполнить технические требования. Согласно российскому законодательству, при возведении хозпостроек на участке необходимо руководствоваться СНИПами.
По строительным нормам, хозпостройка может примыкать к дому, однако в помещение для мелкого скота и птицы должен быть отдельный вход, расположенный не ближе 7 м от входа в дом. Высота хозяйственных построек должна быть не меньше 2 м.
Для обеспечения пожарной безопасности между крайними строениями и группами строений выдерживается расстояние не менее 6 м (между деревянными каркасными постройками — 15 м). Не разрешается возводить хозяйственные постройки близко к границе участка: 5 м — минимальный отступ.
Стоит постараться спланировать все технические помещения при проектировании коттеджа. В этом случае учесть неочевидные нюансы помогут специалисты.