Серые оттенки неба в историческом Петербурге во времена империи было принято и даже предписано сглаживать светлыми теплыми тонами оштукатуренных фасадов с белыми рустами, пилястрами, наличниками и колоннами.
Пилястры, ригель и руст
Классические особняки в стиле историзма с эффектными карнизами, кронштейнами и балюстрадами по-прежнему популярны, и прежде всего у самых состоятельных заказчиков. Это направление в силу петербургского контекста имеет все шансы остаться константой: его никак не назовешь безразличной к окружению универсальной архитектурой.
Однако подход к наружному декору зданий в стиле историзма за 10–15 лет поменялся кардинально: ушли в прошлое попытки украсить фасад помпезной пенопластовой лепниной. Заказчики скорее предпочтут обусловленный стилем, уместный и гармоничный декор, дороговизна которого не бросается в глаза, отмечает Анатолий Комар, генеральный директор компании «Красный камень».
Конструктивно-декоративное
В современном петербургском домострое-нии все больше доминирует принцип элегантной лаконичности, отличной все же от скандинавского минимализма. Индивидуальный образ создается конструктивными средствами: сочетанием фактур материала отделки, выполняющей прежде всего защитную функцию; подчеркнутым массивом несущих конструкций; скрытым или направленным освещением. Большие выносы крыш, консоли, ребра перекрытий, широкие пролеты и огромные окна создают яркие образы.
«Сухость и жесткий минимализм фасадов, свойственные баухаусу, не слишком любимы петербуржцами вообще, и заказчиками HONKA в частности. Они предпочитают делать фасады более выразительными сочетанием дерева и камня, ритмом оконных переплетов, выступающими конструктивными элементами», — говорит Алексей Сколдинов, главный архитектор компании «Росса Ракенне СПб», эксклюзивного дистрибьютора HONKA в России.
Дерево как функция
Петербуржцам присуща любовь к дереву в частных домах, и это их роднит с северными соседями — финнами. В Суоми считают, что деревянные детали на фасадах необходимы — они призваны подчеркнуть интеграцию с окружающей дом природой и дух национальных традиций. Как видно по домам на жилищной ярмарке Asuntomessut, деревянная отделка присутствует везде в разных вариациях: гонт, декоративные рейки, доски — горизонтальные, а в последнее время чаще вертикальные, обработанные полупрозрачными составами, которые не скрывают текстуру и выдержаны в естественных цветах древесины дуба, бука, ореха. «Если для нас деревянные стены — это привычная ассоциация: вагонка и старая дача, то у них это новое звучание современного дома», — считает Владислав Ремиш, коммерческий директор компании SKOG Homes Russia.
Александра Давыдова, ведущий архитектор компании АСК «ОД-Фамилия», убеждена, что каждый элемент фасада должен иметь смысловую нагрузку, тогда дом никогда не вый-дет из моды: «В домах, построенных в коттеджном поселке «Шале Парк Superbia», деревянные элементы отделки фасада выполняют определенную функцию, где-то защитную, где-то конструктивную — с помощью дерева, например, оформлены световые фонари».
Александра Давыдова, ведущий архитектор компании «ОД-Фамилия»
Признаться, я против применения декоративных элементов в отделке домов, особенно «модных в этом сезоне». Облик дома должен формироваться исходя из исключительных условий — образа жизни владельцев, окружающей среды, материалов и технологий, оптимальных именно для этой местности и климата. Только так создаются дома, которые не выйдут из моды, будут всегда актуальны в данном месте и полностью соответствовать потребностям хозяина.
Уникальный облик дома в таком случае вытекает сам собой, в нем форма и функция едины и каждый элемент имеет смысловую нагрузку.
Например, в наших домах для деревянных элементов фасада используются разные цвета. Это в первую очередь оределяется мироощущением владельца. Кто-то предпочитает эффект скалы, где темное дерево не выделяется в сером кирпиче, кто-то, наоборот, хочет, чтобы дом заиграл контрастными линиями. Но все наши цвета естественны, мы их «берем» из окружающего ландшафта. Темное дерево «играет» с темными стволами деревьев вокруг домов, светлое — с янтарными верхушками сосен. Дома не должны противоречить окружающей среде, они должны быть ее продолжением. Деревянные элементы несут в себе функцию, где-то защитную, где-то конструктивную — с помощью дерева мы оформляем световые фонари. Дальше фасад начинают украшать настенные светильники, они могут быть классическими или современными, это опять же зависит от ощущений владельца. Но каждый элемент непременно обоснован, стоит на своем месте и выполняет свою функцию, и все вместе они становятся единой продуманной и красивой структурой.
Анатолий Комар, генеральный директор компании «Красный камень» (Red Stone)
Объем продаж элементов декора для фасадов частных домов в нашей компании стабильный из года в год. Если сравнить дом с обликом петербурженки, то фасадный декор — не вычурный, а говорящий о чувстве стиля и вкусе барышни аксессуар, придающий утонченную завершенность всему образу.
Декор — это не только классические в петербургском понимании пилястры, наличники, руст и арки, без которых не обходится ни один оштукатуренный исторический фасад. Таких элементов, пожалуй, стали использовать меньше, особенно украшений из пенополистирола. Тогда как элементы из искусственного камня, высококачественные и долговечные, неизменно пользуются спросом в дорогих проектах. Свежий, июльский, пример — заказ декора на несколько миллионов для особняка в классическом стиле.
Для домов в современной стилистике, например хай-тека, необычайно популярен ригельный кирпич. Сейчас это хит продаж: длинноформатный, 30–50 см длиной и 5 см высотой кирпич широко используют для отделки фасадов домов-«кубиков», для разных объемов выбирают контрастные тона, но одну фактуру. Не теряет популярности у петербуржцев стиль шале, в котором обязательно применение «рваного» или «дикого» камня, иногда полированного гранита.
В стилистике проекта с отчетливо читаемым отсылом к «домам прерий» Райта используется также каменная кладка в рустикальном ключе, что придает дому оттенок суровости или даже брутальности.