При этом многое зависит от инжиниринговой компании, ее профессионализма и умения выбирать достойных поставщиков.
Стоимость материалов и комплектующих, используемых при строительстве, увеличилась за год до 55% на разные позиции, подсчитали в NF Group.
Осенью, в сентябре и октябре, заметно повысились средние цены на металл для строительной арматуры (до 28% в зависимости от региона, по данным Минстроя). По итогам 10 месяцев существенно подорожали газобетон (19%), кабели (13%), минвата (15%), базовые нерудные материалы (около 10%) и цемент (до 20% в некоторых городах, включая Петербург). Также уверенно растут в цене теплоизоляция (+27% с января) и кабельная продукция (+20%) — из-за удорожания логистики и сырья (синтетических смол и меди).
В Петербурге, по данным Петростата, цемент по темпам удорожания уступает только помидорам (24,2 и 29% за октябрь).
Производители цемента обнародовали заявление о предстоящем в 2024 году росте себестоимости продукта на 17–30%. Причины — удорожание логистики, топлива и электроэнергии, кредитных денег, а также индексация зарплат. Плюс приобретение и ремонт оборудования (здесь включается влияние курса доллара), затраты на экологические программы.
Эти факторы сказываются на себестоимости не только цемента, и в ситуации, когда обоснованность роста проверяет ФАС, а ЦБ устанавливает запретительную ставку, в ожидании повышения неопределенности на российском рынке многие производители стройматериалов сокращают инвестиционные программы. Резервов снижения цен не видно.
Тем временем Минпромторг озаботился наводнением рынка продукцией «неустановленного качества», это, в частности, цемент, строительные смеси, радиаторы отопления и конвекторы, кабели. И с февраля следующего года планируется запустить эксперимент по возвращению госконтроля перечисленных видов продукции, который поручат Росстандарту.
Очередной строительный сезон рынок частного домостроения встретит в условиях, которые мало кто возьмется определить сегодня.
Цифра для аналогов
Один из наиболее волнующих вопросов — обслуживание инженерного оборудования. Судя по рынку китайских автомобилей, с постпродажным обслуживанием у российских автовладельцев и независимых сервисных центров возникли сложности. Нет мануалов, нет каталогов запчастей, диагностического оборудования, софта. Проблему обещают решить за год-два.
Как сейчас поступать домовладельцу с инженерным оборудованием, прежде всего отопительным? Соглашаться на закупку и установку аналогов? Платить за параллельный европейский импорт?
Универсальных рекомендаций, пожалуй, нет, кроме одной: исходя из установленного бюджета и характеристик дома, подбирать подходящее решение с надежным профессионалом.
Компания «Бойлер СПб», как уверяет ее генеральный директор Максим Бирюков, не работает с не прошедшими хотя бы трехлетнюю проверку марками оборудования: «Мы даем трехлетнюю гарантию заказчикам. Поэтому раньше 3–5 лет присутствия оборудования на рынке считаем рискованным переходить на аналоги».
Алексей Соколов, директор по развитию строительной компании «Мера», полагает, что для массового сегмента частного домостроения есть оборудование российского производства.
Ценовую динамику материалов с высокой долей импортных компонентов предсказывать никто не берется, она зависит от курса валют к рублю и стоимости логистики. К ним относятся уже заметно подорожавшие лакокрасочные покрытия, герметики, импортные оконные профили и отделочные материалы премиум-класса, говорит Алексей Соколов.
Большая часть ассортимента общестроительных и отделочных материалов производится в России в хорошем качестве. Но и их зимних распродаж специалисты не ожидают.
Анатолий Комар,
генеральный директор компании «Красный камень»
Наша компания уже к сентябрю превысила объемы продаж 2022 года. Спрос на наши фасадные материалы держится на стабильно высоком уровне. В том числе видим интерес многоквартирных застройщиков, которые стали рассматривать замену клинкерной плитки бетонной. Один из ярко выраженных трендов — использование облегченной бетонной плитки в системах СФТК.
Осенью на рынке были «ценовые качели». Мы на свою продукцию цену не поднимали, держим ее на уровне прошлого года. Из-за ухода импортеров многих фасадных материалов — фасадных штукатурок, клинкерной и фиброцементной плитки — и роста цен на их продукцию у нас открылась возможность увеличения объемов производства и продаж. За счет наращивания объемов можно сдерживать рост цен.
Риски колебания курса на 10–20% заложены в систему ценообразования всех производителей. Более острая проблема — это стоимость кредитных средств для производителей после повышения ключевой ставки до 15%.
Скидок в межсезонье мы давно не предлагаем. Возможны специальные условия для заказчиков больших объемов, действуют партнерские программы.
Алексей Соколов,
директор по развитию строительной компании «Мера»
Строительство, к счастью, довольно инертный бизнес. Колебания цен в основном плавные, тем более на российские товары, которых в строительстве больше, чем импортных. Основные материалы постепенно дорожали, примерно на 5–10% с начала года. Изменение цен на импортные материалы и комплектующие отследить с начала сезона довольно сложно.
Заметнее прочего подорожали лакокрасочные покрытия, эксклюзивные отделочные материалы, оконные профили импортного производства. В зимний период, как правило, значимой ценовой коррекции на материалы нет, есть ряд временных акций поставщиков, распродающих со скидкой излишки/остатки товаров, но в основном цены стоят на месте до следующего сезона. Немного может снижаться стоимость услуг — в связи с несезоном. Инфляция ожидаема и заметна, поэтому часть наших клиентов заинтересованы не откладывать строительные работы до следующего года. Готовы даже нести дополнительные расходы на необходимые мероприятия, позволяющие продолжать строительство зимой.
Существенные трудности возникли с отопительным оборудованием. Для массового сегмента российские аналоги уже существуют, а для премиальных проектов приходится сильно переплачивать или искать других производителей. Ряд аналогов-заменителей уже поступили на рынок, но не всегда компании, монтирующие оборудование, успевают переориентироваться, не все сумели адаптироваться к новым условиям.
Максим Бирюков,
генеральный директор компании «Бойлер СПб»
Наступает новая эра инженерного строительства, и мы готовы к вызовам времени. Многие наши клиенты обращают внимание, что некоторые известные бренды отопительного оборудования ушли с российского рынка. У нас более широкое представление о ситуации. Наш подход здесь такой. Мы нацелены на обеспечение высокого качества наших услуг и всегда работали с надежными зарубежными производителями, в основном немецкими и китайскими. Из китайских производителей выбирали тех, кто доказал надежность и качество своего продукта. Таких европейских компаний, как Viessemann, Meibes, Grundfos, больше нет на нашем рынке. Однако почти двадцатилетний опыт и работа с брендовой импортной продукцией разных ценовых сегментов обеспечили широкий ассортимент и высокое качество оборудования для наших клиентов.
Мы успешно справились с вызовами рынка и оперативно адаптировались к новым обстоятельствам, не изменив стандартов качества. Не торопимся переходить на неизвестные бренды отопительного оборудования и комплектующих. Отвечаем за нашу продукцию и предоставляем на нее три года гарантии.
Наш главный приоритет — решение проблем клиентов и обеспечение их загородных домов качественными инженерными коммуникациями. Мы предлагаем наиболее эффективные и надежные схемы отопления и водоснабжения, учитывая потребности и пожелания клиента и используя индивидуальный подход.