«Ламбери» — коттеджный поселок премиум-класса, расположенный в 6 км от КАД. Он известен английской архитектурой особняков, парковыми ансамблями в общих зонах отдыха — с поросшими кувшинками прудами с перекинутыми через них мостиками, с беседками и скамьями для отдыха, с перголами, увитыми плющами и диким виноградом. «Ламбери» — молодой и «правильный» поселок, в котором обо всех инфраструктурных решениях позаботились заранее — продуманы и планировка территории, и сервисы для жителей.
На старте строительства «Ламбери» в проект были заложены современные инженерные и инфраструктурные решения с возможностью их апгрейда. Жители и администрация оценили свой 10-летний опыт жизни в поселке и решили, что им необходимы дополнительные опции. Что выбрано, что реализовано, каких затрат это потребовало?
Здесь внедрен портал управляющей компании с личными кабинетами жителей, позволяющий проводить онлайн-голосования и опросы, отслеживать информацию по коммунальным платежам и прочее. Через портал жители вносят и обсуждают предложения по улучшению жизни в поселке и инфраструктуры. Например, в «Ламбери» было решено создать собственный мини-пляж на берегу второго пруда в верхней парковой зоне.
На очередном ежегодном собрании собственников администрация поселка и жители своевременно выявили потенциал рисков неплатежей по коммунальным счетчикам, поэтому было решено внедрить автоматическое снятие показаний счетчиков электроэнергии и воды.
За эксплуатацию инженерных систем отвечает управляющий поселком «Ламбери» Андрей Кузнецов. «Нашему поселку более 10 лет. С самого начала строительства для «Ламбери» выбирались самые лучшие и современные технологии во всех составляющих инженерной инфраструктуры —
электро-, газо-, водоснабжении и оптических сетях связи. Все коммуникации у нас проложены под землей, выполнены из надежных материалов, которые прослужат много лет, не требуя затрат на модернизацию.
Но за 10 лет изменились не только технологии, но и законодательство, регламентирующее их использование. То, что ранее было неприменимо в бытовом сегменте потребителей, стало доступно, — говорит Андрей Кузнецов. — Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии в поселке была запланирована и реализована в начале строительства. Однако учет расхода воды велся по старинке. Жители сами подавали показания в личном кабинете, что очень удобно. Но получить показания счетчика, будучи, например, в путешествии, невозможно. И это уже проблема для меня, как ответственного за правильность выставления платежей. Методика рассчета по среднему для домохозяйств, не предоставивших показания, в нашем случае не показала себя эффективной.
Кроме того, в любом поселке всегда есть общие затраты ресурсов, и необходим оперативный контроль их потребления, а не только данные постфактум, в конце месяца. Поэтому одним из важных требований было обеспечение точного расчета потерь электроэнергии и воды.
Мы уже примерно понимаем наш так называемый фоновый уровень потерь, и сигнализация системы об его изменении очень важна, чтобы оперативно на него реагировать.
Мы обратились в «ПК Электронмаш», постоянному подрядчику «Ламбери», обеспечивающему контроль строительных и инженерных работ. Они провели исследование представленных на рынке систем учета ресурсов, выявили несколько конкурентых систем, оценили их соответствие специфике поселка и требованиям управляющей компании.
Как рассказала руководитель строительного департамента компании-подрядчика «ПК Электронмаш» Анастасия Коробкова, при выборе технико-экономического решения для поселка «Ламбери», помимо классических целей учета и своевременного выставления платежей, добавили дополнительные требования «с прицелом на будущее», учитывая дальнейшее развитие поселка.
«Опираясь на знание рынка систем учета ресурсов, мы добавили следующие требования: интеграция с существующим личным кабинетом жителя; возможность перевода системы в режим 5-минутного мониторинга расхода электроэнергии для обеспечения данных по энергоаудиту домохозяйства; наличие развитого приложения для администрации и для каждого жителя поселка, — говорит Анастасия Коробкова. — И, конечно же, возможность подключения для жителей дополнительных полезных устройств, таких как датчики контроля утечки газа, датчики микроклимата и контроля СО2, которые очень важны для домов с каминами и газоснабжением.
Важно было выбрать такую технологию устройств учета воды, которая не окажет влияния на уже сформированные водораспределительные узлы в домах и не потребует прокладки новых линий связи или питания в домах. Идея проста: старое устройство учета снимается и на его место ставится новое без каких-либо дополнительных работ.
Мы выбрали технологию LoRaWan. Она идеально подходит для систем, требующих устойчивой связи на больших расстояниях и низкого энергопотребления, которое позволяет конечным устройствам длительное время работать автономно и без подзарядки. Время работы счетчика воды на одной батарее питания составляет до шести лет.
Мы провели испытания распространения сигнала сети LoRaWan, чтобы удостовериться в соответствии технологии всем требованиям заказчика. Замеры уровня затухания сигнала внутри помещения на различных расстояниях по территории поселка подтвердили, что LoRaWan подходит для «Ламбери».
Мы планируем также реализовать такие технологии, как: оперативное ограничение мощности домовладения, возможность удаленного отключения домовладения от электроэнергии, если владелец, например, забыл отключить важный потребитель, возможность так называемого шеринга электроэнепргии, когда одно домовладение может передать другому свободные мощности».
Сейчас в поселке жители планируют расширение общественных пространств, что повлечет и дополнительный расход энерго- и водо- ресурсов. Внедрение дополнительных точек учета поможет им увидеть эти затраты в общем пуле затрат на содержание поселка.
В результате внедрения «умной» системы автоматизированного сбора и контроля ресурсов каждый собственник через интернет получит доступ в личный кабинет для просмотра уровня потребления, суммы к оплате, истории платежей и параметров сети (тока, напряжения, частоты и т. д.). К личному кабинету могут быть подключены и другие важные системы безопасности.
Сейчас подрядчик совместно с администрацией поселка формирует информационную базу и проводит работу по запуску проекта, который состоится в III квартале 2024 года