— Людмила, с одной стороны, ипотечные ставки для ваших покупателей не критически влияют на решение о покупке. Но стоимость кредитных денег им ведь важна? Даже глава Ростеха говорит, что предприятия с трудом выживают. С другой стороны, это не первый кризис, не первый резкий вираж политики-экономики. Как ваша команда строит планы в этой ситуации?
— В сложившейся ситуации очень сложно делать прогнозы. Мир ускорился, поэтому и планирование сегодня стало краткосрочным. Похоже, это новый тренд. Что касается нашего поселка, мы продолжаем строить дома. Из опыта знаю, что на дом в финальной стадии строительства обязательно найдется покупатель.
С одной стороны, можно сомневаться в разумности такой политики, но с другой — посудите сами: «Ламбери» — это большой современный поселок с собственной инфраструктурой, с управляющей компанией, проверенными подрядчиками и поставщиками.
Если прекратить строительство, то часть сотрудников придется уволить, а подрядчиков распустить. Запустить стройку снова будет весьма проблематично. Это все равно что заново запустить производственный конвейер — дорого и долго. Именно поэтому поселок продолжает строиться и развиваться.
Ипотечные программы в премиальном сегменте применяются редко. Например, из сорока проданных домов в нашем поселке лишь два были приобретены в ипотеку. Из наблюдений за покупателями скажу, что самое главное — принять решение, что вам нужен дом в коттеджном поселке «Ламбери». Когда принято такое решение, деньги приходят сами собой.

— Как вы думаете, что будет с предложением и спросом в верхних ценовых сегментах загорода?
— Падения и взлеты на рынке недвижимости случаются с завидной регулярностью. За последние двенадцать лет были три подъема. После падения спроса в 2019–2020 годах последовал взлет. В постковидном 2021 году мы продали
11 домов, а в 2022-м еще десять. Заметьте, это произошло на пике спроса и цен!
В 2023 году — четыре дома, в 2024-м — два. Сейчас мы ждем следующего подъема. На нашу улицу тоже придет праздник. Моя уверенность подкрепляется правильно выбранной архитектурной концепцией поселка — наши дома построены в стиле английской классики. Эта тема живет вне времени и пространства. К тому же «гений места», правильно выбранная локация, тоже очень сильно помогает.
— Портрет покупателя дома в поселке изменился? Есть ли покупатели из регионов?
— Да, покупатели из регионов есть, и в целом покупатель помолодел. С запуском «Школы в Ламбери» в 2019 году у нас стали покупать дома молодые семьи, дети которых учатся в «Школе в Ламбери». Это замечательно, на новогодний праздник в поселке пришло больше двадцати детей.
— Как вы сегодня оцениваете выбор локации, архитектурного стиля «Ламбери»?
— Поселок уникальный. Такие же стиль и архитектурные решения вряд ли кто-то в ближайшем будущем реализует.
— Какие вы видите стратегии для людей с банковскими вкладами?
— Я не инвестиционный консультант, мне сложно советовать что-то, золото или юани. Если говорить о недвижимости, то это по-прежнему надежный инструмент для сохранения капитала. На сегодня покупатели разделились на две категории. Одни покупают готовые дома под ключ. Тренд возник в 2021 году, после пандемии, и стал популярным. Другие никогда не станут покупать дом под ключ. У них есть своя аргументация. Это как две совершенно разные вселенные.

— Считали ли вы, как изменятся коммунальные расходы собственников из-за лимитов на электричество? Как повлияет на домовладельцев реализация запроса Газпрома на рост тарифов?
— Маловероятно, что Газпром поднимет цены настолько, что это заставит людей распродавать свои большие дома. Те, кто вкусил загородную жизнь в комфортном пригороде Петербурга, едва ли поспешит расстаться с ней. Тем более что в поселке «Ламбери» и нет очень больших домов. Домовладение 400–500 кв. м оптимально для семьи с двумя детьми.
Что касается коммунальных платежей, буквально на днях разговаривала со своим знакомым. У него квартира 120 кв. м и два парковочных места в доме бизнес-класса. Он платит «коммуналку» 24 тыс. рублей.
В поселке «Ламбери» средний чек 20 тыс. руб. плюс оплата газа, воды и электричества — навскидку это еще около
15 тыс. руб. Разница, конечно, есть, но не глобальная.
— Каковы итоги года по работам в поселке?
— В 2024 году «Ламбери» похорошел, расцвел, стал приобретать законченный вид. В сезон мы обустроили пляж у верхнего пруда, посадили деревья, разбили парковые дорожки.
В этом году намерены закончить ландшафтные работы в верхнем парке.
— Кажется, несмотря на узкий загородный премиум-сегмент под Петербургом, проявляется разделение на «премиум» (высочайшие требования к локации и качеству, совмещенные с рационализмом в тратах на содержание) и «делюкс» (с полным набором всех развлекательных, оздоровительных, обслуживающих опций внутри домовладения, с площадью построек до 3 тыс. кв. м). Покупателям домов в СНТ «Ламбери» свойственен рационализм?
— Усадьбы по 1,5–3 тыс. кв. м тоже строят. Но это совершенно другой сегмент рынка. Мы же строим комьюнити в самом динамично развивающемся пригороде Санкт-Петербурга.
Посудите сами, в муниципальном образовании две частные школы — «Сверхновая» в «Охта-Парке» и наша «Школа в Ламбери». Два года назад открылся огромный спа-комплекс Ohtakai. Рядом несколько фитнес-центров и бассейн, фермерские магазины и с десяток вкусных ресторанов. В январе открылись сразу два новых ресторана.
Все это формирует загородную комфортную среду обитания. Думаю, по утрам местные жители с большим сожалением покидают район, уезжая на работу. Уверена, что вечером они радуются, возвращаясь обратно.
— Как складывается жизнь в поселке, взаимодействие УК и домовладельцев, соседские отношения?
— Конечно, комьюнити, как, наверное, и любая демократия, это непросто. Наш местный чат дымится от обсуждения разных тем. Но мы находим компромиссные решения. Здесь даже не важно, «элита» или не элита. Мы смогли создать сообщество культурных и образованных людей. Наверное, это самое главное.