Что до архитектурного стиля здания, то подлинное желание многих американцев – оставаться в согласии с историческим контекстом. На востоке желанный дом, вне зависимости от того, крошечный он или очень большой, будет выстроен в колонистском стиле; а на западе – в духе калифорнийского ранчо. Презирая перемены, основная часть стилистических решений домов, по существу, неизменно восходит к двухсотлетней истории американской архитектуры. Правда, иногда дом становится средством личностного выражения – как для архитектора, так и для клиентов. И именно о таких проектах пойдет речь.
Для архитектора проект частного дома в равной степени и талисман, и почва, из которой он черпает силы. В этом случае автор проекта не зависит от застройщиков, прорабов, комиссий, напоминающих многоголовую гидру, а также правительственных бюрократов и в процессе созидания имеет полную свободу для выражения своих идей.
С другой стороны, есть клиент, заказчик, для которого имеется некий восхитительный драйв в том, чтобы участвовать в создании проекта и в некотором смысле управлять строительством дома. В США это особенно выражено: для американца собственный дом воплощает одновременно два божества – Eros и Thanatos; это гнездо, где человек будет жить и где он когда-нибудь умрет; это место, где все объединены и защищены.
Примечание
Часто дом представляет собой архив данных, заполненный мечтами и фантазиями обеих сторон – архитектора и клиента. Для нации, у которой акцентировано право выбора и индивидуального выражения, в почете самобытность и ярко выражен интерес к психоанализу, строительство дома, по сути, представляет собой апогей развития личности.Америке свойственен патриотизм, поэтому большинство современных проектов в США разработаны и возведены архитекторами, живущими и работающими в Северной Америке, хотя некоторые из них родились и получили образование в других странах. Часть шедевров американских архитекторов находятся не на американском континенте, а, например, в Японии или Европе. По мнению архитекторов из США, они представляют собой прекраснейшие образцы адаптации американских идей зодчества за границей, а также являются следствием глобализации всех процессов на планете, включая развитие архитектуры и строительства.
Несмотря на разнообразие решений архитектурных проектов американских зодчих, все они демонстрируют некоторые «национальные черты». Одна из этих особенностей четко выделяется и заключается в определенной архитектурной экспрессии, воспитанной духом свободы в Соединенных Штатах. Американская тяга к новшествам является решающим голосом в зачастую нелегком выборе индивидуального зодчества. Другая характерная составляющая американских проектов – интуитивная оценка мелочей.
С точки зрения истории ничто не случайно. Стоит вспомнить 70е годы прошлого века, когда модерн в Америке дегенерировал в стерильную, повторяющуюся формулу в руках некоторых архитекторов. Впоследствии скверное стекло и стальная коробка, узаконенная постулатом модерна «Форма следует за функцией», была основательно опровергнута как климатически неэффективная и урбанистически антигуманная. Взрывной выброс американской экономики, бум в строительстве ранних и средних 80х продвигали идею высоких строений «с домами на краю шляпы» (пентхаусами).
Новое поколение архитекторов напрочь отвергло идею абсолюта в архитектуре. Эти постмодернисты проповедовали свободный, более широкий подход, который охватил и исторический прецедент, и региональные стили и материалы, и контекст.
Примечание
Сегодняшний день американской архитектуры безошибочно относится к эпохе архитектуры в стиле модерн. Но, для того чтобы быть ближе к правде, нужно говорить, что были очищены и слиты лучшие качества и модерна, и постмодернизма. И сегодня американские архитекторы представляют новое поколение, которое еще учится на ошибках прошлого.Многие американские архитекторы сошлись в том, что личностная экспрессия должна сливаться с коллективными культурными мифами и воспоминаниями. Архитектор Энтони Преддок (Antoine Preddock), например, в своих проектах как бы следует американским ландшафтам. Он проектирует здания, которые отвечают психологической среде американского юговостока и его эстетике, а также духовной связи с землей: дом напоминает о простой структуре, но он гораздо более сложен.
Вполне созвучен такому понимаю загородной архитектуры проект Seadrift Lagoon House архитектурной компании «The Stanley Saitowitz Office». Построенный на самом краю лагуны дом формой слегка напоминает корабль и вместе с тем необычайно гармонично вписывается в окружающий пейзаж. Следует заметить, что дома, стоящие на берегу, на склоне, всегда требуют особого архитектурного решения и являются наиболее интересной задачей для проектировщиков.
Удивительно, но те, кто сотворил Landes House, а именно архитектурная студия «Carlos Zapata Design Studio», обошлись без заигрывания с окружающими ландшафтами путем применения природных материалов. Тем не менее их дом, выполненный из стекла, бетона и металла, смотрится в данном пейзаже как нечто абсолютно естественное. Проект предельно необычен, сложен как для проектирования, так и для строительства, но в том, что дом в конечном итоге выражает индивидуальность хозяина, сомнений не возникает.
Интересен проект архитектурного бюро «Mack Architects», названный Stremmel House. Сложная многоуровневая структура дома, интересно выполненные потолки с геометрическим рисунком деревянных балок на последнем этаже и общее настроение интерьера, в котором угадывается любовь к этнике, обильное остекление – все вместе создает очень комфортное ощущение.
Еще один гениальный американский архитектор – Steven Holl. Его проекты, в частности дом BerkowitzOdgis Нouse, дают возможность отыскать некие литературные цитаты, которые он традиционно вкладывает в общий вид своих зданий. Возможно, эта возвышенность, творческая идея со стороны, а не только влияние одних лишь архитектурностроительных муз делает его интерьеры такими домашними и уютными.
Уникальное в архитектурном смысле строение – Croffead House компании «Clark & Menefee Architects». Сугубо индустриального формата здание, тем не менее очень мягко вписано в окружающую среду. Прежде всего очевидна роль обширного остекления фасадов – стекло в данном случае размывает границу между природой и архитектурой. Для россиян это здание может быть интересно неким набором нетривиальных решений. Так, это наглядный пример того, как прекрасно выглядят в частном строительстве стеклоблоки, которые у нас применяют лишь в промышленных проектах. Кроме того, для нас немного странно устанавливать камин не на фоне глухой каменной или деревянной стены, а у окна. Остекление в два этажа – тоже редкость, а ведь как замечательно смотрится! И кивать на разницу климата при современных технологиях уже не приходится.
Примечание
Эрик Оуэн Мосс – один из наиболее известных в нашей стране американских архитекторов. Особые эмоции он вызывает у петербуржцев и жителей Ленобласти, поскольку принимал участие в конкурсе на проект новой сцены Мариинского театра, а также готов участвовать в проектах реконструкции Новой Голландии.Помимо огромного количества гениальных проектов городских зданий, у Мосса есть и великолепные приватные постройки. Их характеризует неоднозначность, наличие ярко выраженной асимметрии – собственно, именно за счет асимметрии, вернее многоосевой симметрии, они и выглядят столь оригинально. Его творческий почерк расценивается экспертами как деконструктивизм или неоэкспрессионизм и считается одним из ярких явлений в архитектуре современности. Чтобы понять, о чем идет речь, стоит взглянуть на фото одного из его творений для частного владельца – на Lawson Western House.
То, что проект частного дома для американского архитектора в первую очередь выражает свободу действий, хорошо видно еще в одном калифорнийском доме – Dan House, созданном «Israel Callas Shortridge Associates». Дом говорит о неординарности хозяев. При этом можно найти немного вариантов более комфортного пространства и грамотного соответствия жаркому климату этих мест.
Примечание
Говорить про частный дом в Америке можно бесконечно долго. Одна из причин этого заключается в том, что американцы все еще в некотором роде молодая нация, видящая себя незашоренной, яркой, находчивой. С другой стороны, они цепляются за свои традиции, как за источник подлинности.Архитекторы конца ХХ века и те, что проектируют частные дома в Америке сегодня, строят свободней, чем их предшественники в различных лагерях архитектурных стилей. Они включили в свое творчество аспекты, потерянные или находящиеся в тени в американском модерне во второй половине XX века. Среди них важность предоставления большого пространства для строительства, разница между публичными и частными ценностями, большое значение материальной стороны в архитектуре и любовь к технологическим нововведениям.
Таков сегодняшний день американской архитектуры частного сектора.