Знаменитый английский стиль начал проявляться еще в замках английских аристократов. В Средние века каждый уважающий себя сэр должен был иметь собственный замок, представлявший собой довольно мрачную постройку. Замки были тяжеловесными, массивными, с башнями и узкими окнами-бойницами, поскольку владельцев заботили прежде всего фортификационные, а не эстетические функции. По иронии судьбы отголоски этого стиля проявились в приснопамятных русских «коттеджах» из красного кирпича, которые строили в начале 90х. Эти сооружения тоже представляли собой скорее крепости, нежели места загородного отдыха (вот только домовладельцы, увы, до сэров никак не дотягивали).
С течением времени поместья аристократов становились все более эстетичными и рассчитанными на приятное времяпровождение. Здания по-прежнему строили из кирпича, это были прочные и надежные постройки, но и не без украшений. Снаружи такие дома, как правило, облицовывали декоративным кирпичом, который сочетался с отделкой деталями из белого тесаного камня. Эти детали украшались переплетающимися завитками резьбы, масками, фигурами фантастических существ. Такое контрастное сочетание декоративных белокаменных частей и кирпичных плоскостей было характерной чертой английской усадебной архитектуры.
В центре дома размещался холл – парадный зал, стены которого украшали резными дубовыми панелями, охотничьими трофеями, оружием, портретами именитых предков. Потолок покрывался лепниной или открытыми резными стропилами. Обязательными атрибутами холла были огромный камин, иногда доходивший до потолка, а также широкая лестница, украшенная скульптурами и резными деревянными перилами. По одну сторону холла располагались жилые комнаты, по другую – хозяйственные помещения.
Однако все меняется даже в консервативной Англии. Со временем жизнь демократизировалась, иметь собственные комфортабельные дома хотелось все большему числу обитателей Туманного Альбиона, что породило массовое появление таун-хаусов и коттеджей. При переносе этих понятий на российскую почву, надо сказать, произошла некоторая путаница. Коттеджу повезло больше, он примерно соответствует своему словарному значению: «Одноквартирный индивидуальный жилой дом с участком земли, имеющий обычно два этажа». Наши коттеджи могут быть и трех, и четырехэтажными, но суть от этого не меняется. Что касается термина «таун-хаус», то так в Англии называли городские дома, сблокированные в одну линию. В России так почему-то называют одну из разновидностей загородного жилья, хотя в переводе с английского словосочетание town hous означает «городской дом».
Примечание
Технология строительства и архитектурно-планировочные решения городских и загородных английских домов принципиально не отличались. Это были прочные и добротные кирпичные дома типично английского «вертикального» стиля, поскольку все пространство такого жилища выстраивается по вертикали.На первом этаже располагаются технические и подсобные помещения, кухня, а также гостиная с неизменным камином, который является как основным отопительным прибором, так и элементом стилевого оформления гостиной. Второй этаж занимали спальни, детская, рабочий кабинет хозяина семейства. Подобная планировка позволяла даже в городских условиях чувствовать себя хозяином своего жилища. Если же прибавить сюда английский газон и живописный вид из окон (то, что можно было позволить себе в «коттедже»), то получалось собственное мини-поместье.
Германский «орднунг»
В Германии тоже любили строить основательно, подходя к этому делу со всем немецким упорством и дотошностью. Разве можно было без этих качеств соорудить чтото подобное готическому Кельнскому собору, который напоминает островерхую скалу, выросшую на ровном берегу Рейна? Строили этот собор несколько столетий, но ведь построили-таки! А замки по берегам все того же Рейна? Стоят они на холмах, выглядят абсолютно неприступно и очень помпезно, поскольку многие из их владельцев были в свое время руководителями карликовых государств, на которые была поделена Германия в эпоху Тридцатилетней войны. Замки немецких князей и герцогов нередко строились по прихоти того или иного правителя и представляли собой как шедевры светской архитектуры, так и исключительно военные укрепления.
Ну ладно, это «дом Бога» и дома власть имущих; а как же жил простой немецкий народ? В каких домах обитали немецкие бюргеры? Одной из распространенных разновидностей бюргерского жилища был фахверковый дом, основу которого составлял деревянный каркас. А вот заполнялся он кирпичом, так что такой дом можно было считать практически каменным. Подобная постройка отличалась большой прочностью и надежностью – их обеспечивал как крепчайших каркас, так и сама кирпичная кладка. Обычно дом был двухэтажным, причем на первом, если хозяин занимался какимто ремеслом либо торговлей, могла быть пекарня или аптека, магазин и т. п. Соответственно, жилые помещения располагались на втором этаже. Прочность конструкции стен не создавала проблем с кровлей: наверху делалась мощная стропильная система, которая затем покрывалась натуральной керамической черепицей.
Если говорить о самом бюргерском стиле, то он был достаточно прост и консервативен, поскольку основывался на вкусах ремесленников, мелких торговцев – одним словом, мещан. Как говорил немецкий классик Томас Манн, эта культура «выросла на традициях, культе индивидуального мастерства – это сублимация ремесленного умения, что вполне согласуется со средневековым германским духом».
Примечание
Бюргерский стиль предполагает «приземление» романтизма, низводит художественное до уровня добротности, аккуратности, удобства. В таких домах все было рационально и функционально: отделка фасадов белым камнем, сдержанность декора, прочность и основательность мебели. Все это отвечало немецкой деловитости и стремлению к устойчивому достатку.Хотя, строго говоря, этот стиль не принадлежит одной лишь Германии, примерно такие же дома строили и в Австрии, и в Голландии, где образ жизни среднестатистического гражданина был похож на немецкий. Правда, наблюдались и свои особенности, так, в Голландии из-за дороговизны земли в городах стали строить типовые «трехоконные» дома, рассчитанные на одно семейство. При этом на довольно узком фасаде были посажены близко друг к другу три высоких и узких окна. Обычно украшением такого фасада служили декоративный балкончик и резные белокаменные гирлянды. Распространился этот стиль отчасти и в Прибалтике, которая, как известно, долгое время пребывала под немецким влиянием, в том числе и в области домостроения.
Кстати, о Прибалтике, только российской, то бишь, о Калининграде, который ранее именовался Кенигсбергом. В этом городе (а также его окрестностях) сохранилось немало старых немецких домов, которые до сих пор пользуются спросом, если судить по сделкам купли-продажи недвижимости в этом регионе. Это добротные дома из кирпича, многие из которых построены еще в XIX столетии, но при минимальном ремонте вполне пригодны для жизни. Для них типична черепица, хотя фахверка уже нет. Как утверждают коренные обитатели таких малоквартирных домов, изначальная планировка в них гораздо лучше, нежели в домах советской постройки, а уж про несущие конструкции и говорить нечего, никакого сравнения с какими-нибудь панелями наших ДСК. Здесь atrium39.ru можно купить квартиру в Калининграде.
Нордический дух
В суровой Скандинавии традиции домостроения поневоле приходилось развивать – слишком уж климат неприветлив. В давние времена в той же Норвегии строили деревянные дома «повышенной прочности», поскольку делали две ограждающие конструкции – внешнюю и внутреннюю, что позволяло противостоять ураганным приморским ветрам, а также безболезненно переживать низкие температуры. Позже в этой стране, как и в соседней Швеции, стали строить каменные дома, тем самым полностью решив проблему защиты от непогоды.
Чтобы не пускать в дома холод, скандинавы строили их по-особому, максимально приближая друг к другу. Зачастую одна из стен дома была общей с соседями, что помогало сберегать тепло в жилище. Так в городах появились кирпичные сблокированные дома по типу городских английских или голландских. Но если в этих странах причиной тесноты были, скорее, земельные проблемы, то в Скандинавии – проблемы климатического характера. Благодаря совмещению стен дом был хорошо защищен от частых в зимний период ветров. Та же причина не позволяла создавать остекление большой площади, и окна делали небольшими. В итоге, если взглянуть на линейку таких домов, мало отличающихся друг от друга в части архитектуры, картинка получалась довольно унылая.
Чтобы избежать унылости, скандинавы раскрашивали фасады домов в разные цвета: колорит соседних строений и окраска стен, ставен и наличников каждого дома отличались. В итоге получалась веселая и радующая глаз уличная мозаика. Дома строили обычно в два этажа, причем жилые помещения находились на втором, где теплее.
Внутреннее убранство не могло похвастаться изысками. Интерьер скандинавского дома подчинен принципу рациональности, в нем нет южной вычурности. Мебель была относительно простой, декоративное оформление, включавшее непременные ковры, шторы, покрывала, настенные украшения, не отличалось красочностью. Для скандинавских домов характерны однотонные стены, спокойные светло-серые чехлы из ткани, светлые пушистые ковры на полу. А еще в этих домах, как правило, много зелени, что вполне объяснимо. Коль скоро природа не балует и за окном – монохромный пейзаж с преобладанием белого цвета, то пусть хоть в доме благоухают цветы и радуют декоративные растения.
Примечание
Несмотря на относительную простоту интерьеров, скандинавские дома очень комфортабельны. Потребность в теплом, удобном и уютном жилье переросла у современных скандинавов в своеобразный культ комфортного жилища, надежно защищенного от всех капризов природы.Такой дом воспринимается как символ благополучия и успеха, а стремление к комфорту стало чуть ли не чертой национальной характера. Художники и дизайнеры Скандинавии разработали простые и функционально обоснованные образцы мебели и оборудования, которые прочно вошли в быт жителей северных стран. Их характерные особенности: тонкие, изящные и легкие детали конструкций из многослойного дерева, в основном бука и дуба. В основе конструкций – модульная система и простота сборки, позволяющая быстро изменять внешний вид мебели или при необходимости складывать ее.
В свое время скандинавский дизайн в оформлении домов оказал серьезное влияние на другие европейские страны. Да и вообще, заимствования как в области архитектуры, так и в сфере оформления интерьеров в Европе довольно распространены. То, что популярно в Швеции, непременно эхом отзовется в Дании, а немецкая специфика обязательно перешагнет границу и привьется в другой стране. Что неизменно в респектабельной Европе, так это безупречное качество строительства. Не зря же некоторые дома под черепичными крышами стоят по нескольку столетий и будут стоять еще немало. И нашим домостроителям хочется пожелать брать на вооружение не только внешние формы европейских домов, но и достичь того самого, европейского уровня качества.
Слово экспертам
Мнение специалиста
Действительно, в Европе исторически сложилось множество стилей, объединивших в себе культуру, моду и функциональность зданий и сооружений. Сменялись эпохи, правители, смешивались культуры, а монументальные каменные и кирпичные строения остались и зачаровывают нас своим видом, вызывая ностальгию по временам благородных рыцарей и крестовых походов… Наступило третье тысячелетие – время прогрессивных наукоемких технологий и глобализации всех сфер деятельности. Появились материалы и технологии, позволяющие реализовать любые архитектурные замыслы даже на легких строительных конструкциях, будь то каркасный или пенобетонный дом.
С этой точки зрения интересна японская технология облицовки панелями с керамическим покрытием, использующая концепцию вентилируемого фасада. Эти панели обладают уникальными свойствами и богатым разнообразием фактур камня, кирпича, дерева, штукатурки, что позволяет создать надежный и красивый дом за короткий срок. Гармонично воплотить стиль, придав индивидуальность дому, отвечающему всем требованиям современности. Передовые разработки с успехом применяются во всем мире, радуя возможностью строить уютные, теплые и комфортные жилища.
В нашем великом городе мы можем любоваться замечательными архитектурными стилями всей Европы, а у себя в загородных домах, скрывшись от серости «спальных» и индустриальных районов, наслаждаться уютом.
Дмитрий КЛЕВЦОВ, руководитель направления торгового дома «Асахи»
В наши дни становится популярно возведение малоэтажных зданий с облицовкой из кирпича, стилизованного под старину. Такие кирпичи предназначены в первую очередь для тех, кто хочет подчеркнуть индивидуальность своего дома. Это легко сделать, используя для облицовки дома кирпичи ручной формовки, например немецкой фирмы Roben. Изготовленные передававшимся из поколения в поколение старинным методом с применением современных технологий, они выглядят так, будто действительно сделаны вручную. Каждый кирпичик имеет ярко выраженную рустикальную форму и подобен произведению искусства. Цветовая палитра – от красно-коричневого и огненно-пестрого до песочно-желто-пестрого. Неровные грани и поверхности придают каменному фасаду выразительность и одновременно защищенность и уют.
В старину влажный глиняный ком помещался в деревянную опоку и приглаживался рукой или прижимался деревянной рамкой – так получались кирпичи с неповторимой поверхностью, а прикосновение теплой человеческой руки «заряжало» их энергией.
Крепкий теплый дом, оригинальная облицовка – что еще нужно, чтобы чувствовать себя комфортно в любую погоду? А кровля из натуральной керамической черепицы послужит великолепным завершением такого дома.
Оксана ТЕЙГЕ, директор по маркетингу ГК БИС[/expert]