Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Выучиться на помещика

Отдых в Лен.области / 02.06.2007

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
В 2003 году стартовал проект «Велосипедные экскурсии по Павловскому парку». В свое время он начинался как PR-акция страховой компании, агитировавшей своих клиентов за здоровый образ жизни. Акция завершилась, проект остался, причем уже стал жить своей жизнью и развиваться в несколько неожиданном для инициаторов направлении.

Велосипедные прогулки привели к тому, что у парка появились поклонники, которым показалось мало просто наслаждаться красотами павловских пейзажей и захотелось принять участие в облагораживании этого выдающегося произведения садово-паркового искусства.

Сегодня, кроме уже проведенных мероприятий, таких как установка пней-указателей с названиями аллей, вырубка подлеска, нарушающего изначальный архитектурный замысел, у инициаторов проекта появилась целая программа мероприятий, призванных подшлифовать красоту парка. Журнал «Загородное обозрение» решил поддержать эту акцию. Побудительным мотивом к информационному спонсорству стало желание журнала обратиться к российским традициям не только загородного строительства, но и загородного образа жизни.

В самом деле, сегодня мы переживаем бум загородного домостроения, точнее, самое его начало, и это уже само по себе хорошо. Хорошо не только потому, что растет число домовладельцев, которые готовы облагораживать пейзажи и воспитывать детей ближе к природе. Появление новых домовладений обязательно приведет к изменению сознания их обитателей, которые непременно возьмутся за возрождение пригородов, порядком испорченных в «бесхозный» период российской истории.

Если проследить недолгую эволюцию коттеджного строительства, то можно отметить весьма радующую глаз тенденцию. Поселения новых русских домовладельцев, появившиеся в начале 90-х годов прошлого века, недалеко ушли от садоводств. Только участки побольше да заборы повыше. Сегодняшние коттеджные поселки строятся уже по иному принципу: появляются объекты общей инфраструктуры, на территории создаются рекреационные зоны. В генпланировании новых пригородных жилых районов происходят поистине тектонические сдвиги. Спрос изменился: сегодня люди, переезжая из квартиры в собственный дом, хотят изменить образ жизни. Но загородный образ жизни невозможно купить — ему необходимо учиться.

У кого и чему учиться? Можно перенять западный опыт (по этому пути и идут сейчас многие застройщики коттеджных поселков), а можно обратиться к корням, привлечь внимание покупателей и застройщиков к сохранившимся у нас загородным усадьбам и резиденциям.

Казалось бы, что общего у коттеджа и царской резиденции — Павловского дворца? Оба строения предназначены в первую очередь для гармоничного сосуществования человека и природы.

«На самом деле, в Павловске можно научиться многому. Например, как это ни парадоксально звучит, безопасности проживания, — говорит руководитель проекта «Велосипедные экскурсии по Павловскому парку» Сергей Лихоткин. — С рождения Павловский парк общедоступен. Да, конечно, его хозяйка, императрица Мария Федоровна, в некоторые уголки допускала только близких, но в целом парк был общедоступным, да и не могло быть иначе, хотя бы потому, что протяженность всех аллей парка больше 600 километров. А для того чтобы они не зарастали, по ним должен кто-то ходить. После смерти Павла Мария Федоровна отказалась от барщинного труда. С этого момента все садово-парковые работы оплачивались, и оплачивались хорошо».

Открытость этой жемчужины садово-паркового искусства еще при жизни Марии Федоровны вызывала у жителей Павловска и окрестных деревень ощущение, что это и их парк тоже. Между тем актуальная сегодня проблема вандализма существовала и в XIX веке. Правда, решалась она тогда по-другому: после Отечественной войны 1812 года императрица приютила у себя в Павловске солдат-инвалидов, которые охраняли многочисленные павильоны. При каждом павильоне была оборудована сторожка, которая служила жильем инвалиду. Причем сама хозяйка не чуралась физического труда в парке, к чему приучала и своих десятерых детей: мальчики копали, девочки пололи. Такой подход, естественно, вызывал симпатию у местных жителей, и они незаметно для себя становились добровольными сторожами парка. Так что безопасности можно добиться, построив крепость и живя в ней почти на осадном положении, а можно — сформировав дружественную среду.

Судя по рекламе, конкуренция на рынке малоэтажного строительства достаточно велика, наиболее продвинутые компании предлагают не просто хорошие дома в красивом месте: предлагается инфраструктура, предлагается буржуазный образ жизни. Но мы пока не задумываемся о том, что поменять место жительства и поменять образ жизни — разные вещи. Для смены образа жизни недостаточно приобрести жилье за городом — надо поменять сознание, обзавестись новыми привычками. Чтобы было понятнее, попробую нарисовать картину идеально обустроенного загородного поселка. Кроме традиционной инфраструктуры, в нем обязательно должна быть общая рекреационная зона, созданная не застройщиком, а собственниками коттеджей. Причем желательно, чтобы жители создавали ее не только на свои средства, но и своими руками — физическим трудом и цари не пренебрегали. Совместная деятельность не только объединит новоселов, но и послужит толчком для повышения эффективности управления поселком. Жители перестанут формально относиться к органам местного самоуправления, и налаженная таким образом жизнь обязательно послужит хорошим примером для соседей и гостей поселка. Правда, за последнее время люди разучились объединяться: наверное, сегодня не хватает идей, побуждающих к объединению, и совместное создание чего-нибудь просто красивого, без коммерческого подтекста, — может стать одной из них. Наша деятельность в Павловском парке — это и борьба с вандализмом, и уроки бережного отношения к красоте, и способ объединить людей, считающих, что позитивные перемены зависят и от их усилий. На нашем сайте www.velopavlovsk.ru изложена предварительная программа действий, участие в ней дает возможность всем желающим почувствовать, что изменить природу вокруг в лучшую сторону — вполне посильная задача.

Большинство не участвует в таких мероприятиях, ссылаясь на нехватку времени. Свободное время — это тоже вопрос образа жизни. Мария Федоровна, например, успевала и парком заниматься, и картины писать, и ювелирное искусство осваивать, и детей воспитывать, и дома призрения открывать, и грядки копать, и дневник вести… При этом обходилась без телефона, Интернета и автомобиля. Если же говорить об объединении людей, то намеченные мероприятия не требуют значительных финансовых затрат — нужно только желание.

К примеру, предлагается приехать на вырубку кустов, поработать в охотку и облагородить пейзаж. По физическим затратам это равноценно одному занятию в фитнес-клубе, только в случае с парком результат усилий виден сразу, и, надо сказать, он доставляет удовольствие. Кроме эстетического удовлетворения, участие в программе может принести участнику и неплохие «дивиденды»: потенциальный меценат может установить в парке указатель названий аллей или скамейку с табличкой, на которой будет выбито его имя.

По договоренности с администрацией в парке проводят экологические пикники. Другие пикники запрещены, но на территории 600 гектаров есть множество укромных уголков, где незаконопослушные граждане устраивают веселые посиделки на природе, оставляя после горы мусора. Правда, есть и обратные примеры, когда компании приходят в парк, захватив с собой мешки для мусора, и уносят не только свой мусор, но и оставшийся от других посетителей. Хотелось бы, чтобы таких было больше.

«Когда в 2003 году стартовал проект «Велосипедные экскурсии по Павловскому парку», я, как пиарщик, гордился уникальностью акции и не предполагал, что мне придется освоить профессию экскурсовода, а потом так увлекся, что в какой-то момент ощутил: чувствую парк, читаю художественный замысел, — говорит инициатор проекта. — Ведь садово-парковое искусство чем-то напоминает музыку: есть партитура — архитектурный замысел, есть дирижер — главный хранитель парка, есть музыканты — лесники, дворники. Но хороший оркестр лучше играет для искушенной публики: чем более искушена публика, тем лучше звучание оркестра. А самая искушенная публика — это люди, которые приходят в парк не только для созерцания, но и для улучшения того, что там есть».

Это с одной стороны. С другой — в этом проекте есть PR-потенциал, раскрыть и использовать который могут компании с правильным отношением к окружающей среде, — сейчас это называют социальным партнерством… Впрочем, в данном случае это словосочетание не отражает сути нашего проекта в полной мере: участие предприятий и организаций в этом проекте принесет людям и организациям ощущение причастности к великому произведению искусства, обогатит и духовно, и физически (работа на свежем воздухе в прекрасном месте дает потрясающий заряд бодрости), а главное, может вселить в людей уверенность в том, что преображение окружающей жизни зависит не только от государственной политики, макроэкономических процессов, деятельности крупных компаний, но и от каждого человека — было бы желание!

Слово экспертам

Сергей Лихоткин, руководитель проекта:

Когда в 2003 году стартовал проект «Велосипедные экскурсии по Павловскому парку», я гордился уникальностью акции и не предполагал, что эта составляющая PR-проекта страховой компании приведет к тому, что я влюблюсь в этот парк и сделаю настоящие открытия.

Открытие первое: наиболее полно великолепие Павловского парка открывается велосипедистам, именно при передвижении с велосипедной скоростью лучше всего «читается» художественный замысел.

Открытие второе: ландшафтная архитектура — самый древний вид интерактивного искусства. И дело не только в том, что парк и сад требуют постоянного ухода. Если любое произведение искусства (картину, скульптуру, даже здание) можно сохранить, спрятав от людей, то парк живет до тех пор, пока у него есть зрители и почитатели. И от того, насколько хорошо зрители и почитатели понимают художественный замысел парка или сада, с каким отношением приходят они туда, зависит и существование этих ансамблей.

Сделав это открытие, мы решили, что, кроме простого созерцания красот Павловского парка, мы можем предложить его поклонникам принять участие в его преобразовании: ведь парк — такое произведение искусства, ухаживая за которым любой человек может почувствовать себя реставратором.

А дел в парке — воз и маленькая тележка. Например, в районе Белой березы между аллеями Черной шляпы и Белого султана разрослись кусты и молодые деревья, что явно не предусмотрено архитектурным замыслом. Убрать их — задача для 40–50 офисных работников, готовых на несколько часов перевоплотиться в лесорубов с топорами (с университетскими дипломами или без оных). Руководитель может тут углядеть неплохой повод для корпоративного мероприятия с активным отдыхом на свежем отдыхе и облагораживающим созидательным трудом. Обратите внимание: подобные мероприятия (и многие другие, возможно, не менее привлекательные — см. velopavlovsk.ru) не требуют серьезных материальных затрат. Для их осуществления требуется желание поучаствовать в хорошем деле и, быть может, немножко почувствовать себя художником-реставратором, работающим с гениальным произведением садово-паркового искусства. Представьте себе: обычный человек, взявший в руки топор, метлу или лопату, становится реставратором шедевра, который запросто можно поставить в один ряд с живописью Рембрандта, скульптурой Родена, прозой Достоевского…

Конечно, теоретически все это уже давно можно было сделать на бюджетные деньги — вон их сколько в Стабилизационном фонде! Но это не лучшее решение проблемы. Хотя бы потому, что если удастся привлечь к этой работе много самых разных людей и организаций, то станет больше и тех, кто примет на себя ответственность за сохранение замечательного произведения искусства, доставшегося нам просто по праву наследования. Потому что каждый, кто пролил даже маленькую капельку пота в Павловском парке и увидел результат своего труда, непременно приведет в парк своих друзей, родственников, знакомых. А если увидит, как кто-то портит парк, то обязательно примет это близко к сердцу со всеми вытекающими последствиями.

Кроме того, чем больше появится энтузиастов Павловского парка, тем меньше вероятность того, что ему придется разделить судьбу подмосковных парков, которые в последнее десятилетие катастрофически «похудели», предоставляя место для новых особняков.

В избранном В избранное
707
Предложения