В конце ХIХ века железная дорога от Риихимяки до Петербурга сделала Терийоки, нынешний Зеленогорск, центром курортной жизни. Столичная знать, торговые магнаты и сановники империи принялись строить там свои виллы — собственный дом с большим участком могли себе позволить лишь самые состоятельные.
Первое упоминание Терийок относится к XVI веку, но трогающая душу и вшитая в ДНК каждого петербуржца история петербургской дачной романтики рубежа веков, началась для этого места в 1870 году, с открытием железнодорожного сообщения между столицей Российской империи и Гельсингфорсом. Терийоки стали первой станцией на финской стороне.
Курорт на море
«Обилие леса, морское купанье и близость к Петербургу сделали эту местность излюбленною для петербургских жителей. Дачный район Терийоки приобрел известность в широких слоях русской интеллигенции. Дачи на берегу моря дороги, 500–1000 рублей и дороже, на шоссе и в улицах много дешевле», — писал «Дачный указатель. Руководство для едущих на дачу».
Терийоки, старейший дачный поселок, расположенный в 45 верстах от Петербурга или в полутора часах езды по железной дороге, к началу 1910-х годов стал по сути курортным городом со всеми обязательными атрибутами столичной жизни — отелями, ресторанами и чайными, собственным яхт-клубом, курзалом, «значительным числом русских и финляндских магазинов» и кинематографом. В статусных Терийоках кинопрограммы сети кинотеатров «Север» шли первым экраном, в других театрах на взморье — на несколько дней позже.
Была в Терийоках своя Rue de Rivoli, главная торговая и деловая улица Виертотие (от вокзала до современного Приморского шоссе ее называли Верхней Виертотие, часть от Казанской церкви за Театральную улицу — Нижней Виертотие). Там были представлены ювелирные и кондитерские магазины, продавались обувь, мануфактура и галантерея, письменные рисовальные и чертежные принадлежности, «дамское платье и венское белье».
В 1890 году в Терийоках было создано Общество благоустройства дачной жизни, в уставе которого была заявлена цель — «доставление дачникам возможно больших удобств, а также развитие общественного благосостояния и здоровья». Первым делом общество взялось за устройство гравийной пешеходной дорожки по берегу залива, с деревянными мостками и мостиками через речки и ручьи. «Прекрасные закаты, сосны на дюнах и шум моря ранее были недостижимы для отдыхающих, кто не хотел увязать в песке и портить обувь. Теперь каждый мог совершить променад и успокоить расшатанные городом нервы созерцанием дикой природы». Берег был местами укреплен стенами из гранитных блоков, остатки их и теперь встречаются вдоль береговой линии.
Проект: «Головин&Шретер»
Впоследствии общество занималось освещением улиц, организовывало доставку почты, добивалось увеличения числа поездов и решало другие насущные вопросы терийокской жизни.
Первый его глава Рафаил Карлович фон Гартман, управляющий таможни и владелец верфи, поспособствовал получению у финского правительства займа 12 тыс. марок на 10 лет под 4% годовых на строительство кургауза (называвшегося тогда курзалом или казино). Автором проекта стал терийокский дачник архитектор Юлий Бруни.
«Терийокский дневник», популярная местная газета, рассказывал о кургаузе: «Казино в Терийоках излюбленное место, охотно посещаемое дачниками. Расположенное в парке на берегу моря, в центральной части поселка, оно сосредотачивает в себе театр, кинематограф, первоклассную гостиницу и ресторан.
Уютный театральный зал, веранда буфета на берегу моря и возможность во время прогулки в парке встретиться со знакомыми из года в год привлекают сюда массы публики».
В казино «запрещались азартные игры, где выигрыш и проигрыш зависели от случая, и особое внимание отводилось расчету вероятностей (банк, покер, штосс, макао, баккара, экарте, фараон). Разрешались коммерческие, где выигрыш зависел от умения игрока (бридж, преферанс, вист, винт, белот)».
Летом 1909 года в Терийоках открылся яхт-клуб, на церемонию «прибыл миноносец и произвел салют. Первым командором яхт-клуба был избран инициатор его создания адмирал Николай Иванович Скрыдлов. На следующее лето торжественно, в присутствии двух военных кораблей, под пушечные салюты открыли гавань яхт-клуба. Журнал «Огонек» подробно освещал это событие от подъема флага до банкета в курзале».
Проект: «ДИЗАЙН-ХОЛЛ»
Собственный яхт-клуб повысил статус морского курорта, и туда устремились состоятельные любители ходить на моторе и под парусом, готовые платить за возможность жить рядом с гаванью.
Одним из судовладельцев был здешний дачник писатель Леонид Андреев. «В 1912 году терийокский фотограф М. Г. Никитин сделал снимок писателя с женой на яхте, размещенный в журнале «Огонек». Текст корреспонденции гласил: «Л. Н. Андреев увлечен морем. Морские путешествия сделались его страстью. Моторная лодка писателя «Далёкий» вооружена для долгих и дальних экскурсий… Размеры яхты немногим менее «Детройта» американца Дая, переплывшего океан, а скорость даже более этой рекордной лодки. «Морские путешествия — это гимнастика духа», — образно определяет писатель прелесть и пользу плавания».
В истории Терийок был сезон, когда дачный поселок стал театральной столицей России. По идее Любови Дмитриевны Менделеевой–Блок была собрана театральная труппа, арендован зал в казино, а в качестве режиссера приглашен уже известный тогда Всеволод Мейерхольд. «Жили артисты на огромной вилле «Лепони» («Отдых»), снятой за тысячу рублей. На первом этаже Мейерхольд с семьей и таксой. На втором — все остальные артисты. Репетировали в парке виллы «Лепони»; в жаркую погоду худсовет заседал (возлежал) на пляже».
Северный модерн: загородная версия
Дачный бум и расцвет Терийок пришелся на два десятилетия, когда в Петербурге творили мастера северного модерна. Среди сосен и морского воздуха этот стиль, пылко и преданно любимый многими поколениями петербуржцев, приобрел отличные от городских, неповторимые черты, сочетавшие национальные традиции деревянной архитектуры, новый художественный язык модерна и понятие дачного дома. В архитектуре домов, отстоящих друг от друга, у архитекторов было больше свободы в создании не одного, как в городе, а четырех разных фасадов. Постройки рубежа веков, с запоминающимися силуэтами крыш, асимметричной композицией с разными формами оконных и дверных проемов, свободно перетекающими пространствами и узнаваемым декором, стали неотъемлемой частью обаяния курортной местности на северном побережье залива. Их хрупкая красота настолько органично смотрится среди прибрежных ландшафтов, что современные архитекторы и через сто лет цитируют лучшие образцы стиля, переосмысливая и придавая им современное звучание.
Яркий пример — здание загородного клуба «Терийоки» у зеленогорского пляжа «Золотой», с воссозданной по эскизам башней яхт-клуба начала прошлого века. Но и чуткие к «гению места» заказчики частных домов или коттеджных поселков нередко выбирают проекты в стилистике северного модерна.
Историзм архитектуры, созвучный сложившейся застройке прошлых веков, всегда подчеркивает роскошь. Будь то частные особняки Павловска, Царского Села и Петергофа в стиле классицизма либо петровского барокко или усадьбы северного модерна на Карельском перешейке.
Александр Романенко,
президент корпорации «Адвекс»
Зеленогорску с точки зрения плотности и высотности застройки повезло значительно больше, чем Сестрорецку, застроенному многоэтажками. Зеленогорск сохраняет свой образ Северной Ривьеры, уходящий корнями в Серебряный век, в романтику дачной жизни конца XIX столетия. Та особая атмосфера придает неповторимый шарм местности, недаром все с удовольствием называют город старым финским именем Терийоки. Очевидно, сыграло роль и то, что железная дорога пришла сюда на 17–20 лет раньше, чем в соседние Куоккалу и Келломяки, поэтому Терийоки уже в 90-е годы позапрошлого века были популярным морским курортом.
Если говорить о самом верхнем ценовом сегменте недвижимости в Курортном районе, это объекты, расположенные между заливом и Приморским шоссе, на первой или второй линии от берега. Состоятельные покупатели предпочитают большие участки с соснами и видом на воду. Понятно, что такие предложения на рынке редки, они уникальны, поэтому говорить о «рыночных» ценах на подобные объекты не приходится.
Белла Малышева,
руководитель проекта «Загородное обозрение»
Побережье в Зеленогорске открыто морю с юга, поэтому здесь дольше закаты и даже климат мягче, чем в Петродворце или Ораниенбауме, с которых в XVIII веке зародился «дачный формат» для царских сановников российской империи.
Целительный эффект смешанного с запахом сосновой хвои морского воздуха Терийок высоко ценится уже полтора века, с тех пор как в конце века XIX стало модно с оздоровительной целью ездить сюда «на воды», совершать променад по берегу, играть в лаун-теннис или ходить по заливу на яхте. Недаром финское слово «Терийоки» (в переводе «Смоляная река») известно каждому, кто бывал, а тем более живет в Петербурге. Названия «Куоккала» или «Келломяки» знают меньше.
Стоимость земли в Зеленогорске, в пешеходной доступности от залива, в зависимости от расположения участка — до железной дороги или за ней — традиционно отличалась примерно в два раза. Ближайшие к воде участки, особенно с видом на залив, всегда были ультрадорогими, их в принципе мало, а в продажу они попадают крайне редко. Это недвижимость особого класса, которая занимает верхнюю строчку в топ-5 самых дорогих предложений, будь то участок, дом на продажу или внаем. В мае, например, за аренду одного из зеленогорских особняков (не на первой линии) запрашивали 1 млн руб. в месяц.
Филипп Апостол,
руководитель «Архитектурной мастерской Апостола»
Северный модерн взял свое начало от финского модерна, имевшего ярко выраженный национальный оттенок. Однако этот стиль был по-своему прочтен в Петербурге и его окрестностях, послужив формированию собственной, ни на какую не похожей петербургской идентичности.
В своем загородном, сестрорецко-зеленогорском варианте он заметно отличался от домов Петроградской стороны, определивших ее облик, прежде всего материалами, диктующими пластику архитектуры. На Карельском перешейке постройки северного модерна были в основном из дерева. Замечу, это мы зовем дачи на северном побережье залива «финскими», тогда как финны звали их «русскими», и финны ближе к истине: дачи строились по заказу и для российских магнатов, банкиров, чиновников и творческой интеллигенции.
За короткий период расцвета северного модерна в Петербурге и модных курортных пригородах было создано немало шедевров, в том числе в дачном зодчестве. Часть их сегодня имеют статус объектов культурного наследия и находятся под охраной КГИОП, во многом благодаря их объемно-планировочным решениям отрегулирован высотный регламент застройки Курортного района.
Многие из них не сохранились, но стилистика построек Вайтенса, фон Гогена, Гингера и фон Постельса и оставшихся неизвестными архитекторов на долгие годы сложила уникальный стиль и ауру дачных поселков на взморье. А то, что архитекторы цитируют эту стилистику в современных проектах, говорит об их чуткости к «гению места».