Возможность почувствовать свою силу, обрести ощущение полной свободы и стремление к цели, осуществить мечту, зародившуюся в детстве под влиянием писателей-маринистов, — вот что такое дальнее путешествие, считает Александр Рубинов, один из авторов книги «Малые моторные яхты для больших плаваний».
Лодка, яхта, катер?
По интернациональной традиции понятие «лодка» имеет обобщенный смысл и охватывает все разнообразие малых судов — от гребной лодки до яхты, парусной или моторной. Даже для яхты длиной 25 м такое название не будет нисходящей метафорой.
Лодка — не инвестиция и не актив: она требует затрат на обслуживание, хранение и ремонты, на топливо и оборудование, при этом не дорожает со временем и используется не часто. Как уверяют многоопытные капитаны, чем менее скоростным (и значит менее прожорливым) будет судно, тем меньше ему придется стоять у причала и больше выходить в море.
Цели и средства
Прежде чем приобретать лодку, надо ответить себе на несколько вопросов. И вопрос о размере лодки будет последним.
Итак, зачем вам лодка? Маршруты какой протяженности вы планируете: по ближней акватории в выходные или плавание на несколько дней? Какая скорость необходима? Готовы ли вы ради скорости тратить больше топлива и следовать строго от заправки к заправке? Или все же предпочтительнее максимальная автономность? Сколько человек будет ночевать на судне?
Где вы намерены хранить лодку зимой и швартовать летом? Для перевозки по суше есть ограничения. По ПДД без сопровождения может передвигаться транспорт длиной до 20 м, высотой 4 м и шириной 2,55 м. Для плаваний в прибрежных водах важны осадка и надводная высота лодки.
И только после всех этих параметров можно определяться с размером. Опыт бывалых капитанов подсказывает, что из тех вариантов, что отвечают вашим планам и целям, следует выбирать наименьшую лодку.
В яхтенном агентстве Polar Star для наших северных широт и с учетом особой волны на Ладоге рекомендуют присмотреться к семейству моторных лодок Targa, моделям
32–46 футов. На Targa-32 в двух каютах есть места для четырех человек, на Targa-46 разместятся семь.
Вода–суша–вода
Будущий капитан не может не учитывать невысокий уровень развития водной инфраструктуры, а это заправки, оборудованные марины, отели с причалами.
Проще всего держать лодку у причала в пешей доступности от собственного дома в коттеджном поселке, если она длиной до 7 м. Артем Чесноков, руководитель проекта «Сувантоярви» на Суходольском озере, рассказал, что строительство причала требует аренды прибрежной территории, долгих согласований и миллионных затрат. Для судов больше 7 м нужен бетонный слип (наклонный съезд в воду для трейлеров, перевозящих лодки), который в разы увеличивает вложения.
Поэтому девелоперы поселков на Ладоге, откуда можно дойти до самого Белого моря, чаще стараются договориться с яхт-клубом о партнерстве и особых условиях для жителей-судовладельцев, а не строят яхтенную марину самостоятельно. Так, особые условия стоянки в загородном яхт-клубе «Кошкинский фарватер» есть для жителей поселка «Лес и пляж» в пос. им. Морозова, в километре от берега Ладоги.
Светлана Коровякова, директор по продажам яхтенного агентства «Полярная звезда» (Polar Star)
Универсальных лодок не существует, но можно найти компромиссный вариант для идеального путешествия.
Для семейного отдыха оптимально судно Targa — довольно большое и мореходное, для дальнего путешествия, но при этом еще и экономичное. Выбор модели от 32 до 46 футов — вопрос финансов и желаемых объемов, по концепции лодки схожи. Надежность и высокие мореходные качества гарантируют безопасное плавание при любой погоде и с недостижимым для соразмерных судов ходовым комфортом.
Летом Targa может стать полноценной плавдачей. С воды масштабы совсем другие, острова и материки воспринимаются целиком, а не локально, и впечатления гораздо богаче. На борту тебе нет дела до расписания самолетов, аренды машин или бронирования отелей — просто заводишь двигатель и берешь курс туда, куда позвало сердце или любопытство. Ты ни от кого не зависишь. Это восхитительно!
Артем Чесноков, руководитель проекта коттеджного поселка «Сувантоярви»
Строительство причала (пирса) можно начинать после разработки проекта и получения разрешения на строительство, это занимает около года, с учетом необходимых согласований. Сперва на прибрежную территорию надо оформить право аренды, иначе проект причала не согласуют. Даже если участок с выходом к воде, остается водоохранная зона шириной 20–50 м — в зависимости от категории водного объекта. Аренду можно оформить через лесничество. И здесь понадобится проект с согласованиями, на который уходит полтора–два года.
Пирсы могут быть понтонные или капитальные — на сваях, временные, которые убираются на зиму, или стационарные, для всех установлены свои требования. Если в акватории или на берегу есть краснокнижные обитатели или в этом месте нерестовая зона, то строить пирс не разрешат.
На оформление документов потребуется от 10 до 20 млн руб., на пирс со слипом и освещением — от 15 млн руб., если в ценах 2019 года, и год работ. Это в случае причала для небольших лодок, до 7 м. Для более серьезных судов нужен бетонированный слип. Да и ходить на катерах больше 7 м интересно по Ладоге и Финскому заливу, а зайти оттуда через реку Бурную в Суходольское озеро совсем не просто. Жители «Сувантоярви» держат у нашего пирса суда до 5–6 м и могут с дачи спокойно выйти в Ладогу и Неву и дойти до Петербурга.