От настенного рисунка
Пожалуй, именно настенную живопись следует отнести к наиболее ранним проявлениям творческой деятельности человека. Примитивные сцены охоты и быта и ритуальные наскальные изображения от современных, порой фантастических сюжетов отделяет дистанция в несколько десятков тысячелетий. На этом пути каждая эпоха привносила свои открытия и нововведения. Уже древнеегипетская цивилизация подарила миру технику фрески и темперной живописи, когда в III тыс. до н. э. художники начали расписывать стены дворцов сюжетами предполагаемой загробной жизни. Великое искусство Греции оставило знаменитые росписи Кносского дворца, Пилоса и Микен, датируемые 1700 годом до н. э. Апогеем римского монументального искусства можно считать грандиозные фрески Помпеи и Геркуланума; уже тогда настенная живопись, выполненная восковыми красками, стала главенствовать в жилом интерьере и служить показателем культурного уровня и общественного статуса владельца дома. Мастера Возрождения научились создавать сложнейшие пространственно-живописные композиции, используя эффект иллюзии. С этой эпохой связаны имена таких гениев фресковой живописи, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Средневековая Европа подарила миру разнообразие технических приемов и внесла целый ряд особенностей в приготовление красок, грунтов и лаков.
Примечание
В России расцвет настенной живописи пришелся на эпохи барокко и классицизма. Со времен Петра I монументальная живопись была обусловлена требованиями архитектуры и воспринималась как ее органическая часть.Как и повсеместно в Европе, на отечественной почве идеально привились темпера и фреска; наряду с ними были широко распространены масляная, масляно-лаковая и клеевая техники. И если у истоков формирования светского жанра изначально стояли приглашенные иностранные живописцы, то уже к середине XVIII века появились русские мастера европейского уровня. В это время в моду уверенно вошли альфрейная живопись, всевозможные гризайли, живописные архитектурные «обманки», разнообразная колеровка и цветовой декор стен, то есть, по сути, приемы, актуальные и по сей день.
Техники и технологии
Традиционная настенная роспись чаще всего предплагала технику фрески, темперно-клеевой способ, использование краски на расплавленном воске (энкаустику) или же масляной краски по сухой штукатурке. Кроме того, живописные работы выполнялись на деревянной панели или холсте, которые затем наклеивались на стену. Из всего наследия прошлого наибольшее распространение в монументальном искусстве получила фреска и темперно-клеевая живопись. Время вносило свои дополнения. Так, в середине XIX века появилась водостойкая темпера, которая имела несколько достоинств: лучше пропускала воздух, то есть была гораздо экологичнее масляных покрытий, ее стало возможным мыть.
В 1950-е годы художники-монументалисты взяли на вооружение водоэмульсионные и дисперсионные краски, а также изобретенный в то время акрил. Преимущества нового материала оказались очевидными: легкость в приготовлении и минимальное время высыхания, а главное – возможность использования во влажных помещениях.
В наши дни чрезвычайно популярны и другие технологии, скажем аэрография, при которой рисунок наносится на стену или потолок с помощью струи воздуха с мельчайшими капельками краски. Нередко можно встретить и примеры потолочных или настенных росписей с использованием флуоресцентных красок – светящихся в темноте и абсолютно невидимых при дневном свете.
Относительно недавней новинкой на рынке стали декоративные фрески на эластичной штукатурной основе. Они устойчивы к перепадам температуры, поэтому могут применяться не только во влажных помещениях, но и при наружной отделке фасадов. Внешне покрытие представляет собой традиционную фреску, которая при помощи обычного монтажного клея крепится на любую поверхность. При этом заказчик может самостоятельно выбрать сюжет, размеры и «возраст» произведения: фреска искусственно состаривается и стилизуется под любую эпоху.
Подавляющее большинство современных материалов и красок для настенных росписей удивительно практичны, стойки к истиранию и воздействию света и вполне безболезненно переносят влажную уборку. Однако понятно, что, помимо технологии, огромное значение имеет и мастерство художника. Ведь, чтобы изображение на стене не потемнело или, наоборот, не выцвело в самое ближайшее время, одних лишь красок вовсе не достаточно: не менее важна подготовка поверхности под роспись, грунты, лаки и прочие хитрости, известные специалистам монументальной живописи.
Оформление в жанре…
Настенные или потолочные росписи могут быть выполнены как по мотивам работ классических мастеров, так и по оригинальным эскизам, в том числе предоставленным заказчиком. Чаще всего используется жанр архитектурного пейзажа, который возник в Италии и получил огромную популярность еще в XVII–XVIII веках.
С тех пор он не выходит из моды, оставаясь верным спутником классического интерьера.
Примечание
Хорошо декорировать жилое пространство изображениями памятников мировой архитектуры, например фрагментами знаменитых античных развалин где-нибудь на заднем плане королевской спальни загородного дома или имитацией знаменитых фресок Ренессанса в просторной столовой.Впрочем, прообразом для будущей настенной живописи вполне может послужить и объект, совсем недавно увиденный в кругосветном путешествии или в родном Петербурге, на соседней улице. Не менее популярным способом остается изображение жанровых сюжетов, допустим библейских или исторических событий. Такая живопись идеально подойдет для оформления, скажем, гостиной в классическом стиле. В тренажерном зале будут уместны картины с полуобнаженными торсами богов-олимпийцев – идеала, к которому захочется стремиться. Для росписи детской комнаты за основу можно взять полюбившихся мультипликационных или книжных героев. Нередко заказчик предлагает художнику и собственные сюжеты, связанные с жизнью его семьи. Помимо жанровых сцен и монументальных портретов, в качестве декора используются всевозможные орнаменты. Подобный прием хотя и не создает живописной перспективы в помещении, зато великолепно подчеркивает стиль интерьера. Скажем, роспись с восточными мотивами усилит этнический колорит гостиной с кальяном, а картины ярмарочных забав и русский лубок – интерьер кухни в стиле а-ля рюс.
Кроме особенностей сюжета, интерьерные росписи различаются по плоскостному и пространственному решениям. Если использование первого позволяет создать в помещении уникальный авторский декор, то второй способен в буквальном смысле смоделировать новое пространство за счет зрительных изменений пропорций. Такой прием незаменим, например, при низких потолках или небольшой площади комнаты: правильно выбранная художником перспектива обеспечивает динамику пространства и визуально расширяет его границы. Техника «обманки» дает возможность сделать стену «уходящей» в сад или морские просторы, растворить и заставить исчезнуть нежелательные двери или выступы помещения, создать иллюзию бескрайнего неба над головой и многие другие эффекты.
На вкус и цвет
Декоративные росписи стен и потолков находят все большее применение у тех, кто хочет сделать жилой интерьер запоминающимся и неповторимым. Однако при этом очень большое значение имеет правильный выбор не только сюжета будущей «зарисовки», но и ее палитры. Ведь декоративная колеровка в интерьере не менее важна, чем само искусство настенной росписи. Выбор цвета обусловлен множеством факторов. Здесь играют роль и общий стиль интерьера, и назначение комнаты, и степень естественной освещенности, а также размеры и пропорции. В помещениях, куда не проникает дневной свет, например в цокольных этажах, ванных комнатах или коридорах, решить проблему оформления пространства с помощью цвета невозможно – необходимо продумать искусственное освещение.
Надо сказать, что разным эпохам и художественным стилям всегда были присущи определенные цветовые комбинации. Поэтому существуют такие профессиональные понятия, как, скажем, цвета итальянского Ренессанса, времен королевы Виктории, стиля ар-деко и т. д. Обращаясь к опыту предшественников, современные художники имеют в арсенале куда более богатую палитру красок и вспомогательных материалов.
Примечание
Интерьерная роспись сегодня отнюдь не ограничивается лишь историческими стилями, а смело адаптируется к последним модным тенденциям, в том числе хай-теку, минимализму и, конечно, всевозможным этническим мотивам.Оптимальный интерьер предполагает взаимодействие свойств цвета и света, выбор тонкого линеарного рисунка или использование сложных многослойных техник в каждом конкретном случае, предпочтение той или иной технологии росписи (если речь идет о помещении с особым температурно-влажностным режимом, например ванной комнате или кухне) и, конечно, определенные художественные приемы. Кроме того, чтобы роспись впоследствии стала достоинством, а не раздражающим элементом обстановки, она должна быть выполнена в соответствии с законами психологии и физиологии восприятия, то есть с учетом цветовой доминанты, масштаба пространства, соответствия фактур и т. д. Впрочем, подобные тонкости относятся к юрисдикции автора-живописца.
Этапы совместного пути
Интерьерная роспись – процесс исключительно творческий, в котором заказчик выбирает сюжет и высказывает свои пожелания. Все прочее – тайна волшебства кисти художника, его знание материала, художественные способности, умение объяснить целесообразность применения той или иной техники, использования красок и т. д. Замечательно, когда отношения сторон строятся на доверии и взаимопонимании. В этом случае сюжет росписи заранее обсуждается не только с дизайнером интерьера, но и с художником – быть может, автор подарит хозяину свежую идею по оформлению или отговорит от неразумного шага; к тому же вместе легче выбрать тематику сюжета, стиль живописи, определить возможных героев. На этом же этапе мастер должен сориентировать клиента по времени, необходимом для работы, а также представить приблизительную смету.
Примечание
Чтобы заказчик максимально ясно мог представить себе результат, в среде монументалистов считается профессиональным прямо на объекте сделать картон – вспомогательный рисунок в натуральную величину, который учитывает все особенности помещения: расположение окон и дверей, наличие ниши или камина и др.Особенно актуален такой подход, если речь идет о росписи лестничных пролетов, сферической поверхности, сводчатого потолка или арок – словом, о помещении нестандартной планировки. Ведь живопись в интерьере предъявляет ряд особых требований, главным из которых остается ее сочетание с архитектурой. Так, для иного интерьера предпочтительнее альфрейная роспись или барочно-рокайльные живописные аллегории. Где-то уместнее архитектурные и декоративные «обманки» классицизма. В некоторых случаях стоит остановить выбор на панно с изображениями животных и растений в духе эпохи модерна. А то и вовсе избрать примитивистскую манеру росписи по цементу и бетону. Как бы там ни было, взгляд профессионала станет отличным «подспорьем» для владельца дома, который хочет сделать интерьер не просто оригинальным или уникальным, но и, что не менее важно, подходящим для жизни.