Сотка за тысячу рублей — это реально…
Посмотрим на Ленинградское дальневосточье глазами потенциального дачника (инвестора, застройщика). На что в первую очередь обращает внимание человек, желающий пустить корни за пределами городской черты? На экологию. После петербургского сырого воздуха, устойчивого запаха выхлопных газов и пыли хочется чего-нибудь посвежее. Чтобы лес был нехоженый, с лужайками и полянами, озерца и речки с чистой водой, птички пели и грибы росли. И тут четыре восточных района вне конкуренции. Леса — как в сказке, поэтому уважающие себя режиссеры выезжают снимать натуру для детских фильмов или фэнтези-сериалов именно на восток Ленобласти. Озер и рек не меньше, чем в Приозерье. В Бокситогорском районе, например, есть даже уникальная исчезающая речка Рагуша — особо охраняемый памятник природы. Неудивительно, что территория Бокситогорского, Подпорожского, Лодейнопольского и Тихвинского районов буквально расчерчена туристическими тропами — в местных лесах бродят странники, желающие уединения с матушкой-природой.
Конечно, есть производство (завод «Трансмаш» в Тихвине, ОАО «Бокситогорский глинозем» в соответствующем названию районе), но оно погоду не делает и окружающей среде не вредит, учитывая, что территории районов — сотни и тысячи квадратных километров, а заводов — единицы. Судя по долгосрочным планам правительства Лен
области, строительство вредного производства на «дальнем востоке» не предполагается. Лесоперерабатывающая промышленность развивается, создаются новые предприятия, но лесоразработки здесь по масштабам сопоставимы с Приозерским районом, потому радужную экологическую картину черными красками не портят.
Примечание
Подпорожский муниципальный район основан в 1927 году. Территория — 7679 кв. км. Население — 15,6 тыс. человек. Из 72 поселений 68 — сельские. От Санкт-Петербурга до Подпорожья — 285 км.
Далее — транспортная составляющая, которая при столь больших расстояниях имеет немаловажное значение. Есть река Свирь, входящая в состав Волго-Балта, железнодорожное сообщение и Мурманская трасса с областными «ответвлениями». На пароходах к даче не наплаваешься, вертолетное движение только зарождается.
Что касается пресловутой «Мурманки», она пребывает в плачевном состоянии, невзирая на федеральный статус, — обочины отдельных участков дороги, хорошо известные водителям-профессионалам, буквально усыпаны пробитыми покрышками. Впрочем, к подобного рода дорогам не привыкать. Если несколько десятков километров вытерпеть еще можно, то трястись сотни верст по ухабам… на это, знаете ли, надо иметь стальные нервы, пару запасок и полный ремнабор.
Инженерная инфраструктура. Если уж в прилегающих к городской границе районах с инженерией больше вопросов, чем ответов, то что говорить об отдаленных землях? В целом ряде поселений до сих пор нет газа, центрального отопления и даже электричества. По большому счету разве что районные центры и крупные МО могут похвастаться, что не испытывают проблем с «коммуналкой».
Примечание
Лодейнопольский муниципальный район основан в 1927 году. Территория — 4900 кв. км, население — 34 тыс. чел. Из 122 населенных пунктов 121 — сельские. От Санкт-Петербурга до Лодейного Поля — 239 км.
Сервис, будем говорить честно, нулевой. Правда, в деревне Мандроги Подпорожского района действует уникальный комплекс «Подворье», все объекты которого стилизованы под старую Русь. Здесь и спать на перине или печке уложат, и ржаными блинами с хлебным квасом угостят, и песни русские споют — экзотика! Вот, в общем-то, и все удовольствия. Современный дачник, привыкший выезжать за продуктами в сетевые гипермаркеты, расстроится, увидев скучные прилавки провинциальных магазинчиков. А для того чтобы поиграть в боулинг или посидеть в баре (нормальном, а не захолустном), придется опять-таки накручивать на авто не одну сотню километров.
Подведем итоги. Несомненный плюс один — экология, возможность наслаждаться первозданной природной красотой.
А минусы — от большой удаленности от Санкт-Петербурга до отсутствия должной инфраструктуры. Стоит ли после этого удивляться, что в листингах предложения покупки земель в «дальневосточье» единичны, причем территории продаются гектарами и в больших объемах. Например, рядом со Свирью, в живописнейшей местности можно запросто приобрести 76 га под строительство коттеджного поселка, курортного комплекса или досугового центра. Сотка фантастически дешевая по нынешним меркам — всего каких-то 1076 рублей!
…Поэтому землю стоит взять про запас
Прогнозы — дело неблагодарное. И все-таки мы попытались в общении с чиновниками и бизнесменами нарисовать картину если не ближайшего, то отдаленного будущего Бокситогорского, Тихвинского, Лодейнопольского и Подпорожского районов.
Валерий Ким, председатель областного Комитета по архитектуре и градостроительству, поведал, что политика жилищного малоэтажного строительства остается прежней: возводить дома необходимо во всех районах области равномерно. Конечно, инфраструктура на сегодняшний день вызывает массу нареканий, потому и земля дешевая, даже возле заповедника. Власти уповают на строительство четвертого кольца КАД — кольцевой автодороги, которая к 2025 году должна связать все отдаленные южные и восточные районы области. Во-первых, это даст импульс развитию территорий, что наглядно показал пример КАД-1. Во-вторых, активизируется жилищное малоэтажное строительство, ибо между кольцевыми дорогами, планирующимися на приличном расстоянии друг от друга, предполагается возведение новых поселков. В-третьих, доступность отдаленных районов улучшится.
Примечание
Тихвинский муниципальный район был основан в 1927 году. Территория — 6997 кв. км, население — 15,5 тыс. человек. Из 198 поселений 197 — сельские. От Санкт-Петербурга до Тихвина — 200 км.
По мнению господина Кима, на сегодняшний день в Ленобласти вообще нет депрессивных районов, все развиваются согласно принятым программам, но с разной интенсивностью. Что вполне объяснимо: сравнивать Всеволожский район Ленинградской области, расположенный буквально под боком у Северной столицы и потому вызывающий повышенный интерес бизнеса, с тем же Подпорожским «собратом», до которого и добраться проблема, некорректно.
В упомянутых районах будут развиваться туризм, лесопромышленный комплекс и сельское хозяйство, поэтому и рассматриваются эти территории в основном как некая большая рекреационная зона. Между прочим, уже разработан необычный проект
«Межозерье», предусматривающий интеграцию Лодейнопольского, Подпорожского, а также Олонецкого и Пряжеского районов республики Карелия в целях более полного использования имеющегося природного, культурного и историко-архитектурного потенциала.
А вот Руслан Вишневский, исполнительный директор Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства, полагает, что и до 2025 года ждать не придется. Все пригодные для жилой застройки территории в настоящее время актируются, будет составлен сводный реестр по всей стране, с тем чтобы запустить земли в оборот. Центральные районы России в целом и Северо-Запад в частности — ближайшие кандидаты на массовое «жилищное освоение». Пять-семь лет потребуется для того, чтобы оживить пустующие земли. Но только в том случае, если местные власти и региональное руководство обеспечат участки инженерной инфраструктурой.
К этому призывает и федеральный центр.
Сергей Журавлев, заместитель председателя экспертного совета проекта «Российский дом будущего», вообще считает, что понятие отдаленного от мегаполиса района относительно. Например, в Московском регионе те районы, которые еще несколько лет назад считались отдаленными и неперспективными, стали востребованы. По той простой причине, что ближайшие окрестности застроены, а необходимость в загородном жилье велика. «Покрытие» территорий загородными домами идет слишком быстро, посему и расстояние не преграда на пути покупателей недвижимости. Учитывая, что автодорожная инфраструктура не поспевает за темпами строительства, инвесторы, работающие в отдаленных районах Московской области, начали переговоры с РЖД о строительстве… железнодорожных станций возле больших дачных поселков! Не исключено, что опытом коллег воспользуются и петербуржцы.
Примечание
Бокситогорский муниципальный район был основан в 1952 году. Территория — 7150 кв. км, население — 19,4 тыс. человек. Городских поселений — 3, сельских — 8. От Санкт-Петербурга до Бокситогорска — 245 км.
Все эксперты единодушны в том, что первостепенное значение в развитии отдаленных территорий Ленинградской области имеет инженерная инфраструктура. Появится инженерия — придут застройщики, даже не дожидаясь начала обещанной областными и федеральными властями глобальной дорожной реконструкции. Вот только будет ли тогда сотка великолепной земли в Лодейном Поле стоить тысячу рублей?