MIPIM-2009, как и все предыдущие форумы, стала местом встречи известных банкиров и крупнейших инвесторов, авторов инвестиционных проектов, представителей крупных строительных компаний, архитекторов, дизайнеров, работников ведущих СМИ. В этом году свои проекты на выставке представили около 5,5 тыс. компаний, выставку посетили более 20 тыс. человек.
Первая и главная тенденция прошедшего мероприятия — сокращение количества компаний-участников. В этом году на форум пожелали приехать на три тысячи фирм меньше, чем в прошлом. Сократилось и количество стендов, поскольку многие ограничились лишь командированием на форум своего представителя. Тем не менее многие назвали выставку удачной и отметили смену настроения — с празднично-презентационного на исключительно рабочее.
Примечание
Традиционно в Каннах, прямо у Дворца фестивалей, где организуется выставка, причаливают большие яхты, зафрахтованные крупными компаниями-участниками для организации приемов и вечеринок. В этом году 36 из 100 заказанных яхт остались невостребованными, на многих остальных долго выбирали между потерей внесенного депозита и проведением скромной вечеринки.
Из крупных российских застройщиков и девелоперов только ГК «СУ-155» имела собственный стенд, на котором представила три своих проекта: многофункциональный комплекс «Красногорье-Сити», комплекс лыжных трамплинов и проект редевелопмента Ивановской мануфактуры «Капсула жизни».
Отличительной особенностью MIPIM-2009 стало оборудование отдельной зоны для российских экспонентов, что связано с большой активностью представителей России в предыдущие годы, в течение которых Российская Федерация зарекомендовала себя как крупнейший игрок мирового рынка недвижимости. По заказу Министерства экономического развития РФ компания FORMIKA в рамках выставки организовала российскую экспозицию Russian Regions под девизом «INVEST IN RUSSIA». Отдавая должное масштабности экспозиций, с которыми приезжают на этот форум представители РФ, организаторы MIPIM-2009 сочли необходимым подобный шаг, выводя Россию на один уровень с ведущими европейскими странами — Францией, Германией и Великобританией.
В целом участие России было значительно скромнее, чем в предыдущие годы. Площадь российской экспозиции по сравнению с прошлогодней сократилась с 4 тыс. до 2,7 тыс. кв. м. Свои стенды демонстрировали только лидирующие и инвестиционно привлекательные регионы: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Нижний Новгород и др. Из крупных застройщиков и девелоперов был представлен только ГК «СУ-155» с тремя проектами: «Красногорье-сити», комплекс трамплинов и «Капсула жизни».
Традиционно выигрышно были представлены южные регионы России, и прежде всего проект «Сочи-2014» — даже над входом в знаменитый дворец фестивалей, где вручается золотая пальмовая ветвь, висел внушительный баннер: «Краснодарский край — лучшее место для инвестиций». Вице-премьер Дмитрий Козак сказал: «Подготовка к олимпиаде идет полным ходом. Наша цель — не только проведение спортивного праздника, но и создание туристического центра мирового уровня». Общий объем инвестиций в проект «Сочи-2014» оценивается в 20 млрд долларов.
Итогом достойной презентации российских регионов на выставке стало заключение выгодных инвестиционных контрактов. Губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву удалось подписать в Каннах сразу несколько соглашений, в том числе с португальской компанией Imorbi II — Investmentos Immobilarios SA о строительстве жилищно-рекреационного комплекса «Каравелла Португалии» в Сочи; с немецкой InterBauSystem GmbH — об изменении центральной части Краснодара; с корпорацией «Донинвест» —
о реконструкции имеющейся и создании новой береговой инфраструктуры 15 морских терминалов в Сочи. Делегация города-курорта Геленджик (Краснодарский край) заключила три инвестиционных соглашения на сумму 9 млрд руб. В этом году курорт представил на выставке семь крупных проектов, три из которых и нашли своих инвесторов… В общей сложности соглашения делегации Кубани, подписанные на MIPIM-2009, оцениваются более чем в 1,6 млрд евро.
Внимание посетителей привлекли проекты Ростовской области и Объединенной промышленной корпорации (ОПК). Стенд Ростовской области — проект компании Formika. Экспозиция под девизом «Весна придет к нам первой!» не могла оставить равнодушным никого. Поэтично настроенные ростовчане назвали свой стенд «весенним оазисом посередине заледеневшего, занесенного снегом кризисного мира, островком стабильного развития». В то время, когда вокруг мела метель (по периметру стенда шел настоящий снег), в центре экспозиции, на прогалинах среди деревьев звенела капель и распускались первоцветы. Среди этого весеннего великолепия можно было подробно ознакомиться с проектами, представленными Ростовской областью. Всю необходимую информацию можно было получить с помощью сенсорного стола, оформленного в виде сугроба снега; установленные на стенде макеты позволяли представить масштаб инвестпроектов, а большая бесшовная видеостена использовалась для демонстрации видеоматериалов. В итоге презентации своих проектов Ростовской области удалось добиться конкретных соглашений.
В частности, компания Castorama готова увеличить свои инвестиции в Ростовскую область в четыре раза, с новыми проектами в регион готов прийти и Auchan. В мае в Ростовскую область прибудут представители компании Michaniki с целью найти место в рамках проекта «Азов-сити». Также нанести визит в регион намерены представители The Hilton Family и ведущего итальянского девелопера Palladium group.
Примечание
В этом году только лидирующие и инвестиционно привлекательные российские регионы демонстрировали собственные стенды и личное участие губернаторов и руководителей: Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край (Сочи), Нижний Новгород, Ростов и объединенная экспозиция «Российские регионы».
Нижегородская область в своей экспозиции сделала ставку на комплексные проекты, каждый из которых содержал сотни инвестиционных предложений. В частности, проект строительства трамплинного комплекса на Гребном канале — входит в программу подготовки к Олимпиаде-2014. Одно из важнейших соглашений в ходе форума регион заключил с французской консалтинговой компанией «ЖСО».
Какими бы интересными ни были стенды из России, посетители выставки не смогли не обратить внимание на грандиозные проекты иностранных компаний. Так, мэр Лондона Борис Джонсон рассказал о ходе подготовки к Олимпиаде-2012 в Лондоне и ее инвестиционных возможностях. Первые очертания олимпийского стадиона и торговой галереи Westfield рядом с ним возникли даже раньше рабочего графика. Всего вокруг арены будет построено около 120 тыс. коммерческих площадей с отличными транспортными связями посредством 10 линий метро и пригородных поездов и экспресса через туннель под Ла-Маншем.
Япония выставила свою кандидатуру на проведение летних Олимпийских игр в 2016 году. Основа заявки Токио — уникальная программа снижения выбросов до нуля и даже поглощение углерода из воздуха. Главный объект — стадион на 100 тыс. зрителей с перекрытием из солнечных панелей, расположенный на острове в Токийском заливе и соединенный с материком несколькими зелеными коридорами.
Перспективно выглядит и развитие представленного на предыдущей выставке MIPIM проекта Bahrain Bay стоимостью 2,5 млрд. Проект представляет собой остров, соединенный с материком двумя мостами, которые образуют закрытую гавань.
В целом и россияне, и граждане иных государств констатировали, что работа на MIPIM была более напряженной, чем два-три года назад. Финансовый климат заставил людей сосредоточиться, поэтому все прибыли сюда для того, чтобы действительно заняться делом.