— Сергей Александрович, для начала ознакомьте, пожалуйста, наших читателей с краткой историей компании «Семирамида».
— История нашей компании насчитывает уже 12 лет, поскольку мы образовались в 1997 году. Основной специализацией с самого начала был ландшафтный дизайн, и мы сразу начали активно работать на загородном рынке. Этот рынок до сих пор остается первоочередной сферой приложения наших сил. В городе у нас тоже есть постоянный фронт работ; обычно мы получаем заказы от собственников территорий: предприятий, учреждений, товарищества собственников жилья и т. д. Однако основные наши заказы — это озеленение загородных участков.
— Вы работаете по преимуществу с частными заказчиками?
— Да, основной контингент наших клиентов — это индивидуальные домовладельцы. Мы также работаем в рамках коттеджных поселков, но, опять же, это обустройство ландшафта на конкретных участках. Ландшафт на территориях, предназначенных для общего пользования, как правило, создают сами застройщики. Вместе с тем надо сказать, что работа с частными заказчиками тоже может быть очень масштабной. К нам ведь обращаются не только владельцы участков площадью 10–12 соток, но и те, в чьем владении гектар и даже больше. Создание комфортного для жизни пространства на такой обширной территории требует разностороннего подхода к делу.
— Каков круг деятельности компании?
— Можно сказать, что в сфере ландшафтного дизайна мы делаем практически всё, выполняя пожелания клиента по полной программе. Мы разбиваем газоны, высаживаем кустарники и деревья, включая крупномерные растения, производим вертикальную планировку территорий, создаем искусственные водоемы, выполняем мощение дорожек, устанавливаем фонари и малые архитектурные формы. Понятно, что производством беседок, скамеек или тех же фонарей мы не занимаемся, это делают наши партнеры. Задача специалистов компании — вписать их в ландшафт согласно разработанному проекту.
— А проекты тоже вы разрабатываете?
— Естественно, у нас этим занимается специальное подразделение. Вначале создается общий проект участка, затем он детализируется, обретает конкретные формы, лишь затем мы приступаем к его реализации. Учитывая все вышесказанное, можно считать, что в своем сегменте загородного рынка мы можем считаться универсальной компанией. Есть компании, которые специализируются на чем-то одном, например на поставке и укладке рулонных газонов. Мы же предпочитаем работать с клиентом по всему спектру услуг, от начала до конца. На каждой стадии выполнения работы мы находимся рядом с заказчиком и несем перед ним полную ответственность.
— Такие возможности должны быть обеспечены соответствующим кадровым составом. Исполнители всех вышеперечисленных работ есть в штате компании?
— Исполнители подавляющего большинства работ, о которых я говорил, — это наши специалисты. Есть лишь небольшой сегмент узкоспециализированных работ, для выполнения которых мы приглашаем наших партнеров. Ландшафтные дизайнеры и архитекторы, бригады исполнителей работ, прорабский состав, служба ухода — все эти специалисты у нас есть. Хочу подчеркнуть: по желанию заказчика мы можем взять на себя такую обязанность, как уход за высаженными растениями. В большинстве случаев такой уход необходим, поскольку у хозяев участка, как правило, не хватает ни времени, ни знаний, чтобы правильно ухаживать за растениями.
— А разбираются ли нынешние заказчики в ландшафтном дизайне? Не трудно ли вам вести с ними диалог?
— К счастью, нынешние заказчики в большинстве своем подготовлены, для того чтобы вести грамотный диалог с представителями ландшафтной компании. Так было не всегда: к примеру, еще лет 10–12 назад приоритеты у владельцев участков были иные. Они прежде всего старались выстроить дом с удобствами, обнести его забором повыше, а проблемы с обустройством ландшафта интересовали их в последнюю очередь. Однако с течением времени тенденция менялась, заказчики все больше интереса стали проявлять к устройству ландшафта, поскольку на смену огороду и плодовому саду (наследию советского времени) постепенно приходили газоны, декоративные посадки, появилось мощение дорожек и площадок современными материалами. Теперь домовладельцы просят оставить им буквально пару грядок и несколько плодовых деревьев — не для урожая, а для близости к природе. Вместо глухих заборов все чаще делают зеленые изгороди и т. д. Конечно, не все заказчики пока проявляют должную компетентность, но обустройство ландшафта на своем загородном участке тем не менее уже сделалось хорошим тоном. Заказчики стали предъявлять более строгие требования к стилистике и общему концептуальному решению участка.
— Буйная фантазия клиентов вам не мешает? Есть ли такие заказчики, которые хотят, чтобы у них на участке цвела сакура и другие южные растения?
— Конечно, бывают и такие пожелания. В подобных случаях приходится подробно и аргументированно объяснять, что в нашем холодном климате далеко не все растения выживают. Мы опираемся при этом как на собственный опыт, так и на публикации в специализированных журналах, где сейчас размещается очень много полезной информации. Если заказчик все же настаивает на своем капризе, то мы стараемся выполнить пожелание, но при этом предупреждаем: растение может не пережить зиму.
— Давайте подробнее поговорим о ваших методах работы с клиентами. Каким образом выстраивается процесс общения и взаимодействия? В частности, есть ли у заказчиков какие-то планы или они приходят к вам с очень смутными пожеланиями?
— Процесс взаимодействия может выстраиваться по-разному. Как правило, мы сразу же стараемся выехать на участок, с тем чтобы все предложения и планы были привязаны к конкретному месту. У нашего потенциального заказчика обычно уже есть какие-то идеи по обустройству ландшафта, и мы на месте обсуждаем его пожелания. Встречаются заказчики, прочитавшие массу специализированной литературы и потому умеющие грамотно и квалифицированно изложить свои запросы. Такой подход, надо сказать, мы только приветствуем, поскольку это и нам облегчает работу. Тем не менее даже в этом случае мы предлагаем заказчику свое решение. Точнее сказать, заказчику предлагается на выбор несколько вариантов эскизов, в том числе и соответствующий пожеланиям самого клиента. Далее, как показывает практика, заказчик в большинстве случаев склоняется к нашим вариантам. Дело в том, что заказчики просто не знают всех возможностей современных ландшафтных компаний, как не знают и современных способов обустройства ландшафта. Когда же они все это видят хотя бы на эскизе, то обычно поступают разумно и выбирают вариант, предложенный профессионалами.
— А компромиссы здесь возможны?
— Компромиссы, можно сказать, неизбежны. В большинстве случаев в окончательный проект входят элементы из разных вариантов, то есть реализуется такое решение, которое максимально удовлетворяет требования заказчика. После этого начинается уже конкретная проработка проекта. Мы предлагаем определенный посадочный материал, варианты материалов для покрытия и мощения дорожек и т. д. Все это тоже мы обговариваем с заказчиком, учитывая его экономические возможности, а также сопровождая диалог показом образцов и каталогов. У нас имеется обширная коллекция фотографий с различными эстетическими и конструктивными решениями по благоустройству ландшафта, уже выполненными ранее нашей компанией. Лучше, как известно, один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому мы показываем, как это будет выглядеть, что делает решение заказчика более взвешенным и обоснованным. В особенности важен показ при выборе растений. Мы даем возможность увидеть, как выглядит растение, как оно цветет, объясняем, когда наступает цветение и как выбранное растение будет сочетаться по цвету с другими цветущими, — в общем, предоставляем максимум информации.
— Вы работаете в традиционном стиле или предпочитаете экзотику?
— Мы выбираем традицию либо экзотику в зависимости от пожеланий клиентов. Хотя следует заметить, что у наших клиентов преобладают традиционные запросы, так что в основном мы делаем на участке своеобразную ландшафтную классику. В то же время мы стараемся быть в курсе последних достижений в области ландшафтного дизайна, для чего постоянно выезжаем за рубеж и знакомимся с новинками европейских коллег. Наша область на месте не стоит: все время появляются новые материалы, технологии, и мы их по возможности осваиваем и используем в практике.
— В каких районах Ленобласти вы в основном работаете?
— Большинство наших заказчиков имеют участки на Карельском перешейке: это прежде всего Курортный, Выборгский и Приозерский районы. Конечно, заказы поступают и из других районов, и мы их тоже выполняем. Но так сложилось исторически, что самые обеспеченные домовладельцы селятся именно на севере и северо-западе области, вот почему заказы чаще поступают оттуда.
— В заключение — вопрос о рынке ландшафтного дизайна в целом. Как работается сегодня вам и вашим коллегам?
— На деятельности серьезных ландшафтных компаний кризис не сказался катастрофически. И у нас, и у наших коллег, со многими из которых мы знакомы лично, по-прежнему достаточное количество заказов. Нам по-прежнему не тесно на рынке, работать локтями не приходится, и в будущем, мы надеемся, эта тенденция сохранится. Что касается компаний-однодневок, то они и раньше появлялись в нашем сегменте рынка, после чего благополучно исчезали. В связи с этим хотелось бы посоветовать заказчикам вдумчиво и ответственно выбирать исполнителя, в первую очередь обращая внимание на авторитетность компании, на продолжительность ее работы на рынке, а также на отзывы клиентов о ее деятельности.