Наталию Цветкову ткани, нити и возможности переплетения тех и других занимали с детства. И в том, что пике — это вполне мирное рукоделие, имитирующее вышивку, она убедилась, скорее всего, гораздо раньше, чем узнала про «мертвую петлю». Оттого и в «Муху» пошла учиться — ведь там до тонкостей постигают ремесло в высоком смысле этого слова. Естественно, после обучение на кафедре художественного текстиля последовали аспирантура, защита, преподавание — словом, стандартный путь специалиста, увлеченного своим делом. И на пути этом ее неизменно сопровождали все те же пике и саржа, вариации на основе полотнянки и рогожки, двухслойные и полые ткани и, конечно, синтез жанров, ремиксы стилей, метаморфозы материала.
Гобеленовый римейк
Серьезной заявкой стала уже дипломная работа — концептуальный триптих, наглядно демонстрирующий основные этапы развития ручного ткачества. Начало начал — коптские ткани; расцвет шпалерного искусства — мильфлеры, фрагменты орнаментов, характерные для Средневековья персонажи, в частности единорог. И наконец, возрождение шпалерного ткачества, которое связано с именем французского художника Жана Люрса. Это он в начале уже ХХ века разработал главные принципы шпалерного искусства, в соответствии с которыми и выполнена заключительная часть триптиха.
Наталия — отличный практик. Изысканный, тонкий виртуоз в самых разных текстильных техниках. Тем не менее теория занимает отнюдь не меньше места в работе, ведь преподавание — это одна из сторон профессиональной деятельности художницы.
Наталия Цветкова: «Гобелен создается как на ткацком станке, так и на обычной раме. Родиной гобелена исторически считается Германия, хотя наивысшего расцвета искусство гобеленового, а правильнее шпалерного ткачества достигло во Франции. Там использовали вертикальные ткацкие станки. Существуют еще горизонтальные, характерные, например, для Фландрии. С одинаковым успехом гобелены создавали и на тех и на других.
В этой технике различают гладкое ткачество и ворсовый гобелен. Кроме того, применяется и сочетание техник; может использоваться и полотняное и саржевое (диагональное) переплетение.
В Средние века шпалеры ткали по мотивам и по принципу книжных миниатюр, что привносило декоративность в полотно. А вот в XVII–XIX веках шпалера в определенном смысле утратила самобытность и превратилась во вспомогательный раздел живописи. Естественно, возникли планы, перспективы, многоцветье. В начале ХХ века Люрса призывал вернуться к основным принципам средневекового ткачества, в частности предложил ограничить количество цветов в шпалере и сделать ее плоскостной. Кроме того, по мнению Люрса, шпалера должна быть предназначена для конкретного помещения».
С приходом Наталии на кафедру в 1999 году многое изменилось. Если до нее студенты, обучавшиеся по специальности «художественный текстиль», изучали только машинное ткачество и классический гобелен, то теперь добавился новый курс, автором которого и стала молодая аспирантка. «Ткачество на ручных ткацких станках» оказалось дисциплиной востребованной и перспективной; в «Мухе» была создана мастерская, появились первые студенческие работы. Сегодня на кафедре защищают дипломные работы по такой теме.
В 2005 году в выставочном зале Союза дизайнеров на Мойке прошла совместная выставка Наталии и студентов 4-го курса «Тканые структуры». В июне этого года в Петрозаводске преподаватель организовала дефиле студенческих работ, выполненных в технике ручного ткачества, прошедшее в рамках I Всероссийского фестиваля ручного ткачества.
Научную и преподавательскую работу Наталии Цветковой удается совмещать с активной выставочной деятельностью и выполнением частных заказов, в которых недостатка нет и не было, начиная со студенческих времен: они непременно появляются после каждой выставки.
Сегодня у нее есть свой сайт. Определенный промоушн гарантирует и членство в Союзе художников и Союзе дизайнеров. В частности, активно продвигает авторов официальное издание второго союза — журнал «Дизайнинформ». Кроме того, Наталия — постоянный участник публикаций журнала Textile Forum международной организации European Textile Network. Свои результаты дают международные и российские контакты с коллегами. И конечно, пресловутое сарафанное радио: знакомые, ученики, благодарные клиенты, наконец, дизайнеры и архитекторы, включающие художественный текстиль в свои проекты. Работы, представленные на выставках, по-прежнему нарасхват.
Наталия — автор известный, причем не только на родине. Она — лауреат семи международных конкурсов, всегда желанный гость и консультант научных семинаров и конференций, посвященных текстилю; ее персональные выставки проходят по всему миру.
Вот лишь некоторые достижения:
2002 год — приз конкурса Nagoya Design Do! в Японии. Жюри настолько понравилась ее работа «Снег», что она была оставлена в дизайн-центре в г. Нагойя, что считается большим успехом для автора. Начиная с 2004 года три сезона подряд она удостаивалась премий конкурса Japan Textile Contest в самой почетной номинации «Honorable Mention». И оттуда ее работы отправились на выставку Premier Vision во Францию, где был представлен персональный стенд Наталии Цветковой.
Из многочисленных персональных экспозиций Наталия особенно выделяет выставки в Швейцарии в 2003 году, в Великобритании (2005 г.), в Финляндии и в Москве по приглашению австрийского культурного форума (2005 год), а также участие в коллективных выставках в Германии, Коста-Рике и Венесуэле.
Текстильный ликбез
Художник по тканям Наталия Цветкова непременно предупреждает заказчика о том, что не работает по чужим эскизам. Она всегда выступает автором от начала и до конца: от создания эскизов и до воплощения нарисованного на бумаге в законченное текстильное произведение. Технику выбирают совместно с заказчиком; как правило, она зависит от суммы, которую клиент готов потратить на украшение своего интерьера декоративным текстилем. От техники зависят и сроки исполнения. Дольше всего, например, создается гобелен — квадратный метр можно ткать от одного до трех месяцев; если речь идет о французской классической шпалере, счет идет на несколько сантиметров в день.
Н. Цветкова: В батике — или росписи по ткани — различают несколько техник. Существует так называемая свободная роспись, без резерва. Резервом называют специальный состав, который фиксирует границу цвета, не давая одной краске затекать на другую. Таким образом, техника свободной росписи напоминает обычную акварель на бумаге, когда цвет вливается в цвет. Несмотря на кажущуюся простоту, эта техника считается сложной, поскольку нужно чувствовать ткань. Ведь краска на разных тканях ведет себя по-разному.
Особенность холодного батика — росписи с холодным резервирующим составом — заключается в том, что любая нарисованная на ткани форма обводится контуром резерва с помощью специальной стеклянной трубочки. Если резерв где-то нарушен, то краска неминуемо перетечет одна в другую. Такая техника придает изображению некоторую графичность.
И наконец, горячий батик — наиболее живописная, но и наиболее трудоемкая и длительная по времени техника. Здесь в качестве резерва используется кипящий воск, парафин или их смесь. Горячим воском закрываются светлые места на ткани, потом ткань красится; снова закрываются отдельные участки, и снова ткань красится в более темный цвет. Таким образом может быть от одного до 4–5 прокрасов. В итоге на темном фоне получается цветное изображение. Это самая древняя техника росписи по батику. Родиной ее считается остров Ява».
С работами в технике шибури или узелкового крашения Наталия участвовала в международном проекте «Япония — Люксембург — Трир», проходившем в Германии в середине 1990-х. Тогда участникам из разных стран мира предлагалось создать произведение на тему «Восток — Запад». Кто-то развивал идею традиционного кимоно, а Наталия создала модель на контрасте гладких и фактурных элементов.
Н. Цветкова: «Особенность техники шибури заключается в том, что отдельные участки ткани прошиваются или обматываются нитками, а затем опускаются в кипящую краску. Там, где ткань обвита нитями, получается непрокрас в виде «звезд», полосок, геометрических фигур. Такие работы очень живописны.
Помимо техник росписи и узелкового крашения, существует техника трафаретной печати, когда на ткань накладывается один или несколько трафаретов, сверху наносится краска, и на ткани отпечатывается изображение. При этой технике используют более густые краски, чем в батике.
В случае применения техники шаблонной печати на раму натягивается специальная ткань-сито. Поэтому второе название — печать сетчатыми шаблонами. Она обычно находит применение при изготовлении всевозможной сувенирной продукции, футболок, салфеток и т. д.
От традиций к новаторству
Тема кандидатской диссертации была «Искусство текстиля. Ручное ткачество: северо-запад Восточной Европы, конец ХIХ — начало ХХ века». То есть ткачество Ленинградской области, Карелии, Архангельска и… немного Финляндии. Все логично. Финляндия в начале века еще в составе России. Ручное ткачество, ткацкий станок — классика жанра. Наталия и академию заканчивала с классической работой. Уже тогда дома был ткацкий станок, купленный в Финляндии во время одной из поездок по студенческому обмену. Там же, в Финляндии, и работать на нем научилась. А приехав домой, стала активно совершенствовать полученные навыки, и уже совсем скоро от классического плетения перешла к сложным экспериментам с нитями, их сочетаниями и способами взаимодействия.
Н. Цветкова: «Ручное ткачество — это одна из древнейших сфер деятельности человека; ткацкий станок был известен еще в эпоху неолита. Из глубины веков к нам пришли и три основных переплетения, которые используются по сей день и являются теми тремя китами, на которых держится весь мир ручного ткачества. Самым древним и наиболее распространенным считается полотняное переплетение. Саржевое — это диагональное. Третий кит — атласное и сатиновое переплетения, представляющие собой лицо и изнанку одно другого. Все древние и современные ткани выполнены на базе этих трех структур».
Надо сказать, что для обывателя ткацкий станок выглядит интересно и интригующе: деревянные планки, приводимые в движение многочисленными натянутыми нитями, слаженное движение деталей, подчиняющихся легкому прикосновению пальцев профессионала. Оказывается, благодаря ножному приводу станок позволяет создавать гораздо более сложные виды текстиля, нежели обычная рама.
Н. Цветкова: «Если по-особенному привязать ремизки к подножкам, можно получить различные переплетения и, соответственно, ткани разных структур. В зависимости от количества ремизок и подножек переплетения могут быть более или менее сложные. В моем станке их восемь, что позволяет изготавливать весьма оригинальные ткани. Ремизок и подножек должно быть как минимум две».
Уже первые эксперименты Наталии с ткацким станком показали, что ручное ткачество — старинное, былинное, традиционное и порядком консервативное — идеально вписывается в постмодернистский художественный контекст. Так одна за другой стали появляться ткани, с включением различных нитей, лески, вышивки. Например, используя хлопок, лен и капрон, Наталия создала пространственную инсталляцию «Предвосхищение зимы». В ней каждая ткань может существовать как самостоятельно, так и во взаимодействии с остальными. В 2003 году эта работа была удостоена премии на International Forum Design в Германии.
Если первые эксперименты носили характер абстрактный и не имели под собой иной подоплеки, кроме художественной, то очень скоро Наталия перешла к созданию вещей вполне функциональных. Идею подкинула жизнь, а вернее, жизнь выставочная, которая наглядно показала: если текстиль неправильно осветить, то он теряет свою красоту. Поэтому вполне логичным стало решение совместить текстиль и свет. Так возникли светильники: в технике ручного ткачества с использованием полиэстера, металлических нитей и электрических лампочек появилось «Рождение звезды». Вскоре была создана «Медуза» — арт-объект с функциями светильника. Из компонентов — металл, оптоволокно.
За «Звездой» и «Медузой» последовал «Космос», вызвавший в экспозиции неописуемый восторг у детской аудитории. Немудрено, ведь структура светильника позволяла раздвигать нити, через некоторое время самопроизвольно возвращавшиеся в исходное положение. Кстати, вопреки традиционному выставочному «Руками не трогать» тактильное восприятие текстиля всегда было и остается твердой установкой автора.
В родстве с пожарным рукавом
От потрясающе эффектного и оригинального текстиля, который с обычной рулонной материей роднило лишь одно — плоскость, Наталия перешла к созданию, говоря современным языком, 3D-тканей. Со светильников начался выход в объем: появились полые ткани.
Конечно, принцип их создания был хорошо известен и до Наталии. Полая ткань — целиком и полностью продукт промышленного производства: так создают пожарные рукава, делают транспортерные ленты. Идея «чулка» в данном случае лишь обрела новое звучание, а полая ткань в сочетании со светильником стала авторским ноу-хау.
Совсем скоро полая ткань превратилась в концептуальный текстильный модуль, идею которого автор выразила через платья-трансформеры. Туба созвучна кокону, в котором человек чувствует себя уютно и защищенно. Достоинства наряда очевидны: не давит, не режет, не требует фурнитуры, а главное — одно платье может превращаться в другое, третье, четвертое и так далее в зависимости от настроения, ведь один и тот же модуль можно носить с рукавами и без, с капюшоном, с воротом, юбкой, пелериной… Все дело в том, что в ткани использованы эластичные нити, за счет которых платье можно по-разному растягивать, продевая между нитями голову, руки, туловище. Такая форма вполне может существовать и без участия человека, например в виде скульптуры. Или утилитарного украшения интерьера — подставки для зонта, вазы для сухих цветов, абажура для электрической лампочки.
Модули-тубы были использованы Наталией также в создании пространственной текстильной композиции «Зимний лес». Это семь трехмерных объектов и пять видов тканей. Для этой композиции были созданы модули-тубы, символизирующие деревья. Каждый модуль одним концом крепился на металлическом каркасе и свободно свисал. Между деревьями располагались ткани, символизирующие иней и падающий снег. Вся работа построена на контрасте фактур — матового хлопка, блестящей вискозы, прозрачных мононитей — и представляет собой разнообразные вариации на тему снега: пушистый снег на ветках деревьев, переливающийся на солнце иней, серебристый лед и т. д. Зритель может зайти внутрь текстильной композиции и рассмотреть ее с различных точек изнутри.
Наталия продолжает экспериментировать и искать все новые и новые формы. При этом знаниями своими она активно делится со всеми желающими, во всяком случае мастер-классы давно стали для нее делом привычным. Как, например, «Живой стан», в котором участвуют все присутствующие, имитируя огромный ткацкий станок, так что прямо на глазах создается полотно. Мастеру удалось самостоятельно реконструировать, а, по сути, изобрести заново древнейшую ткацкую технику, упоминающуюся в описаниях ученого-этнографа Гвоздева в начале ХХ века.
В творческих планах художника по тканям участие в ноябрьской выставке в Карелии, посвященной Белому морю. Для нее Наталия будет создавать не просто полые ткани — то, что она задумала, ничем не напоминает очередной, пусть и весьма оригинальный, но все же статичный объект. Должны помочь инженерные способности мужа. Композиция, символизирующая дыхание Белого моря, станет новым для художницы кинетическим жанром искусства. Что ж, метаморфозы текстиля, как видно, продолжаются.
Во власти нестандартного видения автора, ему предстоит доказать свою жизнеспособность в буквальном смысле слова — через движение, и только так!
Слово экспертам
Досье автора
Наталия Цветкова
кандидат искусствоведения, дизайнер
В 1999 году окончила СПГХПА им А. А. Штиглица (бывшее училище им В. И. Мухиной), кафедру художественного текстиля. Специальность — художник по текстилю.
С 1999 года преподает ручное ткачество в СПГХПА им. А. А. Штиглица. Лауреат семи международных дизайн-конкурсов.