Недавно мы провели в редакции круглый стол, посвященный коттеджным поселкам (подробности — в видеоматериале на сайте www.zagorod.spb.ru и на с. 28), где собрались инициаторы заметных и значимых проектов коттеджной застройки региона. Хроника оттаивающего после морозов рынка показала ожидаемое: основные игроки (не люблю это слово) выжили и продолжают работать. У них есть новые проекты, но для запуска, как выразилась одна участница мероприятия, не хватает «витаминов» в виде спроса. И дело не в том, что для создания уютных пригородных микрорайонов с индивидуальными или сблокированными домиками нет средств. Большинство разработчиков проектов просто не понимают, какие дома сегодня нужны. Ведь основные идеи и корректировки рождаются у них в результате общения с будущими новоселами. Кризис финансов грозит перетечь в кризис идей, а рассчитывать на то, что уже в марте придут покупатели, которые терпеливо и подробно расскажут, какие дома хотят, — не приходится: они и сами не знают. Потому и предпочитают приобретать только землю, оставляя строительство, здоровую загородную жизнь и занятия спортом на воздухе на «потом».
Рынок только начал оттаивать, а самый ходовой его товар — участки. Но они пребывают после зимы в не слишком товарном состоянии: где-то под толщей сугробов, а в иных массивах до них вовсе не доехать. Но коль скоро изучать спрос, пользуясь предложениями будущих домовладельцев, не получается, придется дома, поселки и, как говорят маркетологи, «форматы» изобретать самим. Для того чтобы мелкий, средний и крупный девелоперский бизнес не блуждал в потемках, власти обычно ему помогают. Достаточно посмотреть сайт любой средней европейской компании, специализирующейся на строительстве частного жилья: раздел «наши награды» — настоящий иконостас. Здесь и дипломы министерств за социальную значимость, и награды бизнес-объединений за пунктуальность, и, конечно же, архитектурные конкурсы с великим множеством номинаций. Бесконечные выставки, конкурсы и показы формируют и «высокое» домостроение от кутюр, и массовое — на основе «выкроек» (готовых проектов). Все это активно освещают СМИ, население Европы оказывается в курсе тенденций строительной моды, а домовладельцы могут примерить ее. Социально значимые предприятия, помогающие молодым семьям, могут рассчитывать и на гранты.
Многие удивятся, но у нас все это тоже есть. Оказывается, проект НАМИКС «Доступное жилье для молодежи» получил грант Президента РФ в конкурсе по оказанию государственной поддержки некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества». Но узнать об этом можно только на сайте организации (Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства). Оказывается, упомянутая структура тоже проводит множество конференций, семинаров, форумов, а также «участвует в активном поиске и продвижении передовых технологий… аккумулирует всю научную информацию и опыт мирового бизнес-сообщества». Еще одна цитата с сайта: «В состав агентства входят компании, которые продвигают технологии, позволяющие строить в среднем по цене 14 тыс. руб. за квадратный метр, и в дальнейшем в 3–3,5 раза экономить на отоплении и кондиционировании». Так что, дорогие товарищи, обращайтесь!
Вернемся, впрочем, к повестке дня. Многие ли будущие домовладельцы могут назвать фамилии архитекторов, определяющих облик современной малоэтажной России? В каком направлении будут развиваться жилые пригороды? Как помочь частному самозастройщику выбрать проект и привести в порядок участок? Именно эти вопросы мы будем обсуждать в конце марта в СКК, на XX Ярмарке недвижимости. В рамках деловой программы мы проведем цикл мастер-классов для будущих домовладельцев, а также круглый стол для специалистов, которых хотим пригласить к участию в конкурсе коттеджных поселков и проектов частных домов на приз редакции журнала «Загородное обозрение». Следите за новостями на сайте www.zagorod.spb.ru и будьте в курсе.