— Александр Александрович, ваша компания стремительно вышла на рынок элитной недвижимости Санкт-Петербурга, причем сделала это в период экономической депрессии, когда многие ваши коллеги сворачивали бизнес, замораживали проекты.

— Это только на первый взгляд период экономической стагнации — не лучшее время для вхождения в бизнес. Экономические постулаты, мировая практика, говорят: кризис — это время слияний и поглощений, время вхождения в рынок и наиболее благоприятный период для старта. В кризис снижается деловая активность, соответственно, уменьшается конкуренция. Все это характерно и для риэлторского бизнеса.
Для компании Engel & Volkers (E&V) как международной сети 2009-й кризисный год — это период резкого увеличения количества офисов — магазинов недвижимости, за прошлый год оно выросло более чем на сто. Идет естественный процесс: небольшие, не имеющие достаточного ресурса компании, банкротятся, в то время как мировые системные бренды расширяют свое присутствие, открывают новые рынки, так как в этот период входной билет дешевле.
В кризис бизнес старается уменьшить затраты, соответственно, рекламное продвижение дешевеет, конкуренция падает. Одновременно на рынок в короткий период выходит значительное число продавцов, вынужденных расставаться с недвижимостью в целях сохранения бизнеса или решения проблем кредиторской задолженности.
Старт E&V в России в этот сложный период — вполне осознанная, плановая акция.
— Каковы особенности работы вашей компании на российском рынке недвижимости?
— Как известно, крупные международные сети крайне осторожно выходят на рынок российской недвижимости ввиду непрозрачности рынка, несоответствия целого ряда его канонов международным стандартам.
E&V — крупнейшая международная франчайзинговая сеть, специализирующаяся в области элитной недвижимости. Мы, как и наши коллеги, работающие в 43 странах мира на всех обитаемых континентах, заключили концессионное соглашение (франчайзинговый договор), в рамках которого следуем международным стандартам работы, принятым в цивилизованных странах, имеющих вековые традиции в этом бизнесе.
Мировая практика, да и ход развития многих отраслей в России, показывают, что международные корпорации привносят в нашу страну новые технологии, новые принципы работы и подходы. И нет необходимости изобретать велосипед там, где уже все годами отработано. Вот и мы пошли этим путем — внедряем опыт компании E&V на российском рынке риэлторских услуг.
Вторая наша особенность — специализация исключительно на недвижимости высокой ценовой категории, элитного сегмента. В отличие от многих наших коллег, мы полагаем, что невозможно совмещать сервис, необходимый для клиентов в категории luxury, с работой в экономклассе. Это разная квалификация персонала, разная атрибутика, разные рекламно-информационные модули — все разное. Мы воспринимаем себя как бутик и стараемся предоставлять соответствующий сервис.
— Можете ли вы оценить, кто является сегодня потенциальным покупателем элитной жилой недвижимости? Какие тенденции, изменения на этом рынке происходят в последнее время?
— Практика наших продаж определенно рисует портрет клиента компании. Практически исчез инвестор как категория. Все покупки приобретатель осуществляет для собственных нужд. В категории до 40 млн руб. преобладают семейные пары 35–45 лет, имеющие одного ребенка и более. В основном это руководители высшего звена крупных компаний или владельцы среднего бизнеса. В высокой ценовой категории это исключительно собственники бизнеса, банкиры, люди, имеющие крупные государственные контракты, доступ к бюджетным ассигнованиям.
Существенную долю в последнее время составляют покупатели из Москвы, в том числе бывшие питерцы, ныне работающие в столице. Мы также активно развиваем сотрудничество с нефтегазодобывающими регионами. В сентябре в составе делегации администрации Петербурга я посещал Сургут, город газовиков и нефтяников; мы также активно работаем с Ханты-Мансийском, с Мурманской областью. Наши клиенты также — бывшие соотечественники, постоянно проживающие за рубежом. В отличие от России, в Европе E&V — весьма известный и популярный бренд. Магазин недвижимости в Петербурге дает им возможность находить российских покупателей на принадлежащие им объекты в России или приобретать квартиру в Петербурге для точечных вояжей на историческую родину.
— Удовлетворены ли вы динамикой развития компании, вашего бизнеса в Петербурге? Какие направления приоритетны?
— Мы полагаем, что нашли свое место на сложившемся за последние два десятилетия рынке недвижимости в Петербурге, сформировали базу объектов элитного сегмента, нам кажется, что у нас есть свое лицо, свой взгляд. Каждый квартал увеличивается количество сделок, проводимых нашей компанией, причем, что радует, возвращаются покупатели в категории от 100 млн руб. Наша текущая задача в период возвращения на рынок старых игроков — сохранение позиций в сегменте элитной городской недвижимости и расширение участия в продажах загородной недвижимости верхней ценовой категории.
Сейчас в Петербурге работают два магазина недвижимости E&V, расположенные на набережной реки Мойки, 24 (напротив Дворцовой площади), и на Приморском шоссе. Следующий магазин мы планируем открыть на Крестовском острове.
— Каковы новые проекты компании в сфере загородной недвижимости?

— В сентябре мы подписали эксклюзивный договор на брокерские услуги по продаже коттеджей в элитном поселке «Мариньи» в Зеленогорске. Этот проект представляется нам знаковым для пригородов Петербурга. Лучшее местоположение на берегу Финского залива, по соседству с Центральным парком Зеленогорска и яхт-клубом «Териоки» в данном проекте сочетается с идеей воссоздания исторического облика курорта, его архитектурных традиций. Я сам уже более десяти лет живу в Курортном районе, в Сестрорецке, и являюсь живым свидетелем того, как исторические здания, традиционные для данного района, в прямом смысле «выжигаются». А в данном случае мы имеем пример обратного тренда, когда появились люди, которые, решая свои бизнес-задачи, дают некий толчок восстановлению традиционной застройки в стилистике северного модерна. Поэтому мы с удовольствием взялись за этот проект и надеемся, что петербуржцы оценят его по достоинству.