Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Родные берега, тихие пристани

VIP-недвижимость / 30.07.2011

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Желание жить у воды во многом определяет спрос на загородную недвижимость под Петербургом. По заливу, Неве, Ладоге, озерам Карельского перешейка можно ходить на яхте — парусной или моторной. Какое плавсредство стоит держать на причале у дачи, что на берегу озера? Как быстрее и удобнее добраться из Вуоксы в залив?

Яхтенный простор

Хотя Петербург расположен на берегах Невы и Финского залива, Карельский перешеек изобилует озерами и реками, а озерно-речная система Вуоксы традиционно считается идеальным местом для парусных походов, счет петербургским яхтсменам и судам идет на сотни. Любая хорватская деревня может выставить впятеро больше яхт, чем весь Петербург, приводит грустное сравнение председатель совета директоров клуба «Геркулес» Андрей Грошиков.

Убежденный адепт хождения под парусом, он воодушевленно рассказывает о красотах Балтики, эстонских островах Сааремаа и Хийумаа, финской Сайме, о ладожских шхерах и Аланских островах («Греции на Балтике») — об уютных и безопасных бухтах, с богатейшей историей и берущими за душу ландшафтами. В новозеландском Окленде одно плавсредство приходится на десять жителей. Петербургу по этой пропорции «полагается» не меньше полумиллиона лодок. А большинство петербуржцев, живя у моря, всю жизнь лишь издали наблюдают паруса, удивляется яхтсмен.

Cергей Феденко, руководитель группы компаний «Стинком», приводит похожую статистику по жителям коттеджных поселков у воды, построенных группой компаний. В Зайчихине и Заозерье на озере Пионерском, соединенном протокой с Александровским озером, пришвартовано по одному моторному плавсредству на поселок (в поселках 28 и 32 домовладения).

Андрей Грошиков уверен, что по озерам Карельского перешейка можно и стоит ходить на парусной яхте. Судя по карте, озерно-речная система Вуоксы сообщается с Ладогой, а та — через Онегу с Белым морем. На деле через речку Бурную из Вуоксы могут пройти только небольшие лодки. Но для владельца парусной яхты с выдвижным килем («шверт», давший название «швертботы» парусным яхтам такой конструкции) — это не проблема. Яхту длиной до десяти метров можно погрузить на прицеп и перевезти джипом. То есть, освоившись в «своем» озере — Комсомольском, Пионерском, Суходольском etc., — судовладельцу ничто не мешает доставить лодку в один из слипов, спустить ее на воду залива и отправиться в ладожские шхеры (рекомендуемое всеми без исключения яхтсменами достопримечательное место), Котку, Архангельск или Стокгольм. «Для плавания за границу экипажу и пассажирам нужны паспорта с визами, у капитана должны быть «права» на управление плавсредством, у судна — техпаспорт, судовой билет, список экипажа (судовая роль), — поясняет капитан яхты Princess 65 Александр Коробкин. — Проходите пограничный контроль на Морском вокзале — и можно пересекать границу».

Для погрузки яхты или катера на прицеп используют слип: уходящую в воду наклонную площадку длиной 6–7 м, по которой заезжает автомобильный прицеп, — и лодка грузится прямо в воде. Небольшие парусные лодки, как и лодки с навесными моторами, можно водрузить на прицеп с помощью мускульной силы двух-трех мужчин. Гидроциклу, как плавсредству со стационарным мотором, уже нужен слип.

Сметная стоимость возведения причала, предусмотренного проектом поселка «Гармония», как рассказал Сергей Феденко (ГК «Стинком»), составит 3 млн руб., притом что дноуглубительные работы не понадобились: глубина озера в выбранном месте 3 м. Причал на сваях рассчитан на швартовку 35–40 небольших лодок. Кроме причала, в проект включены эллинг и прокатный пункт плавсредств. Управляющая компания группы компаний «Стинком» планирует сдавать в аренду 10–15 лодок. Это избавит дачников от необходимости заботиться о зимнем хранении плавсредств.

Небольшие яхты, лодки и катера можно зимой держать под навесом на своем участке — укрытыми тентом на прицепе. Паруса и такелаж обычно хранят в закрытых помещениях.

Жизнь клубная

По данным Марины Агеевой, директора регионального инфоцентра НАМИКС и проекта «Свой дом», в рекламе не менее десяти поселков заявлены яхт-клубы. В действительности, насколько известно эксперту, на данный момент ни в одном проекте яхт-клуб не построен. Единственный проект, расположенный рядом с действующим яхт-клубом, — элитный поселок «Мариньи» в Зеленогорске.

Марина Агеева отмечает, что, прежде чем строить яхт-клуб в поселке, надо оценить, насколько затратным окажется такое строительство в выбранном месте: возможно, потребуются дорогостоящие работы по укреплению берега и углублению дна.

Расчеты должны учитывать течения, иначе может статься, что созданный фарватер исчезнет за сезон. Кроме того, нужно заранее выяснить, сколько яхтсменов будут пользоваться услугами клуба и кто будет оплачивать его содержание. Также большой вопрос — насколько владельцы яхт заинтересованы в строительстве клуба в данном месте? К тому же строительство причалов и марин, выполнение работ на воде и на береговой линии необходимо согласовывать с природоохранными и другими ведомствами. Требуется и санитарно-эпидемиологическое заключение об оценке риска для здоровья населения воздействия загрязненного атмосферного воздуха, воды и прочего, заключение экологов. Нужно разрешение Росрыболовства: многие водоемы в Ленобласти имеют статус рыбоохранных, на которых запрещено использование моторных плавсредств (в том числе лодок и скутеров).

Андрей Грошиков обращает внимание на разницу между причалом, закрытой от волн стоянкой для судов и яхт-клубом. При хранении лодки у причала, например, владельцу придется волноваться за свое плавсредство, если поднимется ветер и волны. Марина обеспечит больше безопасности. На российских берегах Балтики качественная марина — редкое явление, наличие душа и сауны — уже основание для гордости. Хорошая стоянка, по словам Андрея Грошиков, включает также боцманскую службу, свет и воду на причалах. Капитан яхты Princess 65 Александр Коробкин, помня об интересах моторных яхт, называет в качестве необходимой инфраструктуры топливную заправку неподалеку. Что до зимнего хранения, то Ладога, которую многие знают лишь как «неспокойную» и «переменчивую», оказывается, полна уютных мест для стоянки любого судна, — можно подойти прямо к берегу, вода там глубокая. Но удобные стоянки сосредоточены на северном берегу и на островах, тоже к северу. Тогда как восточный берег полон песчаных отмелей. Ни на юге, ни в центре озера большой лодке пристать негде, поясняет капитан Коробкин. При этом волны что на Ладоге, что в заливе — короткие, а волна высотой 9 м там намного опаснее, чем в океане. Капитан советует следить за прогнозом погоды, особенно идя на Ладогу: в заливе больше мест, где можно укрыться от волн.

Яхт-клуб — это многофункциональный комплекс. В клубе «Геркулес», кроме марины и порта, например, есть еще спортклуб «Парусник», где детей и взрослых обучают ходить под парусом (в том числе виндсерфингу и кайтсерфингу), организуют регаты. А также курсы, где учат управлять моторными плавсредствами (слушатели получают дипломы пяти видов). Также в «Геркулесе» есть вертолетная площадка и гидродром, слип рассчитан на гидросамолеты, и это новация для Петербурга. Возможно, предполагает Андрей Грошиков, дачники скоро предпочтут именно на гидросамолетах преодолевать путь до Вуоксы.

Пламенный мотор

Андрей Грошиков называет 200 миль (360 км) дистанцией, пройдя которую под началом опытного шкипера, любой научится ходить под парусом. Не настолько хорошо, чтобы пересечь море, но достаточно, чтобы чувствовать ветер, понимать, как ставить паруса и управлять судном, ощутить всю радость от выхода в море.

Есть суда для прибрежного плавания, есть для путешествий. И дело вовсе не в их размере. Например, 6-метровая яхта Havsfidra, выпускавшаяся с середины 60-х годов ХХ века в Швеции, стала легендарной благодаря кругосветным путешествиям, приводит пример Андрей Грошиков. За 3 тыс евро, как уверяет яхтсмен, можно купить шестиметровую яхту, приложить усилия и умения и в конечном итоге получить за 5 тыс. евро судно, которое способно пересечь Атлантику. Скользить по воде под шелест ветра и волн, без грохота мотора — ни с чем не сравнимая радость, убеждает Андрей Грошиков.

Моторные яхты шумны и «прожорливы». Живут в Петербурге энтузиасты, каждую неделю преодолевающие путь от стоянки в городе до дачи на Ладоге на RIBe (скоростном катере с надувным бортом и жестким корпусом). Для них 80 км по Неве и еще 40–50 км по беспокойной Ладоге — это полное драйва еженедельное приключение, на которое не жалко 90–100 л топлива и трех-четырех часов. Понятно, что ни экономичным, ни быстрым этот путь назвать нельзя.

Как поясняет капитан Princess 65 Александр Коробкин, двигатель 65-футовой яхты (20,75 м) мощностью 2200 л. с. «ест» от 40 до 340 л солярки в час. Максимальный расход на скорости 30 узлов. Крейсерская скорость, или скорость, при которой топливо расходуется оптимально, у Princess 65 — 22 узла (или 22 мили в час, 40 км/ч), расход топлива — 200 л в час. Заправка полного бака в Финляндии, где дизельное топливо продают по 1,65 евро за литр, будет стоить около 6 тыс. евро.

Большие лодки требуют еще и профессионального экипажа. Для такого судна, как Princess 65, нужен экипаж из двух человек. Обычно судовладельцы лодок 42-го размера (42 фута) и больше, говорит капитан Коробкин, уже нанимают профессионального капитана.

На российском берегу Финского залива для яхт, кроме яхт-клубов в самом Петербурге, есть пристани в Кронштадте, Зеленогорске, Выборге, Сестрорецке (в последнем — для судов менее 7 м).

Яхта — это и олигархическое судно Eclipse, всего на 100 м короче «Титаника», и швертботы «Оптимист» (2,3 м) и «Кадет» (3,25 м). Поэтому выбор в яхтинге широк и многообразен. Спор «мотор или парус» вечен, главное — выходить в море, не лишать себя этой радости, уверен Андрей Грошиков. Зачем жить у моря или озера, если не ходить по воде?

В избранном В избранное
2734
Предложения