По данным компании «IC-консалт», в Петербурге лишь 10% мусора перерабатываются на мусороперерабатывающих предприятиях в Янино и на Волхонском шоссе, а почти 90% отходов идет на свалки, которые становятся все выше и подступают к жилым кварталам все ближе. Объем произведенного Петербургом мусора в 2014 году составил 1,7 млн тонн (около 10 млн кубометров), и увеличивается примерно на 100 тыс. тонн в год.
На ПТО «Новоселки» в Левашово, созданном в 1973 году, резерв вместимости в 32 млн тонн уже исчерпан, но закрыть полигон планируют в 2017 году. Полигон на Волхонском шоссе, действующий с 1970-го года, официально закрыт. Мусорный кризис нарастает.
Застройщики активно строят дома на окраинах города, все ближе к мусорным полигонам. Постоянно жалуются на едкий запах (особенно по ночам) жители северо-западной части Приморского района, Пушкина и Павловска. Официальные свалки переполняются и консервируются, но мусорная масса продолжает поступать, и вокруг города россыпью образуются неофициальные полигоны, в том числе и поблизости от жилых кварталов. Среди несанкционированных свалок, конечно, есть и просто стихийные помойки, которые организует само же население, но значительную часть занимают настоящие полигоны строительных и промышленных отходов, которые не располагают никакими разрешениями и лицензиями.
Необходимо получение лицензий на отходы.
Теоретически законные свалки при условии соблюдения всех технических норм хранения мусора не должны приносить никакого вреда населению. По факту же любая свалка, даже законная, всегда является источником потенциальной опасности. Во-первых, свалки распространяют зловоние, создающее серьезный дискомфорт для живущих неподалеку людей. Но запах – это просто неприятно, а вот пожары, возникающие от небрежности в эксплуатации, - это уже реальная угроза. Даже горение пластмассы может выделать в воздух отравляющие вещества, такие как формальдегид, уксусная кислота, оксид углерода и т.д. Сжигание резины наполняет воздух плотным черным дымом, насыщенным сероводородом и двуокисью серы. Мебельный поролон при горении выделяет ядовитые газы, содержащие цианистые соединения. Разумеется, жить в окружении всей этой химии, сопровождающейся дымом и вонью от горящей свалки, не захочет никто. Тем не менее по всей Ленинградской области, на Волхонке, во Всеволожском районе, в Колтушах, в Пупышево и во многих других населенных пунктах регулярно горят свалки, наполняя воздух смогом, зловонием и отравляющими веществами. Больше всего, конечно, страдают дети, аллергики и астматики.
Но кроме того, существуют полигоны по-настоящему опасных производственных и химических отходов, которые тоже надо где-то хранить, а химические процессы, бурлящие там при смешивании различных веществ, а особенно при горении, производят действительно ядовитые выделения. Одним из таких полигонов является знаменитый «Красный Бор», который экологические организации стараются закрыть не первый год, а он все продолжает принимать отходы. Более того, имеется еще полигон в Сосновом Бору с его захоронениями отходов ЛАЭС.
Экологи и «зеленые» активно выступают против строительства новостроек в непосредственной близости от мусорных полигонов, однако у Роспотребнадзора твердого мнения о безусловной вредоносности подобного соседства пока нет. Однако жителям, переезжающим в новые квартиры, необходимо знать об этих особенностях нового жилища и их возможных последствиях.