Вторая волна вируса — уже реальность. Это не повод для паники, но констатация факта: похоже, новая угроза закрепится в нашей жизни надолго, противостоять ей готовится все мировое сообщество. На фоне второй волны пандемии стремление к безопасности и экология здоровой жизни становятся долгосрочным трендом. На первый план выходят такие параметры, как плотность застройки, концентрация людей, качество рекреационного окружения, состояние экологии.
В России некоторые особенности перехода рынка в новое качество уже видны. Например, резкий рост спроса на загородное жилье и комфортную «малоэтажку», ажиотажный спрос на отечественные курорты.
В девелопменте пока не идет речь о «бегстве из городов». Но новый «вектор силы» — стремление жить в обустроенном зеленом пригороде — уже проявился отчетливо. Мы видим сильную тенденцию к комфортному и более просторному расселению. Это связано и с традиционными проблемами мегаполисов, и с вызовами, которые перед людьми поставила пандемия. Но не только.
Со второй половины прошлого века публицисты и философы обсуждают проблему исчерпанности модели «растущего потребления». Появилась концепция нулевого роста, в архитектуре и дизайне вошел в моду минимализм. В качестве одного из противовесов безудержному шопингу возникла негромкая, но устойчивая тема разумного (или осознанного) потребления. Люди перестали хапать! Это неуместно, как и носить модные вещи ярлыком наружу. Набирают популярность такие формы, как бук-кроссинг (обмен книгами) и дресс-кроссинг (обмен одеждой). В американском городе Остине горожане придумали акцию UberDelete: прогнали всех агрегаторов такси и создали собственный, а из его прибыли финансируют социальные проекты… Такие частные случаи понемногу сливаются в тренд: глобализация не то чтобы притормаживает, но обрастает локальными особенностями.
Пандемия вынудила миллионы людей по всему миру перейти на «удаленку», и, кроме минусов, обнаружились очевидные плюсы. Мы видим, что работа, а также культура и образование все доступнее в дистанционном формате. Эти процессы также подталкивают децентрализацию и развитие малоэтажных комфортных пригородов с городской инфраструктурой.
Возникают новые требования и переосмысливаются некоторые прежние взгляды. Например, еще недавно считалось, что гольф — прежде всего престиж, а дом в гольф-клубе — возможность завести полезные связи, быть рядом с «богатыми и знаменитыми». Сейчас гольф оценивается прежде всего как рекреационное преимущество, иммуномодулирующая и разумная нагрузка.
Даже в мире «золотого миллиарда» избыточное по функционалу жилье перестало быть знаком престижа. Для деловых людей определяющее значение имеют однородная жилая среда и комьюнити. А в сегменте недвижимости «за высоким забором», например, на Рублевке, цены снижаются не первый год.
Новый мир формирует новые запросы к образу и качеству жизни.
2020 год показал нам слабые стороны застройки высокой плотности. Такие районы превратились в «красные зоны», с высоким риском распространения заражения. Насколько эффективно и целесообразно строительство именно таких комплексов, будут ли они продаваться в будущем? Станет ли правительство при новых реалиях через льготную ипотеку поощрять создание многоэтажной жилой застройки высокой плотности? Возможно, с чисто медицинской, а в перспективе — и с экономической точки зрения было бы полезнее поддержать тех девелоперов, которые снижают этажность и создают рекреационную жилую среду в своих проектах? Такой подход позволит сэкономить на затратах, связанных с госпитализацией, с разворачиванием тысяч резервных мест в спешно оборудованных госпиталях…
Время показывает, что власти и девелопменту нужно работать сообща, думая о здоровье людей, о комфортной жилой среде. Но при этом помнить, что экономику не обманешь: себестоимость строительства безопасного и комфортного жилья существенно выше, и возводить его в сегменте «масс-маркет» без помощи государства вряд ли получится.
Субсидии для тех, кто строит жилье с полноценной рекреационной функцией, — это инвестиции в будущее. Снижая нагрузку на бюджет (за счет того, что застройщик обустраивает велодорожки, парки, места для занятий спортом, семейного досуга и пр.), можно достичь двойного эффекта: удовлетворить запросы покупателей и повысить качество жилой среды.
Нужно создавать мотивационные предпосылки для девелоперов, синхронизировать усилия бизнес-сообщества и государства для достижения общих целей, для того чтобы действительно повысить качество жилой среды, а не спасать утопающих на коротких дистанциях, предоставляя субсидии на заведомо неликвидный в перспективе продукт.
В планах федерального правительства уже предусмотрено развитие сельских территорий, создание инфраструктуры, поддержка ИЖС и пр. Но сколько прекрасно задуманных и привлекательных программ так и осталось на бумаге?
Для России сегодня, как никогда прежде, важна экономическая устойчивость, а она напрямую связана со здоровьем нации, с устойчивостью к новым вызовам, со способностью оперативно на них реагировать, смотреть чуть дальше, за горизонт.
Материал предоставлен компанией Gatchina Gardens.
Текст подготовил Дмитрий Синочкин