Традиционный опрос участников выявил как различия, так и сходные моменты в положении и подходах к делу приглашенных к разговору фирм. К примеру, строительная компания "Регионстрой" уже состоит в Ассоциации "Загородная недвижимость", более того - выдвигает конкретные программы совместной деятельности.
А вот компания "Северная деревня" участвует в подобном мероприятии впервые, и потому ее цель - познакомиться с другими участниками рынка и определиться, можно ли взаимодействовать с ними в будущем? На встрече присутствовал генеральный директор "Северной деревни" О. Лунев, отметивший, что их клиенты находятся в основном за рубежом, но в этом году у руководства есть планы развернуть серьезную работу в Петербурге и его окрестностях. Фирма "Эльф", напротив, начинает работать на зарубежных заказчиков, развивая деятельность в сопредельной Финляндии. А компания "Росса-Ракенне" является эксклюзивным дистрибьютором известной финской компании "Хонка", работающей более чем в тридцати странах мира. Казалось бы, уж она-то самодостаточна и не нуждается в партнерах, тем не менее представляющая ее А. Садовникова также присутствовала на "круглом столе", чтобы лучше познакомиться с коллегами. И это стремление вполне понятно - без взаимодействия сейчас не обойтись.
Впрочем, на "круглый стол" собрались не только домостроители - здесь были и поставщики строительных материалов, например, торговый дом "Стройкомплектсистемы", предлагающий клиентам теплоизоляцию, сухие смеси, гипсокартон, и фирма "Фрагма", поставляющая на петербургский рынок газобетон. Присутствовали архитектурная студия "Город", ландшафтная фирма "Спецпаркдизайн", специалисты по инженерным коммуникациям из компании "Маглайн", а также представители множества других организаций, в той или иной степени связанных с загородным домостроением. Среди них страховая компания "Сибирь", учредители которой - предприятия нефтегазового комплекса. Желание ближе познакомиться с профессионалами рынка не удивительно, поскольку страхование загородной недвижимости давно стало насущной задачей.
Один из подходов к подобным встречам заключается в том, что представитель той или иной фирмы, пользуясь возможностью, рекламирует свою продукцию многолюдному собранию. Ничего предосудительного в этом нет, наоборот, обмен рекламной (как и любой другой) информацией всячески приветствуется. Тем более, что продукция такой известной фирмы, как "Стрелец - Камины Петербурга", пользуется популярностью и без широкой рекламы. Директор по маркетингу О. Яковлева сказала, что рынок загородного домостроения сейчас, когда владелец даже весьма скоромного загородного дома стремится иметь камин, интересует их как никогда. Именно поэтому фирма будет принимать участие в выставке "Интерстройэкспо", которая вскоре пройдет в нашем городе.
Но самое интересное - это, конечно, желание участвовать в совместных проектах, неоднократно высказывавшееся во время встречи. Предложение совместно построить выставочный вариант коттеджа поступило от фирмы "Регионстрой", которая подходит к вопросам взаимодействия заинтересованно и ответственно. Представитель строительной компании "БАЛСА" С. Егоров также сказал, что их организация заинтересована в совместном инвестировании какого-либо проекта, например, небольшого коттеджного поселка. Сходное стремление выразила и Л. Капралова, представительница компании "Фрагма", руководством которой принято решение, не ограничиваясь поставками стройматериалов, заняться загородным домостроением. А для этого нужны партнеры.
Возможен и такой вариант сотрудничества: компания "Евройстройинвест" в ближайшем будущем планирует строительство в Ленобласти собственного коттеджного городка, но, как управляющая компания, своей материальной базы не имеет и потому разыскивает для этой цели субподрядчиков. Если учесть, что тема совместных проектов была главной на двух последних заседаниях Совета ассоциации "Загородная недвижимость", то тенденция весьма обнадеживает (об этом можно прочесть и в других материалах номера).
Далее по программе встречи генеральный директор "Русского фонда недвижимости" А. С. Портнов кратко осветил новую ситуацию на рынке загородной недвижимости: в январе-феврале работа риэлтеров на удивление активная, что является крайне нетипичным для этого периода. Строительные компании скупают элитную землю, стоимость которой продолжает расти. Это говорит о том, что рынок развивается, причем бурно, благосостояние людей растет, и автоматически растет спрос на загородную недвижимость. Спрос на дорогую недвижимость становится стабильным, и все качественные объекты в этом сегменте рынка продаются очень быстро.
О порядке выделения земли под застройку рассказал юрисконсульт "РФН" Д. А. Ефремов. К этой теме многие проявляют большое внимание - как строительные организации, так и отдельные граждане, поскольку рынок земельных участков явно активизировался. На федеральном уровне, как известно, порядок предоставления земельных участков под строительство регулируется статьей 30 Земельного кодекса РФ. Согласно одному из указанных в данной статье способов, земля предоставляется по предварительному согласованию места размещения объекта, согласно другому - без такого согласования.
Первый работает, если участок предоставляется в аренду или в постоянное бессрочное пользование как для граждан, так и для юридических лиц. Для этого нужна заявка в муниципалитет или в администрацию субъекта Федерации (в зависимости от того, кому принадлежит этот земельный участок). Затем происходит согласование размещения будущего строительства, предоставляется технико-экономический расчет и т. п. При этом информация о возможной передаче данного участка под строительство должна быть опубликована в СМИ, чтобы другие желающие могли подать соответствующие заявки. Следует учитывать, что такой порядок выделения земли не может осуществляться в населенных пунктах, а также на землях, предназначенных для сельского хозяйства, лесного хозяйства и ИЖС.
Выделение земли без предварительного согласования более распространено: земельный участок находит хозяина на торгах, проводимых как в виде аукциона, так и в виде конкурса. Порядок проведения торгов также описан в Земельном кодексе. Участок должен обязательно иметь кадастровый номер, поскольку в настоящее время без него невозможны никакие сделки. Не позднее, чем за 30 дней до проведения торгов, в СМИ публикуется информация о месте их проведения, предоставляемых документах, сумме авансового платежа и т. п. Участником торгов признается лицо, которое явилось на торги и занесено в протокол. Чтобы четко регулировать процесс торгов, правительство РФ приняло 11 ноября 2002 года специальное постановление, призванное не допустить путаницы и двусмысленности в этом деле. Указанное постановление должно обязательно учитываться при разработке подзаконных актов субъектами Федерации (в нашем регионе, как было подчеркнуто, полного соответствия местной законодательной базы федеральному постановлению пока нет).
О деятельности Ассоциации "Загородная недвижимость" участникам "круглого стола" рассказал ее исполнительный директор С. А. Сереженкин. Это некоммерческое партнерство, как было подчеркнуто, имеет своей целью тесное общение, а также взаимодействие входящих в него компаний. Вот почему исполнительная дирекция регулярно проводит заседания Совета ассоциации и "круглые столы", посвященные разным темам. На эти мероприятия нередко приглашаются представители власти, с которыми можно общаться напрямую и задавать злободневные вопросы. Деятельность ассоциации отражается на страницах журнала "Загородное обозрение" и на сайте ассоциации www.azn.ru, где любая фирма может бесплатно разместить свои предложения. Кроме того, была отмечена инициатива компании "БАЛСА": поиск партнеров для реализации совместного проекта. Сегодня уже идет конкретная проработка механизма такой работы, а потому приветствуется любая активность фирм в этом деле.
Специально была отмечена роль журнала "Загородное обозрение", который за последний год в своей области стал самым представительным и разнообразным изданием на петербургском рынке СМИ. Сайт журнала, по данным Yandex, занимает второе место в стране по популярности, что говорит о высокой посещаемости этой странички. Да и в розничной продаже журнал не залеживается - он по достоинству оценен петербуржцами и жителями области. Журнал абсолютно открыт для сотрудничества, но это вовсе не означает, что редакция заинтересована исключительно в рекламных материалах. Представитель редакционного коллектива Л. Э. Катышева подчеркнула, что сотрудники журнала - квалифицированные журналисты, однако они не могут быть компетентны во всех вопросах, связанных со строительством, инженерным обеспечением или куплей-продажей загородной недвижимости, поэтому, желая сохранить свои позиции на рынке СМИ, журнал стремится к контактам с профессионалами, которые также заинтересованы в таком сотрудничестве. Чем более информированным, просвещенным и подготовленным будет потенциальный заказчик, тем проще будет с ним работать - а это реальная экономия времени и денег.
Генеральный директор СЗИСК М. Д. Варламов рассказал собравшимся о деятельности своей компании на рынке загородного домостроения, подтвердив, в частности, нетипичную активность рынка в зимний период. Но, увы, вместе с положительными тенденциями, отметил и отрицательные. Так, архитекторами зачастую делаются некачественные проекты, которые затем осложняют жизнь строителям и специалистам по коммуникациям, кроме того, на рынке сегодня масса недостроенного жилья, владельцы которого по разным причинам предпочитают услуги так называемых шабашников. Строят такие "бригады", возможно, и быстро, но почти всегда крайне некачественно, что подрывает доверие в том числе и к серьезным строительным фирмам. А потому, как предложил М. Д. Варламов, имеет смысл продумать в рамках ассоциации какую-то единую линию поведения в отношении подобных явлений - борьбы с ними или, во всяком случае, минимизации ущерба.
Состоявшийся после официальных выступлений разговор был оживленным, заинтересованным, хотя и не всегда лицеприятным. Например, представитель строительной фирмы "Гогланд" нашел в журнале рекламируемый проект дома, выполненный их компанией, но - по более низкой цене. Это фактически обман заказчиков: качество, увы, не бывает дешево. Впрочем, за такую рекламу ответственность несет исключительно рекламодатель. Конечно, необходимо отслеживать подобные прецеденты и предавать гласности, и в этом также могут помочь ассоциация и совместные мероприятия.
Обсуждение проблемы корректности цен, которые обязательно нужно доводить до сведения заказчиков, продолжила компания "Маглайн", не первый раз поднимающая ее на заседаниях ассоциации. Такого рода реальные цифры, возможно, следовало бы опубликовать в серии статей журнала "Загородное обозрение", чтобы читатель знал, сколько стоят крепкие стены, надежная крыша и качественные коммуникации. Тогда спекулянтам от строительства труднее будет вводить заказчиков в заблуждение.
Выступлений было много, и разговор продолжался и после формальной части. Это еще раз подтверждает: профессионалам загородного рынка обязательно нужно общаться - им есть, что сказать друг другу.
А. ПОРТНОВ, "Русский Фонд Недвижимости" | Г. БАЛОХИНА, Торговый дом "СКС" | В. ПОПЕНКОВ, "Олимп-2000" | О. ЛУНЕВ, ООО "Северная деревня" |
Ш. ТЕЦОШВИЛИ, ООО "Петрокотел" | М. КАРПИХИНА, АО "Эльф" | Д. ЕФРЕМОВ, ЗАО "РФН" | С. СЕРЕЖЕНКИН, НП "АЗН" |