По данным Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость», несмотря на холодную весну и лето, продажи в первом полугодии 2017 года выросли на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. За шесть последних месяцев было реализовано 2,6 тыс. объектов загородной недвижимости.
Участки снова победили
Самым востребованным товаром стали, как не трудно догадаться, земельные участки без обязательного подряда. Вот уже много лет они находятся на пике спроса. В первом полугодии 2017 года, по словам Ольги Трошевой, руководителя КЦ «Петербургская Недвижимость», более 80% проданных объектов – это именно участки без подряда. На втором месте по популярности стоят таунхаусы (12,4% реализованных объектов), а на третьем – коттеджи или участки с подрядом (7,3% сделок).
Впрочем, интересны не только количественные, но и качественные характеристики спроса – объекты с какими параметрами были наиболее интересны покупателям.
Как отмечает Юлия Филатова, генеральный директор компании «Гранат», весной на рынке были востребованы довольно дорогие участки – в коттеджных поселках, расположенных близко к городу. С приходом лета вырос интерес к дешевым наделам – фактически дачной загородной недвижимости.
«Мы выводим сейчас в продажу новые поселки. Поскольку это проекты на начальном этапе строительства, стоимость сотки в них начинается от 45 тыс. рублей. Хотя продажи в них еще не открыты, мы уже видим много интересантов. Листы ожидания пополняются очень быстро», – отметила Юлия Филатова.
Казалось бы, ситуация вполне закономерна: весной люди покупают дорогие участки под строительство коттеджей для жизни, летом – дешевые под дачи. Но не все так просто.
Дачная загородная недвижимость – на пике спроса
«В прошлые годы летом мы отмечали примерно одинаковый интерес покупателей к домам для постоянного проживания и к дачам. В этом дачами интересуются заметно больше», – говорит Мария Федорова, управляющий партнер ГК Puzzle.
По ее словам, самым востребованным товаром этим летом стали участки под дачи и дачные дома, расположенные на среднем удалении от Петербурга, в пределах 30–60 км.
«Примечательно, что одним из главных требований к дачной загородной недвижимости становится возможность активного отдыха – просто лес уже мало кому интересен. Для покупателей важно, чтобы рядом была спортивная инфраструктура, возможность водных прогулок, пляж, грибные леса. И еще – хороший ресторан неподалеку», – отмечает эксперт.
Также риэлторы и девелоперы в последнее время не раз отмечали, что люди стали выбирать участки средней величины. Мало кому интересны 6 соток, но и огромные участки, по 16–18 соток и более, сейчас покупают не слишком охотно.
Большие дома заинтересовали клиентов
А вот в сегменте загородных домов, наоборот, растет спрос на просторные домовладения. «В этом году мы отмечаем, что заметно подрос интерес клиентов к большим домам. Имеются в виду коттеджи площадью около 600 кв. м. Проекты такой загородной недвижимости разрабатывались для больших семейств.
В городе в элитном сегменте весьма скромное предложение для больших семей. Так что часто состоятельным клиентам приходится выкупать сразу две-три квартиры на площадке. А это уже сопоставимо с покупкой коттеджа», – рассказал Алексей Потапов, генеральный директор «Ламбери».
Какие таунхаусы востребованы
Среди таунхаусов тоже растет интерес к просторным секциям. «Этим летом мы заметили активизацию спроса на таунхаусы площадью 147 кв. м с участками 3 сотки», – говорит Лилия Альхова, директор по маркетингу компании «Гарантъ» (коттеджный поселок «Токкари-Лэнд»). Впрочем, для данного поселка 147 «квадратов» – это, наоборот, минимум, другие таунхаусы здесь имеют еще более внушительную площадь.
Но для рынка загородной недвижимости в целом это весьма просторные секции (средняя площадь таунхаусов на рынке сегодня – 70–120 кв. м).
Однозначно клиентов почти перестали интересовать таунхаусы площадью 30–40 кв. м, все, похоже, осознали, что жить в них некомфортно.
Лилия Альхова добавила, что покупатели стали платежеспособнее: «Они обычно либо сразу имеют на руках всю сумму, либо оформляют рассрочку на полгода. Этого времени хватает, чтобы спокойно продать имеющуюся недвижимость в городе и расплатиться за таунхаус».
В свою очередь, Дмитрий Альхов, генеральный директор компании «Гарантъ» проанализировал рынок пригородных квартир. «За последние полгода отмечается рост спроса на двухкомнатные квартиры. Хотя говорить о какой-либо статистике и закреплении нового тренда пока рано».
Отрадно, что, несмотря на плохую погоду, рынок загородной недвижимости в Петербурге и Ленобласти активен. Впереди еще август, который имеет все шансы стать жарким. Не только в плане погоды, но и в плане сделок.