— Человек, заказывающий дом HONKA, привык держать под контролем свой бизнес и свою жизнь. Кому, как не главе лидирующей в загородном домостроении компании, знать, на что ориентируются будущие владельцы дорогих домов. Как сегодня строятся отношения с таким заказчиком?
— Примерно половина наших клиентов приходит по рекомендациям. Они видели дом, спросили, кто строил, и подробно выяснили, как был организован процесс. Наш клиент высоко ценит свое время и знает, продукт какого качества хочет получить за свои деньги при минимальных временных затратах.
За годы работы и общения с заказчиками мы создали оптимальную схему взаимодействия. У каждого заказчика есть свой менеджер, руководитель проекта. На нем лежит вся организация процесса: к встрече на стройплощадке он обеспечивает присутствие профильных специалистов, готовых предложить решения в своей сфере. В нашей компании больше 10 подразделений, от проектного и архитектурного бюро до отдела ландшафтного дизайна. В петербургском офисе около ста сотрудников, еще порядка 300 работает на площадках. Во всех российских подразделениях «РОССА РАКЕННЕ» больше тысячи сотрудников. За исключением узкоспециализированных направлений, связанных, например, с системой «умный дом» или с оборудованием для бассейнов, в штате есть профессионалы всего цикла строительных работ.
— Известность имени HONKA, финские корни, статус «номера один» и трендмейкера на рынке элитных домов — гарантирует ли это полное доверие искушенных клиентов?
— Многие знают, какого уровня дома мы строим. Если оценивать строительные компании по шкале доверия, наши позиции наиболее устойчивы: сначала ты работаешь на имя, потом оно на тебя. В загородном домостроении и девелопменте нет других компаний с таким опытом и таким количеством реализованных проектов.
Это влияет на выбор клиентов, и особенно сейчас: когда люди в непростых экономических условиях приняли решение потратить деньги, они как минимум хотят обезопасить себя от негативных событий.
У нас есть возможность показать и готовые дома, и практически любую стадию строительства: количество объектов в работе это позволяет. И это серьезный довод для людей бизнеса.
— Среди ваших клиентов больше людей именно из бизнеса? Это хорошая новость.
— Да, это владельцы и топ-менеджеры коммерческих организаций, есть, безусловно, представители госкомпаний. Люди бизнеса привыкли принимать решение быстро, но они не настолько вовлечены в процесс строительства, чтобы разбираться во всех нюансах, понимать плюсы и минусы каждого решения, а их приходится принимать много: от выбора планировок помещений до выбора оборудования. Поэтому наша задача аргументировать каждый вариант.
— Но ведь возникают разногласия? Например, клиент настаивает на решении, а вы понимаете, что он о нем пожалеет?
— Чаще наши аргументы слышат, а архитекторы и проектировщики, можно сказать, предугадывают устремления заказчика. Доводится, конечно, и менять что-то в ходе строительства. Я понимаю, что на бумаге или даже в 3D-визуализации пространство воспринимается иначе, чем когда стоишь внутри построенного помещения. Поэтому мы всегда идем навстречу. Технология строительства из клееного бруса позволяет вносить коррективы. Есть клиенты, которые за все время стройки посещают площадку два-три раза, в этом случае мы ставим видеокамеры, и они могут следить за работами по «удаленке». Что, безусловно, не исключает документального подтверждения приемки каждого этапа работы.
— Красивый дом в понимании вашего заказчика — это классическая архитектура в узнаваемом стиле HONKA?
— В архитектурных предпочтениях наши клиенты в большинстве скорее консервативны, и, я могу сказать, в этом есть резон: скатные крыши, например, в нашем климате надежнее и долговечнее плоских. А нам очень важно, чтобы дом служил долгие годы, лучше — нескольким поколениям.
Но в то же время сегодня многим близок и более современный стиль поселка HONKANOVA, и они выбирают такую архитектуру для своего дома. Изменилось также и отношение к панорамному остеклению, оно уже воспринимается как классика, хотя большие окна требуют повышенной прочности конструкций и продуманной системы отопления.
— Много ли ваших заказчиков строят с вами свой второй загородный дом?
— Думаю, примерно десятая часть. Чаще люди что-то меняют, реконструируют или достраивают. Но бывает, что человек решает продать свой дом и построить новый. Обычно наши дома, даже построенные десять лет назад, удается продать с прибылью.
— Еще пару лет назад вы больше строили вне своих коттеджных поселков…
— Сейчас наоборот. Больше того, некоторые клиенты приходят заказать дом, после едут посмотреть возведенные коттеджи в комплексе HONKANOVA или в поселке «Медное озеро-2» и решают строиться там, продав старый участок. И в этом можно видеть тенденцию к комплексному восприятию хорошего дома: не просто дом HONKA с интерьером HONKA, но и в поселке HONKA.