У компании HONKA в России большие планы на следующий год: готовится новая линейка проектов, вывод на рынок нового коттеджного поселка под Петербургом. Уходящий год также стал знаковым для петербургского подразделения компании. Об этом рассказал Александр Царев, генеральный директор компании «РОССА РАКЕННЕ СПб», эксклюзивного дистрибьютора HONKA в России, республиках Беларусь и Казахстан.
— Дома HONKA — это стиль, давно воспринимаемый как классика деревянного домостроения. Его цитируют и копируют многие. В проекте HONKANOVA Concept Residense вы предложили совсем другую архитектурную концепцию. Что же сегодня выбирают ваши заказчики?
— У стиля HONKANOVA есть немало поклонников и последователей. Он задал определенное направление в загородной архитектуре, при этом не только на петербургском рынке, но и в московском регионе. Наши клиенты выбирают проекты HONKANOVA в том числе и для строительства домов в поселке «Медное озеро–2», где большинство объектов возводится в традиционном стиле.
В целом же, пожалуй, среди наших заказчиков больше тех, кто отдает предпочтение традиционным проектам. Хотя само понятие «традиционный» не является константой, поскольку стилистика и вкусы со временем меняются. Сегодня классический дом HONKА визуально отличается от образа десятилетней давности. Большие окна, высокие потолки, открытые пространства, наполненные воздухом, — все это уже стало мейнстримом.
Можно отметить еще один тренд: заказчики стали чаще выбирать одноэтажные проекты. Живя на природе, они стремятся объединить внутреннее и внешнее пространства дома, иметь возможность выйти сразу из помещений, будь то спальня или гостиная, на террасу, на лужайку своего участка. Время идет вперед, развиваются технологии интеллектуального управления домом, во многих наших коттеджах устанавливаются системы «умный дом». Это тоже тенденция последнего времени.
HONKA всегда была флагманом отрасли, разрабатывала новые технологии, демонстрировала новаторский взгляд на деревянную архитектуру. В следующем году компания представит на рынке новую архитектурную коллекцию, которая, думаю, будет отмечена и архитектурным сообществом, и заказчиками. Компания заключила контракт с бюро Shigeru Ban Architects, главой которого является Шигеру Бан, японский архитектор с мировым именем. Он несколько лет работал в жюри Притцкеровской премии, сам удостоен этой награды. Бан — автор знаковых проектов, например филиала Центра Помпиду в городе Мец. В России его знают по проекту павильона в московском парке Горького.
Шигеру Бан уже работал с деревом, и предложение разработать новые модели домов для HONKA его воодушевило. Я думаю, наша новая коллекция станет знаковым событием для рынка.
— Как сочетается японский взгляд на домостроение, на недвижимость с нашими российскими реалиями?
— Шигеру Бан учился в США, а его проекты реализованы в Европе, Азии, Африке, Америке. Одна из его сильнейших сторон — пластичность в восприятии, способность объединять традиции домостроения в разных регионах с современными технологиями в архитектуре. Наши финские коллеги привлекли его в качестве концептуалиста. В адаптации проектов для финского и российского рынков будут участвовать и финские, и наши архитекторы: российский рынок один из основных по объемам продаж, поэтому концерн HONKA в большой степени ориентирован на Россию.
— Если говорить о доме HONKA в контексте окружения, то в восприятии петербуржцев он уместен среди сосен и природы Карельского перешейка. Это остается неизменным?
— Мы строим дома и к югу от Петербурга, в Пушкине, например. Но там, как и в Петергофе, Стрельне, Павловске, стиль частных домов скорее определяется влиянием имперских дворцовых ансамблей. Наша архитектура ближе к архитектурным традициям северного побережья Финского залива, Карельского перешейка, к деревянным дачам эпохи модерна. Именно в северном направлении — в Токсово — мы строили свои первые коттеджные поселки. Новый проект, который, я надеюсь, мы запустим уже в следующем году, будет тоже на севере.
— Стали ли дома HONKA в Петербурге и Москве скромнее по площади? В ходе пресс-тура в HONKANOVA приводились данные, что средняя площадь коттеджа — 350 кв. м.
— В «Медном озере–2» есть дома площадью и 250 кв. м. Но, пожалуй, в сумме с дополнительными постройками получится как раз не меньше 350. При правильном планировании жилого пространства эта площадь позволяет семье чувствовать себя комфортно.
Что касается более масштабных проектов, то могу констатировать, что дома площадью свыше 500 кв. м в этом году в большей степени строятся в Петербурге. Та достаточно устойчивая пропорция, когда на Москву приходилось 55% заказов, на Петербург около 35%, плюс регионы, — нарушена. Думаю, по итогам года доли двух столиц будут почти равными. Насколько эта тенденция сохранится в будущем — покажет время.
— Связано ли это как-то с переехавшими в Петербург структурами Газпрома?
— Наши клиенты представляют разные отрасли, компании и регионы. Люди разные, и история у каждого своя. Кто-то планирует в Петербурге прожить несколько лет, но не хочет приспосабливаться к временному формату. Другие поработали в Москве и решили, что пора вернуться к родным пенатам. Кто-то переезжает из сырьевых регионов и планирует поселиться в Петербурге.
— Как вам кажется, ориентируются ли заказчики на будущую ликвидность домовладения, допускают ли возможность его продажи по прошествии времени?
— На вторичном рынке присутствуют сделки с домами HONKA, в силу разных причин люди продают недвижимость. Но вместе с тем, большинство наших клиентов дома строят, чтобы жить в них долго, комфортно и счастливо, а потом передать детям. Поэтому вопросы долговечности постройки, в том числе и обоснованности инвестиций в объект, который должен прослужить гораздо дольше, чем 20-30 лет, конечно же, актуальны для наших заказчиков. Мне близко и понятно это желание. В общем, именно таким мы видим дом HONKA — это то, что хочется оставить потомкам.