Свою часть Балтики петербуржцы морем не называют. Хотя статусом морской столицы гордятся, как и тем, что здесь в апреле 1718 года был основан, по сути, первый в мире яхт-клуб. Но назвали его в честь реки «Невский потешный флот». Специальным указом Петр обязал судовладельцев «во время ветра ездить Невою-рекой на судах парусами». Была и верфь на Фонтанке, где строили небольшие спортивные и разъездные суда для «красоты царствующего града, так и для увеселения своего народа, наипаче же для лучшего обучения».
Главной «фишкой» дорогой недвижимости, в том числе загородных домов, во все времена остается вид на воду, а паруса или изящные белые силуэты моторных яхт делают этот вид роскошным. Даже если открывается он не на залив, а на озеро или реку. И речь не всегда о первой линии от воды. Все же глубина прибрежной части залива не позволяет подойти к берегу напротив дома или поселка.
Первая линия: за и против
«Вид на воду гарантирован только на первой линии, — рассказывает Владислав Вирин, генеральный директор агентства
недвижимости МВ. — Есть еще вариант выкупить землю вокруг озера, тогда озеро получится на вашей территории, вы можете никого туда не пускать. Это единичные случаи, но они есть».
По словам специалиста, первую линию у воды рассматривают далеко не все клиенты. В плане комфорта многие состоятельные люди стараются поселиться, наоборот, где-то в тихих местах, там, где доступ к воде есть, но в отсутствие раздражающих факторов, которые неизбежны на берегу: приезжающие отдохнуть, поиграть на пляже в волейбол, пожарить шашлыки, пошуметь с детьми и т. д. Разумеется, ни о какой камерности, столь естественной для респектабельности, при этом речи нет. Тем не менее недвижимость на берегу по-прежнему самая дорогая, и выбор «своего» варианта в каждом случае предполагает компромисс.
Для владельца лодки или яхты преимущество жизни на берегу несомненно, считает Владислав Вирин. Однако это не значит, что он будет стремиться жить прямо у воды, и обязательно рядом с яхт-клубом. Он выберет место, где ему комфортно, где нет нежелательных, с его точки зрения, соседей, где большие участки и можно построить хороший дом.
В формате house-boat
Сегодня существует класс недвижимости, представляющей собой симбиоз дома и плавсредства — так называемые хаус-боты. Производят их и зарубежные, и российские компании. Такие объекты предлагают уровень комфорта, вполне сопоставимый с принятым в загородном доме, в них зачастую есть не только спальня, кухня и гостиная, но и терраса и даже — в лучших финских традициях — настоящая сауна. Хаус-бот дает замечательную возможность отдохнуть, в том числе от обыденности; в ряде случаев он становится вполне приемлемым вариантом для постоянного проживания. Рассчитан он в основном для рек и озер, и, конечно, в теплых регионах. Для наших широт идея, увы, неподходящая и, несмотря на один зафиксированный случай — дебаркадер на Елагином, массовый характер в обозримой перспективе едва ли приобретет.
«В Германии, в Дюссельдорфе, мне довелось познакомиться с таким типом хаус-бота, как катамаран, — рассказывает Сергей Медведников, заместитель генерального директора по маркетингу яхт-клуба «Терийоки». — Предназначен он в основном для моря и по сути ближе к яхте, которая может ходить не так медленно и степенно, как хаус-бот. Как мне рассказали в одной итальянской компании, ее совладельцу, человеку солидной комплекции, не нравились яхты: в каютах было тесно, по борту ходить неудобно и т. д. Так возникла идея моторного катамарана, который предлагает просторные решения для полноценного отдыха, а то и постоянного проживания на большой воде».
Эффект синергии
В последнее время закономерным становится взаимодействие яхт-клубов и компаний, работающих в секторе элитной загородной недвижимости. И те и другие предлагают комфорт, рассчитанный на людей с доходами и потребностями высокого уровня. Проведение совместных мероприятий дает импульс для роста интереса к тому или иному объекту недвижимости, поэтому такое сотрудничество входит в практику. Самые яркие события остаются в памяти и долго вызывают приятные ассоциации. Из безусловных удач можно вспомнить кампанию яхт-клуба «Терийоки» и коттеджного поселка «Ламбери». Яхт-клуб стал подходящей площадкой для представления объекта недвижимости в комфортной и изысканной обстановке. В формате презентации организовали игру «Что? Где? Когда?» на тему Англии, связав ее с названиями домовладений в поселке премиум-класса. Что интересно, вскоре прошла презентация в самом «Ламбери», на которую были приглашены и активно откликнулись капитаны-судовладельцы из яхт-клуба. «Приехали, посмотрели, сделали для себя вывод, задумались, — рассказывает Сергей Медведников. — Семья растет, появляется потребность в новом большом загородном доме. Кто-то впервые подбирает дом — как вариант постоянного местопребывания. Такие клиенты, несомненно, интересны компаниям по недвижимости; при этом судовладельцы выбирают яхт-клуб исходя из своего нынешнего или желаемого места проживания. Поэтому интерес в данном случае очевидный».
Также Сергей Медведников рассказал о сотрудничестве яхт-клуба с агентством зарубежной недвижимости AZ Domus, которое в этом году выступило с предложением на побережье залива в Выборгском районе. Вспомнили и прошлогодние совместные акции со строительной компанией Honka. Немало интересного запланировано и на будущее. Формат явно прижился, и партнерство дает результаты.
Сергей Медведников, заместитель генерального директора по маркетингу яхт-клуба «Терийоки»:
Яхт-клубы вносят определенное разнообразие в жизнь, и не только владельцев загородной недвижимости. При этом аренда яхты или лодки стала, пожалуй, самой востребованной услугой. Но суда предоставляются не клубом, а компаниями-арендодателями. В Петербурге несколько яхтенных школ, которые располагают флотом однотипных судов. Их сдают в аренду, проводят на них регаты и т. д. У нас, как и у других клубов, своего флота нет, суда приходят из города. Есть агентства, с которыми мы сотрудничаем. Например, есть предложения организовать романтическое свидание на яхте. Или выйти в море, чтобы полюбоваться закатом. Это может происходить на базе любой гавани, которая понравится клиенту. Если говорить о проведении каких-то мероприятий, наш клуб не в таком выгодном положении, как городские клубы, у которых все рядом. Но у нас свои преимущества. При этом многое, конечно, зависит от погоды и сезона. Нынешний был шикарный!
Владислав Вирин, генеральный директор агентства МВ
Если владельцы недвижимости являются обладателями средств передвижения по воде — начиная с надувной лодки, гидроцикла и заканчивая яхтой, — преимущества жизни непосредственно у водоема для них понятны и несомненны. Это возможность хранить свое бесценное плавсредство рядом с домом, при желании быстро до него добраться, следить за его обслуживанием и т. д. Если же собственник не является владельцем, скажем, океанской яхты, соседство с яхт-клубом для него ничем не примечательно. Проводимые там светские мероприятия — не аргумент; когда хочется куда-то поехать, едут, как правило, к людям, а не в яхт-клуб, ресторан или на курорт. Едут туда, где нравится кухня, обстановка, обслуживание и прочее, а далеко ли от дома, вопрос второй. Точно так же и яхта — это не притяжение в плане недвижимости, а некое удобство. Для владельца солидного плавсредства не проблема доехать до яхт-клуба на автомобиле с водителем, как минимум. А жить он будет там, где ему комфортно, где нет неподходящих, с его точки зрения, соседей, где большие участки и можно построить хороший дом — пусть и не прямо на берегу.