«Классический английский дом» прочно ассоциируется с респектабельностью, комфортом и хорошим вкусом и потому ставит перед архитектором сложные задачи, полагает ведущий рубрики «Архитектурный гайд» Владислав Ремиш.
Кажется, больше всех для нашего восприятия одной известной лондонской квартиры как воплощения респектабельного дома, квинтэссенции уюта сделал режиссер Масленников. А ведь в кино были еще Тисовая улица, Лонгборн и Пемберли, аббатство Даунтон и коттеджи деревни Сент-Мери-Мид. Поэтому в восприятии россиян (особенно россиянок) архитектура дербиширского поместья, лондонских semi-detached и terraced house неразрывно связана c обитавшими в них героями повествований и рождает желание окунуться в ту атмосферу и культуру.
Неудивительно, что английский стиль, единственный из европейских «ретроспективизмов», вызывает у нас теплые ассоциации.
В российском прочтении классической английской архитектуры нет разделения по периодам правления королей и королев. Обычно мы имеем в виду некую интерпретацию георгианского стиля (это весь XVIII век), но это не означает следование строгим канонам. Современный «английский особняк» не цитирует образцы прошлых веков дословно, а лишь использует их в качестве референсов, предлагая вариации на тему.
Главное — впечатление надежности и основательности дома («крепости»), в котором хозяева ощущают, как уверенно они стоят на ногах. Такой дом, двух- или даже трехуровневый, выполняется в камне. Это может быть кирпич (крупноформатные керамические блоки) либо газобетон с отделкой под кирпич — как классического красного оттенка, так и состаренный разнооттеночный. На фасаде строгий декор — контрастный руст на углах и наличниках, фронтон или щипец (без карниза). Вход оформляется колоннами либо пилястрами контрастного (белого) цвета. Окна с расстекловкой.
Фасады могут быть по-георгиански симметричными и, наоборот, с одной башенкой.
Такие дома предполагают довольно большую площадь и соответствующе организованное пространство вокруг. Среди карельских сосен и валунов или на бывших полях с юными березками английские особняки не строят. В идеале их окружает английский пейзажный парк с водоемом. В ландшафте рукотворное вмешательство почти незаметноC«искусство, неотличимое от природы».
Эти установки серьезно лимитируют возможности петербуржцев обратиться к этому по-аристократически изысканному и выразительному стилю.
Зато в современном английском особняке нет столь жестких ограничений по стилю интерьера. Ни обои «по Уильяму Моррису», ни мебель «Чиппендейл» не являются строго обязательными; это может быть как тождественная экстерьеру классика с цветочными обоями и дубовыми панелями, так и современный минимализм с тонким намеком на британские мотивы, в виде портального камина с открытой топкой, например, и обрамляющих его симметричных стеллажей и светильников. Ничто не мешает создать легкий, минималистичный интерьер, полный света и воздуха, — контрастирующий с тонами и обилием затейливой мебели и текстиля в комнатах дома миссис Хадсон.
Проекты в английской стилистике, будь то подмосковные коттеджные поселки или известный петербургский «Ламбери», позиционируют в upper middle или premium class.