Новое - это хорошо забытое старое. В сегодняшней России эта нехитрая истина подтверждается, в частности, возросшим спросом на художественно оформленные помещения. Оставим в стороне типовую лепнину, трафаретные орнаменты - состоятельные заказчики тяготеют к частному дворцовому интерьеру.
Еще несколько лет назад ровные перегородки из гипрока, импортные отделочные материалы, составляющие безликий термин "евростандарт", были незаменимы в отделке офиса или жилого помещения. Сейчас понятие "стандарт" перестало привлекать и заказчиков, и архитекторов. На первый план выходит фантазия, в моде - индивидуальность. Живопись в современном интерьере стала проявлением внутренней духовной культуры и вкуса, отражением чувства гармонии и меры.
Вспомни, как все начиналось:
Можно считать, что все началось с ритуальных рисунков, которыми наши пращуры стали украшать мрачные стены пещер. Или - с египтян, которые в начале III тысячелетия до нашей эры начали расписывать стены гробниц, изображая сцены предполагаемой загробной жизни.
Но правильнее всего вести отсчет от римских и греческих фресок, которые выполняли ту же функцию, что и современная живопись на стенах: раздвигали пространство, создавали дополнительный объем, позволяя расширять пределы жилища. Именно древние римляне изобрели настенные росписи, визуально раздвигающие пространство: на стене изображалась перспектива - колоннада или сад. Мастерство художников было так велико, что обман можно было заметить не сразу. Мир, изображенный на стене, воспринимался как продолжение реальности. В римских домах I века до н. э., сохранившихся в Помпеях, Геркулануме, Остии, расписанные художниками стены являются своеобразным лицом жилища. Стенная живопись, выполненная восковыми красками, главенствовала тогда в интерьере. Она свидетельствовала не только о вкусах, культурном уровне владельца дома, но и характеризовала его общественный статус, материальные возможности.
Вторым рождением роспись стен обязана Европе. Итальянские мастера Возрождения научились виртуозно использовать в настенных росписях эффект иллюзии, откуда и пошла традиция "архитектурных обманок", окон в несуществующий мир. (Кстати, по латыни стена - murus, отсюда и художников, занимающихся росписью стен, называют муралистами). Великолепные произведения архитектуры немыслимы без живописи мастеров.
В Россию роспись стен пришла, когда было "прорублено окно в Европу" - в Европе в ту пору царствовал высокий стиль, и без живописных панно на стенах и потолках не обходился ни один дом. У истоков формирования светских жанров этого искусства оказались приглашенные в Россию итальянские и французские мастера. Известные художники-декораторы Д. Валериани, С. Торелли, П. Г. Гонзага, Д.-Б. Скотти, А. Виги, а также выдающиеся итальянские архитекторы Ф.-Б. Растрелли, Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и др. подготовили блестящую плеяду русских живописцев- монументалистов, выполнявших вместе с ними многочисленные заказы императорского двора. Уже к середине восемнадцатого столетия в России появились национальные кадры. Не без содействия европейских мастеров в моду вошли альфрейная живопись, стильные гризайли, живописные архитектурные "обманки", разнообразная колеровка и цветовой декор стен в зависимости от назначения помещений. Такой подход к оформлению интерьера позволял минимальными средствами достичь максимального эффекта.
Высокий стиль
Современная вспышка интереса к настенной росписи - возвращение к классическим образцам. Пресыщенные строго функциональным хай-теком, состоятельные заказчики создают себе пространство для жизни, родовое гнездо. Духу этих понятий как нельзя лучше отвечает настенная живопись.
Впрочем, использование живописных работ в интерьере немыслимо без продуманного общего стиля помещения. Стилистическая принадлежность интерьера диктует вполне определенный тип меблировки и оформления. Европейское барокко - это мрамор, позолота, богатые росписи, мягкая мебель, украшенная искусно выполненной резьбой и обитая бархатом Раннее рококо - это изящные зеркала, причудливые консольные столики, пастельные тона, сочетания белого с голубым, светло-зеленым или розовым. Классицизм отдает предпочтение прямым линиям, классические интерьеры отличаются ясностью и гармоничностью пропорций. Определенным эпохам и художественным стилям присущи свои устойчивые комбинации цветов. Это дает художникам-декораторам основание оперировать такими терминами, как "цвета итальянского Ренессанса", "сочетания времен королевы Виктории", "палитра модерна"
Цветовой дизайн стен и потолков требует определенных знаний о существующих стилях не только от художника-декоратора, но и от заказчика. Оформление стен под силу лишь профессионалам. Оно становится на порядок сложнее, если в интерьере планируется еще и роспись потолка.
Все богатство выбора
Выбор цвета и приемов декоративной колеровки, помимо общего стиля интерьера, обусловлен многими факторами. Главные из них - общая стилистическая установка, назначение помещения, степень его естественной освещенности, размеры, соотношение со смежными комнатами, залами, коридорами, лестницами. Иногда декоратор наотрез отказывается следовать пожеланиям заказчика и действовать по предложенной им схеме, чтобы не нарушить смысл и гармонию всей композиции.
При планировании декоративных росписей или рельефов необходимо помнить о четырех определяющих критериях: пространство, масштаб, фактура, колорит. Художественными средствами можно расширить пространство, зрительно увеличить высоту потолка, поместить обитателей городской квартиры в античный дворик или сделать наблюдателями пасторальной сценки деревенской жизни. Если создавать рисунок с "обманной" перспективой, можно существенно расширить пространство городской квартиры. Неудивительно, что ложные арки и окна и сейчас часто используются в интерьерах.
Необычайно важен масштаб рисунка - ведь роспись всегда становится главным элементом интерьера, притягивает к себе взгляды. Все изображения должны быть соизмеримы и с объемом жилища, и с человеческим ростом - гигантомания может сделать пространство неуютным.
Приходится применять и разные визуальные хитрости. Например, в современных домах, а также в мансардных помещениях обычно низкие потолки - три метра и менее. Это создает в комнате ощущение тесноты - как будто на вас что-то давит. Проблема решается подбором светлых тонов при покраске стен и потолка, при этом потолок должен быть светлее стен. Живописный фриз, цокольные декоративные панели и стена между ними в тех же тонах, что и область над фризом, - также помогают "приподнять" потолок.
Наоборот, в жилых постройках XIX-XX веков высота потолков составляет, как правило, 4-5,5 метра. Естественно, в спальне или кабинете с таким "поднебесьем" человек может чувствовать себя неуютно. Но достаточно окрасить потолок чуть темнее стен или воспользоваться техникой плавного перехода от более темных оттенков на потолке к более светлым на стенах, чтобы зрительно уравнять архитектурные пропорции.
Технология современной росписи, хотя и сохранила старинной название "альфрейная", основана на новых материалах. Художники сегодня работают почти исключительно темперными и акриловыми красками. Причем воднодисперсные и акриловые краски позволяют мастеру путем подбора колера и многократного наложения слоев добиться тончайших и неповторимых цветовых оттенков, учесть фактор смены искусственного и естественного освещения, устроить "игру" со светом.
Сейчас спрос на настенные и потолочные росписи постоянно растет. К сожалению, мастеров, способных профессионально и стильно справится с этим, не впав в кич, - не так много. Будем надеяться, что интерес к классике не ослабеет, а выполненных работ будет все больше. Ведь задача художника - в том числе и воспитание вкуса заказчика.