Волшебники из страны Оз:
Для начала вспомним персонажа одной известной детской книжки по имени Страшила. Мозгов у него, как мы знаем, не было, и он очень хотел получить их в подарок от великого и ужасного Гудвина. К чему мы вдруг о нем? К тому, что современные загородные дома, по мнению многих инжиниринговых компаний, точно такие же «безмозглые», как и этот самый Страшила. Поэтому сами компании готовы выступить в роли Гудвина, по мановению волшебной палки сотворив и лобные доли, и кору с подкоркой, и мозжечок, дабы все эти составляющие мозга обслуживали ваш загородный дом на радость хозяевам. Два магических слова «умный дом» то и дело проскакивали во время кратких ознакомительных выступлений; поэтому складывалось впечатление, что это своего рода пароль, позволяющий войти в общество подлинных технократов, призванных поднять загородное домостроение на следующую ступень. Иногда пароль слегка видоизменялся - «интеллектуальный дом» или «послушный дом», но общая линия оставалась той же: обеспечить Страшиле мозги, причем любой ценой!
Впрочем, пришедшие на «круглый стол» специалисты менее всего напоминали сказочных персонажей, они выглядели как истинные профессионалы своего дела, и их словам хотелось верить. Компании, представители которых собрались, достаточно известны и в нашем городе, и за его пределами: «Эверест», «GS-Инжиниринг», «ТСН», «Эй-Си», «Хортек-центр», «Ямя-Инжиниринг». Эти и многие другие названия хорошо знают как специалисты, так и круг клиентов, строящих или собирающихся строить загородные дома со всеми удобствами. То есть на встречу пришли инженеры высшей квалификации, которые считают, что на современном этапе развития загородного домостроения назрела необходимость не просто «напичкивать» дом разными коммуникациями, а специально выделить и воплотить в виде конкретной системы функцию комплексного управления инженерией. Присутствовали и компании, предпочитающие узкую специализацию, например «Аквадельта» или «Сибирский арсенал», которые тоже проявляют интерес к «интеллектуализации» современных загородных домов, признавая безусловную перспективность этого направления.
Однако насколько же насущной эта техническая проблематика представляется потребителю? Об «умных домах» в СМИ появилось уже немало статей, но, как показывает опыт, информации все равно недостаточно. Поэтому, как подчеркнул главный редактор журнала «Загородное обозрение» Сергей Авдеев, одна из наших главных задач - это просвещение читателя, а значит, и потенциального потребителя. Сейчас на загородном рынке сложилась ситуация, когда инжиниринговые фирмы, как правило, работают напрямую со строительными компаниями, то есть не очень-то заинтересованы в том самом «просвещении» (зачем тратить деньги, если строители и так зовут на субподряд?). Вместе с тем сейчас в изобилии представлены услуги по инсталляции интегрированных систем жизнеобеспечения, а именно - предлагается строить «умные дома», хотя будущие домовладельцы далеко не всегда представляют, что им рекомендуют специалисты.
:уточняют понятия
Разговор строился стихийно. Профессионалы, не скрывая эмоций и разногласий, высказывались по самым сущностным и наболевшим проблемам. Первым концепцию «умного дома» попытался сформулировать Дмитрий Смелов из компании «Спецтехноприбор». Главное, по его мнению, - обеспечить бесконфликтность и согласованность работы той разнообразной техники, которой зачастую переполнен современный загородный дом. Вот простой пример: в доме «жарят» «теплые полы» и в то же время на полную мощность работает система вентиляции и кондиционирования, выводя произведенное тепло на улицу. С ним «вылетают» и немалые деньги. А выход есть, и заключается он в том, чтобы оптимальным образом увязать работу двух разных инженерных систем.
Конечно же, это упрощение проблемы, «интеллектуализация» домашнего хозяйства гораздо сложнее: необходимо, чтобы все без исключения системы (а их может быть не один десяток) управлялись из одного центра, причем разумно и согласованно. Как сказал Вячеслав Копунов из компании «Спецтехноприбор», «такие системы можно демонстрировать на примере европейских и американских жилых домов, которые «поумнели» значительно раньше российских». Начинают проникать эти передовые технологии и на московский рынок, а вот в Питере дела обстоят значительно хуже. Какие большие объекты, претендующие на право именоваться «умными домами», были сданы в эксплуатацию в уходящем году? В нашем регионе пока можно говорить только об отдельных элементах «умного дома», а в целом технология еще не освоена.
Михаил Левин, представлявший компанию «Сентегра», считает, что современный потребитель сегодня в основном озабочен архитектурно-планировочным решением своего дома и мало думает о том, как увязать работу разных инженерных систем, которыми он будет оборудован. Заказчик также не хочет понять, что управляющие системы недешевы, и весьма неохотно включает в общую смету новую статью расходов. А коли так - о каких «мозгах» для дома может идти речь? Дом будет, скажем так «средних способностей», а уж никак не «умным».
Кстати: есть еще понятия «мультидом», «послушный дом». Причем обилие терминов в данном случае вовсе не во благо потребителю, который и без того запутан и зачастую попросту не обладает даже минимумом инженерных знаний, который позволил бы ему разобраться в сути того, что предлагает инжиниринговая фирма. Вот почему Сергей Авдеев закономерно поинтересовался, какую конкретно пользу получает потребитель от внедрения этих (отнюдь не дешевых!) систем. В каких цифрах она выражается? Какие критерии являются показательными и определяющими?
Однако вместо запрошенных цифр и критериев последовал всплеск эмоций и пылкий обмен мнениями. Оказалось, что четкого определения понятия «умный дом», которое устраивало бы всех специалистов, попросту не существует. Более того, не совсем понятно, чем «мозги», которыми можно напичкать загородное жилище, лучше дворника дяди Васи, сторожа дяди Пети и истопника дяди Коли. Ведь эти рекрутированные из коренного населения кадры вполне могут оперативно и вовремя (а главное - за совсем небольшие деньги!) осуществлять те функции, которые берет на себя дорогущая автоматизированная система. Поэтому в дальнейшем беседа велась вокруг того, что же такое по-настоящему «умный» («интеллектуальный», «послушный», «мульти-» etc.) дом и зачем вообще городить этот огород?
По мнению Михаила Левина, «городить огород» стоит, потому что никакой истопник, к примеру, не сможет поддерживать в разных комнатах большого дома разную температуру - это под силу только автоматике. А ведь еще есть система вентиляции, которую надо согласовать с системой отопления, есть сигнализация, наконец, освещение из нескольких десятков светильников, которые должны включаться в разных вариантах - по обстоятельствам. Можно, конечно, заставить денно и нощно торчать у пульта электрика дядю Гену, но вряд ли это не отразится на бюджете. Резюме было такое: «умный дом» - это прежде всего удобство в пользовании разнообразной техникой и в конечном итоге - жизнь с комфортом.
Вячеслав Копунов напомнил еще одну важную функцию «умного дома» - защиту от аварийных ситуаций, то есть автоматическое срабатывание защитных и предохранительных механизмов. Современные инженерные коммуникации - это достаточно сложные системы, а, как известно, с усложнением повышается и вероятность отказа. И человек зачастую не в состоянии контролировать работоспособность и исправность всех имеющихся в распоряжении систем, но автоматика «начеку».
Существенное дополнение внес и менеджер проектов компании «Creacon» Валерий Куковица. Как он считает, главное назначение «умного дома» - это энергосбережение. Вода, электричество, топливо - все это требует серьезных расходов, и если не ввести режим разумной экономии, который обеспечивает автоматика, домовладелец будет платить за коммунальные услуги неоправданно большие суммы. Система управления домом сама по себе стоит очень дорого, но она вполне может себя окупить, если будет помогать рационально эксплуатировать дом.
А Константин Шкурин из компании «Норд-компани» уверен, что все вышеперечисленное можно осуществить и с помощью автоматики, которой комплектуется любая современная инженерная система. А настоящий «умный дом» должен думать, решать, анализировать и прогнозировать (ну прямо как Страшила, в одночасье поумневший и ставший, если вы помните, выполнять обязанности правителя Изумрудного города).
Подытожил эту часть дискуссии Андрей Зубко, представлявший компанию «Ямя-Инжиниринг». Он сказал, что общего представления о том, что же такое «умный дом», нет даже у специалистов: так, если произнести слово «дерево», один представляет пальму, а другой видит перед собой раскидистый клен. Пока это словосочетание имеет во многом имиджевый характер, поскольку нигде четко не прописано, какой набор функций должен выполнять «умный дом». А значит, каждый специалист волен интерпретировать и внедрять в сознание заказчиков собственное представление об этой заморской диковине.
:мечтают о системном подходе
Такой подход в практике домостроения, к сожалению, прослеживается лишь в исключительных случаях. Александр Сидорин из компании «GS-Инжиниринг» по этому поводу заметил, что сегодня каждый участник процесса, будь то генподрядчик или многочисленные субподрядчики, норовит побыстрее выполнить свою часть работ, получить деньги и тихо «отвалить». Дом при этом может быть напичкан очень дорогими системами, всевозможной техникой, десятками светильников, и тогда системный интегратор берется за приведение всего этого хозяйства в какое-то подобие гармонии, в первую очередь стараясь сэкономить деньги клиента. Однако заботиться об экономии на этой стадии уже поздно. Вопрос своевременного оборудования загородного дома системой «умный дом» - отнюдь не праздный. Увы, но так не бывает: мы построили дом, «обустроили» его разнообразными инженерными системами, а затем, устав обслуживать их вручную, решили установить единый центр управления всем домашним хозяйством. Как настаивал Валерий Куковица, о «мозгах» для дома нужно думать уже на стадии проектирования, и в полной мере реализовать такую потребность заказчика в состоянии только генпроектировщик и генподрядчик, которые обладают полной информацией и не увязают в решении частных проблем, как это нередко бывает у инжиниринговых компаний.
Безусловно, должны быть подключены и архитекторы. Пока они плохо просвещены насчет «умного дома», а значит, необходим ликбез. Андрей Зубко предлагает организовать семинары по этой теме, которые помогли бы архитекторам вникнуть в проблемы инженеров и в конечном итоге способствовали бы более качественному обслуживанию заказчиков.
С другой стороны, глобальная «системность» может породить «системный кризис» - выход из строя управляющего компьютера может лишить дом и света, и тепла, и воды. Впрочем, этот потенциальный форс-мажор многим не показался столь уж катастрофическим, поскольку любая система подстраховывается, и при выходе из строя отдельных элементов в ход идут альтернативные.
По мнению Александра Сидорина, только заявление заказчика «Я хочу построить себе «умный дом»!» - ничего не значит. Он должен перечислить набор необходимых ему функций, исходя из чего и ставится задача технического проектирования. И лишь после этого инсталлятор (тот, кто отвечает за «мозги») ставит задачу перед строителями. Так что в определенной степени было верно замечено, что ум дома определяется интеллектуальными возможностями хозяина. Как он поставит задачу, так и будет функционировать его загородный дом: либо он будет обладать живым и ясным «умом___, либо время от времени испытывать приступы шизофрении.
:и решают просвещать клиентуру
Проблема предварительной работы с клиентом представляется насущной. Настроен ли заказчик на конструктивный диалог с исполнителями его прихотей и пожеланий? Алексей Самохин из компании «РФН-архитектура___ полагает, что далеко не всегда: имея, как правило, высшее образование, он нередко считает должным поучать и архитекторов, и инженеров. И тут журнал «Загородное обозрение___ может помочь просветить потенциальных клиентов, убедить их, что при реализации столь сложной системы, как «умный дом___, приоритет должен быть за мнением специалиста, иначе желаемый результат просто не будет достигнут. «Если в процессе возведения дома левая рука не знает, что делает правая, то такой дом «умным___ быть не может в принципе___, - сказал Евгений Кузнецов из компании «АРМО-Петербург___.
Как было замечено в процессе дискуссии, «умный дом___ можно еще назвать домом для ленивых. Парадокс в том, что на стадии разработки проекта заказчик ни в коем случае не должен лениться, напротив, ему следует разумно и взвешенно пересмотреть свои пожелания и в конструктивном диалоге с инсталляторами разработать реалистичную и оптимальную концепцию будущего дома. О необходимости тщательной работы над проектом говорил и Иван Попов из «Хортек-центра___, подчеркнувший, что «лучше спорить над бумагами, а не стоя перед готовым зданием - когда любые споры непродуктивны___.
Инжиниринговые компании, думается, должны уделять просвещению заказчиков особое внимание, поскольку продукция, которую они поставляют и монтируют, технологически самая сложная. Имея минимальный вкус, можно оценить, удачен ли тот или иной архитектурный проект. Не обращаясь к сопромату, можно сравнить прочностные характеристики кирпичного и деревянного дома и сделать выбор. Однако вникнуть в полной мере в хитросплетения инженерных систем, а тем более в технологию «умного дома___ без серьезной предварительной подготовки невозможно.
К тому же специалисты в своей среде называют «умный дом___ совсем иначе, используя более корректную техническую терминологию. Клиенту же предлагается некий бренд, приманка, на которую тот охотно клюет, не зная при этом, что заглатывает. Может быть, каким-то компаниям это и выгодно на определенном этапе, но в конце концов так можно опорочить саму идею - прогрессивную и, как показывает зарубежный опыт, весьма востребованную. Поэтому вполне естественным выглядит такое высказывание: хотелось бы, чтобы заказчики не расценивали подобные предложения как очередной модный атрибут, а видели в них практическую пользу - более высокий уровень комфорта и возможность энергосбережения. Поэтому все компании, так или иначе связанные с внедрением «умных домов___, приглашаются на страницы «Загородного обозрения___ - журнал открыт для информации.