Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Весла, парус и мотор

VIP-недвижимость / 01.05.2005

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Не за горами долгожданное лето. И многие владельцы загородных домов все чаще поглядывают в сторону водоемов. Ведь всем известно, что водные виды спорта и отдых на воде - одно из самых приятных и увлекательных занятий. Однако и заядлому рыбаку, и поклоннику дайвинга (подводного плавания), и любителю водного туризма, и просто человеку, неравнодушному к водной стихии, не обойтись без хорошей лодки, катера или яхты. А как их выбрать?

Для полноценного отдыха на воде (активного и не очень) необходимы три вещи: вода, то есть река, озеро, море, плавучее средство, на котором можно бороздить водные просторы, и хорошее настроение. С подступами к «водным ресурсам» у большинства владельцев загородных домов проблем обычно не бывает: в нашем регионе в их распоряжении Финский залив, Нева, Ладога с Онегой и сотни других живописных озер и рек. С хорошим настроением у наших читателей, надеемся, тоже все в порядке. А вот о плавсредствах следует поговорить, поскольку выбрать себе подходящую лодку, катер или яхту - задача не самая простая.

Что есть что?

Для начала следует определиться с терминами. Итак, лодкой обычно называют малое речное гребное судно, иногда имеющее в качестве дополнительной «опции» парус или двигатель (моторная лодка). Лодка незаменима, если вы поклонник рыбалки, охоты, завтраков на свежем воздухе и неспешных туристских походов.

Катер (от англ. cutter) - это, как правило, небольшое судно со стационарным или подвесным мотором. В отличие от лодок, катера способны развивать высокую скорость, они более управляемы и потому используются в основном для активного отдыха - водных прогулок с семьей, катания на водных лыжах или «ватрушках», дальних туристских походов и т. п. Необходимы катера и рыбакам, которые не довольствуются рыбной ловлей в тихих заводях, а предпочитают, к примеру, выходить в Ладогу, отдаляясь от берега на 20-30 км.

Яхта (голл. jacht, от jagen - гнать, преследовать) - парусное, моторное или парусно-моторное судно водоизмещением до 3 тыс. т. предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты. Яхту имеет смысл покупать ценителям комфорта, которые с радостью променяют «экстремальную» рыбалку под открытым небом на отдых в каюте, прогулки по палубе (большинство катеров и уж тем более лодок такого удовольствия вам не доставят) и т. д.

Но обо всем по порядку.

Ход ладьей

Собственная яхта или крупный катер - удовольствие, доступное далеко не каждому. Гораздо более демократичным плавсредством считаются лодки. Сегодня на рынке особенно широко представлены надувные гребные и моторно-гребные модели.

Большинство надувных лодок, продающихся в Петербурге, изготавливаются из армированных эластомеров (разновидностей резины и неопрена) либо из армированных и неармированных (пленочных) пластомеров - поливинилхлоридных материалов с различными добавками. «Пол» надувных лодок может быть как полужестким (в материал днища вставляют несколько кусков пластика или фанеры), так и жестким - из фанеры, легкого сплава. Для удобства гребли, а в ряде случаев для придания корпусу надувной лодки большей жесткости между бортами вставляют жесткую банку (скамейку), остальные места для сидения могут иметь вид надувных подушек.

Разумеется, многих покупателей интересует, насколько безопасны надувные лодки. Беспокоиться на этот счет не стоит: баллоны имеют перегородки, разделяющие «судно» на отсеки, поэтому лодка сохраняет положительную плавучесть даже при повреждении двух отсеков. Материалы, используемые при производстве лодок, очень прочны, их крайне сложно разрезать и проколоть, и при этом они весьма эластичны, что немаловажно для раскладывания и складывания плавсредства. Кстати, надувную лодку, в отличие от обычной шлюпки, практически невозможно перевернуть даже в том случае, если все пассажиры решат усесться у одного борта.

Конечно, надувные лодки имеют и некоторые недостатки. В сравнении с жесткокорпусными судами, это прежде всего низкий уровень комфорта, плохая управляемость и более скромные динамические характеристики при той же мощности двигателя.

Безмоторные (гребные) надувные лодки - самый простой и дешевый вариант. Они подходят для рыбной ловли недалеко от берега. Лодка для более серьезной рыбалки должна быть оснащена мотором, обладать достаточно высокой скоростью и необходимыми мореходными качествами. Тогда путь к месту рыбалки не займет много времени и быстрое возвращение домой или в лагерь при ухудшении погоды гарантировано. Требования, которые предъявляются к лодкам, предназначенным для охоты, - высокая проходимость в условиях мелководья и тростниковых зарослей и легкость маскировки. В ряде случаев необходима и «транспортабельность» без проблем, позволяющая доставить лодки на какое-нибудь труднодоступное озеро. Для рыболовных и охотничьих лодок более всего важна возможность бесшумного передвижения - будь то весла, подвесной электромотор или др.

Российский рынок надувных судов достаточно богат. В зависимости от цели приобретения и финансовых возможностей вы можете выбрать лодку отечественного или импортного производства, весельную или рассчитанную на установку двигателя. Существуют лодки с жестким стеклопластиковым корпусом и надувными бортами. Выпускаются лодки, позволяющие установить тент, и т. д.

Удовольствие с моторчиком

Первый катер с двигателем внутреннего сгорания был изобретен в конце XIX века немецким конструктором Готлибом Даймлером. Изобретатель установил на обычную шестиметровую лодку сконструированный им четырехтактный мотор мощностью 2 л. с. Взяв на борт 11 человек, Даймлер прокатил их «с ветерком» по реке Неккар, в честь которой и была названа лодка. Первый в истории катер «Неккар» развивал скорость 7 км в час.

Моторные катера быстро завоевали популярность, и уже в 1900 году на Всемирной выставке в Париже состоялась первая гонка на «водных автомобилях». Шоу произвело на публику неизгладимое впечатление. В 1908 году эти состязания были включены в программу IV Олимпийских игр, но, к сожалению, первый и последний раз: гонкам на катерах не суждено было стать олимпийским видом спорта.

Со временем появились катера разных типов: килевые, плоскодонные, водоизмещающие, глиссирующие, катера на воздушной подушке. Производители водной техники одними из первых применили двигатель с электронной системой впрыска. Революционным событием в истории катеростроения стало создание «моторки» из стеклопластика. Использование нового материала позволило начать производство сверхпрочных скоростных катеров с большим водоизмещением.

В зависимости от назначения современные катера можно подразделить на рыболовные (океанские и для внутренних вод), спортивные и круизеры. Кроме того, существуют катера общего назначения, пригодные как для работы, так и для отдыха. От своих предшественников современные катера отличаются качеством исполнения, структурной целостностью конструкций, маневренностью, удобством управления и долговечностью. Современные «водные болиды» оснащены всем необходимым для приятного отдыха на воде. Так, на борту современного круизного катера чаще всего есть уютный кокпит с диванами и столиком, салон на четыре спальных места, кормовая каюта на двоих, компактный камбуз, в котором установлены СВЧ-печь, мойка, холодильник, шкафы для провизии и посуды. Обязателен гальюн - он оборудован умывальником из нержавеющей стали и вакуумным туалетом.

Спортивные гоночные катера гораздо мощнее своих рыболовных и прогулочных собратьев. Они способны развивать скорость до 130 км в час. Немаловажно, что скоростные качества достигаются не в ущерб комфорту: спортивные катера с удлиненными корпусами оснащены по последнему слову техники. Самые знаменитые «водные болиды» - легендарные катера серии «Scarab» (вы могли их видеть, к примеру, в телесериале «Полиция Майами» или кинофильме «Без лица»).

С некоторой долей условности к катерам можно отнести и моторные яхты (более подробно о яхтах в классическом понимании мы расскажем дальше). Хотя некоторые специалисты склонны относить такие суда к большим катерам, согласитесь, что далеко не каждую крупную лодку с двигателем можно с гордостью назвать яхтой. Все элементы внешней отделки и интерьера моторных яхт несут на себе печать респектабельности и в то же время - не чужды спортивного стиля. В отличие от традиционных катеров, у моторных яхт есть ходовой мостик - капитанская рубка в миниатюре. Просторный салон напоминает номер в шикарном отеле: диван, кресла, стол, телевизор, видеомагнитофон, стереосистема. Моторные яхты, значительно превосходя катера по дизайну и оснащению, почти не уступают им в скорости.

И еще одно замечание. Покупая катер, следует сразу позаботиться о его сохранности. Если в расположенном возле водоема охраняемом коттеджном поселке имеется причал - проблема отпадает сама собой. А скорее всего, придется строить эллинг, чтобы катеру было где жить.

Поднять паруса!

Современные яхты весьма надежны и просты в управлении. С помощью особых технических устройств (спутниковой системы навигации, электронных карт, автопилота, радара) - обязанности рулевого превращаются в настоящее удовольствие. Большинство операций, ранее требовавших серьезных физических усилий, сегодня механизировано. Например, якорь поднимается с помощью электрической лебедки, а паруса ставятся и убираются посредством специальных «закруток», находящихся прямо в мачте.

Покупка яхты - шаг весьма ответственный. Дело в том, что обладание личной яхтой предполагает много расходов. Такое судно нужно где-то держать, время от времени ремонтировать, менять паруса. При этом использовать его по прямому назначению вы сможете лишь несколько месяцев в году. Кстати, за рубежом эта проблема решается просто: во время отпуска владелец яхты может отправиться на ней в плавание, а затем - сдать в аренду чартерной компании. У нас такое пока не принято. Так что всеми яхтенными проблемами придется заниматься самостоятельно, и круглый год.

Но допустим, вы все же решили, что ухаживать за «парусной красавицей» вам по силам. Тогда перед ее приобретением советуем поинтересоваться, что собой представляют современные яхты и какие возможности они открывают.

Начнем с того, что яхты могут быть спортивные (гоночные) и круизные. Гоночные яхты - небольшие, причем значительное место на них занимают паруса для разных погодных условий. Такие яхты могут развивать большую скорость, но условия обитания на них приближены к спартанским. Круизным яхтам за гоночными не угнаться, но зато их отличают комфортные условия для пассажиров.

По конструкции яхты бывают однокорпусные и многокорпусные. Многокорпусные - это катамараны (два корпуса), тримараны (три корпуса) и т. д. В результате соединения «отсеков» катамаранов в центре оборудуется удобный салон со столом, вокруг которого на мягких диванах может разместиться весь экипаж. Считается, что многокорпусные яхты наиболее устойчивы.

Яхта должна где-то стоять. Сегодня российские яхт-клубы предлагают вполне комфортабельные марины, где парусное судно может перезимовать. Выбирая стоянку для яхты, узнайте, надежно ли защищены причалы от непогоды, подведены ли к ним электричество и вода и т. д. Ведь яхту, как любое транспортное средство, время от времени приходится ремонтировать. Есть любители, которые готовы заниматься этим круглый год, доводя свою красавицу до мыслимого и немыслимого совершенства. Большинство же ограничивается текущим ремонтом и необходимой подготовкой к сезону. А сервисное обслуживание яхты по затратам сопоставимо с обслуживанием хорошей иномарки.

Да и если классифицировать водные средства передвижения по ценам, яхты можно назвать «элитой», тогда как катера - отнести к бизнес-классу (золотая середина), а лодки - к классу «эконом». Однако в каждом классе есть и весьма дешевые модели, и дорогостоящие импортные образцы.

В избранном В избранное
1560
Предложения