В стоимость сформированного в результате выставочной деятельности объекта недвижимости – частного дома с участком – входит также подведение всех коммуникаций (газ, вода, электричество). Предполагается, что в течение месяца, с 15 сентября по 15 октября, региональную выставку достижений деревянного домостроения посетят свыше 20 тысяч человек, среди которых непременно найдутся покупатели.
Выставочный девелопмент
Подобное мероприятие – не российское изобретение. Жилищные выставки – застройка участков, специально выделенных для демонстрации новых архитектурных тенденций и достижений домостроительной индустрии, – ежегодно проходят в Финляндии, меняется только место их проведения. В результате на карте Суоми появляются новые и новые кварталы частных домов, в которых экспонируются не только дома, но также образцы ландшафтного дизайна, варианты отделки и обстановки, вспомогательные постройки.
В России первый коттеджный поселок, ставший результатом выставочной деятельности застройщиков и архитекторов, появился на Кленовой улице в Репине. Инвестором проекта, получившего широкую огласку в конце 1990-х годов, стало ЗАО «Международные жилищные выставки», созданное при участии финских компаний. Однако на тот момент рынок недвижимости не был готов к такому повороту событий. Из-за нерешенных юридических и инженерных вопросов строительство затянулось на годы, а непродуманная концепция привела к тому, что застройка оказалась весьма эклектичной. Архитекторы и подрядчики соревновались, стремясь показать свои лучшие достижения, поэтому концептуальные, но непрактичные произведения авторской архитектуры соседствуют здесь с утилитарными и невыразительными постройками. Тем не менее предприниматели, рискнувшие вложить средства в строительство на начальном этапе проекта, не прогадали: за прошедшие годы земля в районе «золотого треугольника» Курортного района выросла в цене в несколько раз.
Тема организации жилищных выставок, не прижившись в Петербурге, в прошлом году получила продолжение в Ленинградской области, когда глава областного комитета по архитектуре Валерий Ким заявил о перспективах строительства «выставочных поселков» в Гатчинском, Кировском и Всеволожском районах. Несмотря на то, что приоритет отдавался гатчинскому (назывались две перспективные площадки – Войсковицы и Вырица), благодаря инициативе предпринимателей, объединившихся в Ассоциацию деревянного домостроения, старт получил именно всеволожский проект: здесь пожелания властей встретили поддержку со стороны девелоперских структур.
Всеволожские перспективы в английском стиле
«Концепция коттеджного поселка «Малый Петербург» – это наша реакция на сегодняшнее состояние рынка загородной недвижимости, – рассказывает Иван Кузьмицкий, генеральный директор ООО «ИМПЕРИАЛ» (компания-инвестор), – сегодня в спектре его предложений представлены либо объекты, претендующие на элитарность, либо дома класса «садоводство». Изучив положение дел, мы пришли к выводу, что зона самого активного спроса – дома для постоянного проживания площадью в среднем 150 кв. м и ценой 800–1000 дол./кв. м – обойдена вниманием застройщиков».
Именно под этот сегмент разрабатывалась концепция ДНП «Малый Петербург», а также подбирался участок для реализации проекта. В общей сложности под коттеджный поселок определено 85 га земли. По всей видимости, две небольшие речки, пересекающие участок застройки, предопределили название и стилистику поселка. Предполагается, что здесь будет создана система проточных прудов, а перспектива главной дороги, идущая вдоль «одетой» в набережную речки («наша малая Нева», как шутят строители), станет стержнем композиции. Архитекторы предложили использовать в отделке демократичных каркасных домов облицовочный кирпич, штукатурку и черепицу. Все это в совокупности должно создать впечатление стабильного и процветающего предместья.
Кроме того, по замыслу разработчиков проекта, в поселке должны быть все необходимые объекты социальной инфраструктуры: магазин «24 часа», станция автотехобслуживания, кафе, рестораны, ночной клуб, спортивно-досуговые объекты, медпункт, комплекс детских учреждений (ясли-сад, начальная школа, секции и игровые площадки). Реализация такого минимума делает дачное партнерство коттеджным поселком, рассчитанным на постоянное проживание полутора сотен семей (первая очередь застройки – 34 га).
«Городские» и «пригородные» дома
По словам Ивана Кузьмицкого, идея проведения выставки на территории «Малого Петербурга» была предложена членам Ассоциации деревянного домостроения, представителями компании «ПИТЕРВУД». Почин активно поддержали представители районных и областных властей.
Выставка деревянного домостроения, под которую отведено 20 участков, – своего рода пригород «Малого Петербурга». Она раскинется в торце главной перспективы, где на период ее проведения расположится административно-выставочный комплекс, на территории которого после окончания работы выставки разместится культурно-досуговый центр. Такая локализация представляется вполне логичной: главная перспектива, с оштукатуренными и облицованными камнем «городскими» особняками и таунхаусами плавно перейдет в улицу, на которой расположены «сельские» дома из бруса и оцилиндрованного бревна. Данный тип частных домов в составе коттеджных комплексов приобретает сегодня все больше поклонников, об этом свидетельствуют данные инициатора проекта выставки – Ассоциации деревянного домостроения.
К настоящему моменту сформирован предварительный список застройщиков, обозначены основные условия участия. На сегодняшний день регламент довольно либерален: установлен нижний предел цены и максимум жилой площади (метраж дома не должен превышать 20% площади участка). По мнению организаторов конкурса, это как раз та «вилка», которая позволяет быть уверенными, что на территории выставки будут возведены добротные дома, соответствующие статусу подобного коттеджного поселка.
В целом же сверхприбылей от реализации «пилотного» для Ленинградской области выставочного проекта никто не ждет. Тем не менее сам факт, что ярмарку-продажу должны посетить тысячи потенциальных покупателей, есть решающий аргумент для строительных компаний.
«Загородное обозрение» будет информировать читателей о ходе реализации проекта.