На этот раз речь пойдет о том, каким образом можно сэкономить на грузоперевозках. Среди наиболее востребованных у экономкласса видах грузоперевозок можно вычленить три вида: 1) переезд, 2) выезд (отъезд) за город (обратно в город), 3) доставка строительных материалов к месту строительства.
За морем телушка — полушка, да рубль перевоз
Наиболее сложное и в то же время «независимое» от бдительного ока крупных транспортных компаний дело — стройка за городом. Экономкласс экономит на многом, не экономя на собственных усилиях. Строительство дачного домика за пределами городской черты в представлении отечественных умельцев — личное дело будущего домовладельца. Поэтому, если уж нельзя отвертеться от раскошеливания на проект загородных пенатов, то уж воплощение проекта в жизнь осуществляется по принципу «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Поскольку не все материалы, из которых будут возводиться хоромы, можно доставить в багажнике личного автомобиля, возникает вопрос о грузоперевозках и привлечения спецтехники. И тут «наболевшие вопросы» нашего экономклассного движения. А именно — «где и почем»?
Естественно, многое зависит от места, откуда эти самые стройматериалы появляются. Если это производство — кирпичный заводик, лесопилка, карьер, — то проблема доставки решается просто. Включается принцип классицизма: «единство места, времени и действия». Машина с грузом рубероида, песка, отсева, облицовочного камня, гранитного окола, досок, ошкуренного леса находится тут же. И если по каким-то причинам дата вывоза вашей крупногабаритной покупки с территории производства вас не устраивает, то при личном контакте водитель большегруза готов войти в ваше положение. Естественно, за отдельную, «чисто символическую», плату. В данном случае очень важны личный контакт и сопровождение груза.
Та же история (возможны вариации) происходит как на оптовых базах, так и в больших строительных супермаркетах. Если весь транспорт «на выезде», «свободных машин нет», «только, к сожалению, на следующей неделе», то рядом на автостоянке по закону «зебры» найдутся свободные колеса, готовые помочь вам ускорить процесс доставки груза.
Ну и стоит упомянуть о чисто русском изобретении, укладывающимся в формулу «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Поиск большегрузного транспорта по знакомым тоже не стоит сбрасывать со счетов. Везунчики в этом смысле те, кто работает на предприятии (в фирме, учреждении), где есть свой автопарк.
Пожар, наводнение, ремонт и переезд
Собственно, безграмотно организованный переезд может быть приравнен и к пожару, и к наводнению, и к ремонту. Конечно, это шутка, но в каждой шутке есть доля истины.
Допустим, вам надо заказать машину, чтобы осуществить переезд из одной квартиры в другую. Можно позвонить в солидное транспортное агентство, заключить с ними договор и… выложить баснословную сумму. Особенно, в том случае, если вы не найдете рабочую силу для погрузки-разгрузки. Поэтому первая ваша задача — получить согласие друзей, сослуживцев, друзей взрослых детей на оказание помощи при смене дислокации.
Начнем с действующих расценок, которые вы можете найти на официальных сайтах фирм, предлагающих транспортные услуги, или набрав номер транспортной компании. Как правило, фирмы-перевозчики сразу предупреждают, что ниже некоторой пороговой суммы ваш заказ даже не будет рассматриваться. Эта самая пороговая сумма зависит от вида транспорта: или вы заказываете «ГАЗель» или «Мерседес» на пять-шесть ходок, или «бычок» на три ходки, или ЗИЛ-контейнер на одну ходку. Не забудьте, что цены на топливо не стоят на месте. Вот примерный разброс цен, после согласия на которые с вами станут разговаривать: «ГАЗель» (1,5 т) — 900–1600 руб, «Бычок» (3 т) — 1400–2300 руб, ЗИЛ борт (3,2–5 м) –1480–3000 рублей. А вот стоимость грузчиков (кстати, может пригодиться для расчетов со знакомыми и друзьями): вызов грузчика — 100–250 руб на одного грузчика при минимальном заказе двух человек. В некоторых фирмах сумма минимального заказа достигает полтора тысяч рублей. В случае внезапного отказа от услуг уже заказанных грузчиков никто вам эти деньги не вернет.
Любопытно, сколько стоит масса ваших вещей при использовании наемной рабочей силы: легкие вещи — 20 руб./этаж, тяжелые вещи — 50 руб., негабаритные — 100 руб., пианино (советское) — 250 руб., пианино (немецкое) — 300 руб., рояль — 600 руб., разборка-сборка — от 100 руб., упаковка вещей — от 50 руб. Некоторые автотранспортные предприятия осуществляют принайтовывание и крепеж перевозимых вещей бесплатно, иные требуют оплаты. Еще существует термин — «пронос», который измеряется десятком метров. Пронос тоже не остался без внимания: как правило, его стоимость приравнивается к стоимости преодоления одного этажа.
Дама сдавала багаж: диван, чемодан, саквояж
Во сколько вам обойдется дачный переезд, вы можете рассчитать, изучив таблицу, приведенную в конце публикации. А пока мы поговорим о том, что дачный переезд — это целая философия. Во-первых, никогда не стоит забывать о состоянии загородных дорог, особенно грунтовок. Поэтому отнестись к упаковке вещей следует придирчиво. Впрочем, обыкновенного внутригородского переезда это тоже касается. Не ленитесь пройтись до соседнего магазина и разжиться там бесплатной тарой — коробками, оберточной бумагой, пузырчатой пленкой.
Вещи лучше укладывать плотно, хрупкие — оборачивать в амортизирующие материалы. Все равно вы повезете на дачу занавески, постельное белье и тому подобные мелочи. А что касается телевизора или иной техники — не доверяйте никому, кроме собственного автомобиля. Закрытые коробки закрепите клейкой лентой, обвяжите любым шпагатом, чтобы их было удобно переносить. Это значительно ускорит процесс погрузки-разгрузки. Старую мебель, приготовленную «для дачи» (шкаф, трюмо, комод) безопаснее разобрать. В «выставочном» варианте она вряд ли переживет ухабы. В разобранном виде она позволит вам сэкономить при выборе транспортного средства.
С чего начать?
Если так сложилось, что найти машину по друзьям-знакомым для транспортировки груза вам не удалось это не значит, что можно иметь дело только с крупными автотранспортными монстрами. Найти машину в Питере не составит труда. Интернет-продвинутым несложно отыскать десяток сайтов с объявлениями, где размещены не только условия автоперевозчиков (как одиночек, так и предприятий), но и расценки-тарифы, контактные телефоны, электронные адреса, номера факсов и даже фотографии автотранспорта. Кто предпочитает по старинке обводить кружочком приглянувшиеся объявления, нужно только протянуть руку к телефону и набрать номер.
Но к паре советов все же стоит прислушаться. Во-первых, не стесняйтесь спрашивать все, что вас интересует, и четко информировать своего телефонного собеседника — будущего перевозчика обо всех нюансах предполагаемого маршрута, о характере груза, о дальности переезда. Настаивайте на том, чтобы сумма была произнесена внятно, а не уклончиво — «там договоримся». Постарайтесь и сами избегать подобного рода формулировок: «не обижу», «в накладе не останетесь». Во-вторых, хорошо бы договориться о том, чтобы самому накануне, за несколько дней, посмотреть на машину. Мало ли какими эпитетами вам ее опишут. Все же лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вполне возможно, что вам покажутся сомнительными вместительность, грузоподъемность, высота салона, состояние автомобиля и наличие страховочных приспособлений. Неплохо было бы уточнить, поможет ли водитель в погрузке-выгрузке и сколько будет стоить его помощь.
Обязательно договоритесь о «контрольном» звонке накануне. Бывает, что облюбованная машина сломалась, а вы узнаете об этом за два часа до назначенного времени.
Планируя обратный переезд в город, не обязательно вызывать машину оттуда. Дешевле бывает воспользоваться местной газетой объявлений, да и расценки на перевозки в области пониже будут. Из опыта своих знакомых могу рассказать, что переезд из Выборга в район станции метро «Звездная» на «ГАЗели» при наличии знакомых грузчиков в ноябре прошлого года обошелся им по времени (вместе с погрузкой-разгрузкой) — четыре часа и по деньгам 3000 рублей!