«Проектов века» (как их часто именуют не только в прессе, но и на заседаниях администраций Санкт-Петербурга и Ленобласти) хватает, о каждом из них «ЗО» рассказывало довольно подробно. Другое дело — на какой стадии они находятся сейчас: какие успешно реализуются, какие легли под сукно до лучших времен. Задавшись этим вопросом, ответ на который небезынтересен владельцам загородной недвижимости (в скобках стоит заметить, что инвесторы практически всех проектов в своих планах учитывают интересы дачников), мы получили довольно картину происходящего.
В частности, КАД — кольцевую автодорогу — ждали все: и транспортники, большегрузные машины которых уже не могли больше тесниться на питерских улочках, и владельцы загородной недвижимости, для коих всякий выезд за город превращался в многочасовое томление в пробках. Общая длина кольцевой составит 115,3 км, включая 18 транспортных развязок и 58 мостов и путепроводов. Общая стоимость строительства — около 130 млрд руб. в ценах 2007 года. При этом из 64 тыс. га земель, попадающих в зону влияния КАД, 39 тыс. относятся к территории Санкт-Петербурга, остальное — земли Ленинградской области.
Замыкая круг
Магистраль практически готова, не так давно строители завершили возведение сложной развязки с выходом кольцевой на Пулковское шоссе. Уже сегодня в выходной день от Красного Села до Ладожской можно долететь за тридцать минут. На очереди — развязка близ станции Бронка. Когда она появится — внутри кольца окажутся Петродворец и Ломоносов, что придаст мощный толчок развитию этого района. В нынешнем году дорогу обещают сдать в эксплуатацию, однако замкнется кольцо не раньше 2009 года, когда, согласно скорректированному плану, будет завершено строительство дамбы. По мнению Бориса Мурашова, генерального директора ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга», объект сдадут в срок, финансирование идет по графику, препятствий, способных затормозить строительство, на его взгляд, нет. Это радует, но лишь отчасти. Потому что кольцевая, даже замкнувшись через дамбу, не решит всех транспортных проблем, которые вскрылись уже при пуске в эксплуатацию отдельных участков дороги.
Ширина проезжей части на разных участках — от 15 до 32 м, число полос движения — от четырех до восьми. Другими словами, на дороге есть, выражаясь сленгом автомобилистов, бутылочные горлышки, заставляющие сбрасывать скорость с расчетных 120 км/ч до 80–90. А уж если случаются ДТП, пусть даже небольшие, узкие участки дороги превращаются в непреодолимые преграды: не то что спешащие по своим делам автомобилисты, а и «скорая помощь» зачастую не может пробиться к пострадавшим в аварии! А что будет к 2020 году, когда, судя по статистике, по КАД ежесуточно станут проходить не менее 190 тыс. авто? Поэтому, завершая строительство КАД, власти всерьез задумались над созданием второго дорожного кольца вокруг Петербурга. Так, на одном из прошлогодних заседаний городского правительства, где обсуждалась ситуация с транспортом и дорогами, вице-губернатор Александр Полукеев прямо сказал, что уже сейчас на КАД тесно и без дублера не обойтись. Предположительно второе кольцо КАД пройдет по так называемой «военной дороге» — бетонке А-120, которая находится не менее чем в полусотне километров от северной столицы.
Примечание
Если в 2001 году иностранные компании инвестировали в экономику Ленобласти 326,9 млн дол. (из них прямых инвестиций — 238,2 млн), то в 2006 году вложения достигли 540,4 млн дол., из которых прямые инвестиции составили 361,6 млн долларов. Из этих инвестиций 31% пошел на развитие промышленности, 1% — на строительство, 49% — на транспорт и связь, 4% — на жилищное строительство. Иностранных бизнесменов привлекают прежде всего близость к Санкт-Петербургу, благоприятный инвестиционный климат и прозрачность в отношениях со структурами власти.
Несомненный положительный результат строительства КАД — развитие инфраструктуры и жилищного строительства. И в этом плане кольцевая побила все рекорды: если обычно рубль, вложенный в строительство дороги, приносит три рубля инвестиций, то в данном случае эта цифра увеличилась почти в два раза! В течение последних двух лет в десятикилометровой зоне КАД было реализовано не менее 15 коттеджных поселков — и это при том что земля дорожала. Идет активное строительство складских терминалов: только на южном участке дороги, при близости порта и железнодорожных магистралей, строится 300 тыс. кв. м складских помещений.
Невиданную активность проявили игроки сетевого рынка, насытившие КАД гипермаркетами площадью от 100 тыс. кв. м, — в городе просто нет возможности разместить такие большие магазины.
Создаются ритэйл-парки — магазины нового формата, в которые товар поставляется прямо с заводов и фабрик. Дилеры ведущих автомобильных компаний мира возвели у кольцевой магистрали свои магазины и сервисные центры, причем их совсем не смущает близость конкурентов — представительства «Тойота», «Ниссан» и другие стоят бок о бок.
Возле пересечения КАД с Мурманским шоссе впервые за 30 лет заложили новый город Кудрово: на 495 га земли к 2015 году построят 1,6 млн кв. м жилья и 220 тыс. кв. м коммерческой недвижимости, и все эти блага рассчитаны не менее чем на 50 тыс. жителей. В настоящее время управляющая компания «SVP-инвест» практически сформировала пул застройщиков; осенью прошлого года завершили корректировку проекта планировки территории жилого микрорайона; сейчас разрабатывается мастер-план проекта и начинается инженерная подготовка территории.
Строительство нового города идет под контролем партии «Единая Россия», руководство которой взяло на себя обязательство обеспечить выполнение работ в установленные сроки, поэтому сомневаться в том, что по соседству с Санкт-Петербургом появится «город-сад», не приходится.
Тропики под северными ветрами
Новое слово в загородном строительстве — бионическая архитектура. Целый ряд компаний заявили о своем намерении устроить в окрестностях Питера оазисы с тропическим (другие варианты — африканским, средиземноморским) климатом. В упрощенном виде выглядит это так: участок земли в несколько гектаров накрывается «небом» — прозрачным куполом, под которым круглый год светит инфракрасное солнце. Песок, пальмы и искусственные волны рукотворного водоема создают полную иллюзию присутствия на каком-нибудь популярном южном пляже, и летать в теплые страны не надо — все удовольствия рядом. Подобные оазисы, по мысли авторов проектов, станут той самой изюминкой, которая привлечет желающих купить в непосредственной близости дома, квартиры, открыть филиал своей компании и т. д. и т. п. Есть у подобного рода проектов как сторонники, так и противники, а власти Ленинградской области поддерживают все новаторские идеи. Однако финансировать из бюджета их реализацию не собираются даже частично — расчет только на инвесторов, для привлечения которых областная администрация делает все возможное в плане рекламы проектов.
Самый громкий из бионических проектов опять-таки связан с КАД, а именно с развязкой возле деревни Бугры: здесь итальянская компания «Маргери» без лишнего шума приступила к строительству «Невского Сити», комплекса площадью 450 тыс. кв. м, в который инвестор намерен вложить 350 млн евро. В 2008 году должна появиться первая, уникальная, часть «Сити» — «Невский Колизей» — искусственное море площадью 20 тыс. кв. метров. Когда генеральный директор будущего комплекса Ренцо Бартолони заявил на презентации, что на строительство «Невского Колизея» потребуется всего лишь год, переводчика спросили, не ослышался ли он, правильно ли перевел слова бизнесмена. Оказалось, правильно: итальянцы уже выходят на нулевой цикл, получили выделенные энергетические мощности и твердо уверены, что 2009 год желающие могут встречать на итальянской Ривьере возле Бугров — под искусственным солнцем.
Примечание
Правительство Ленобласти намерено продолжить сотрудничество с бизнесом в плане привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры туризма. Власти готовы отдать под туристический комплекс бывшую усадьбу купца Елисеева в поселке Белогорка Гатчинского района и Петровскую верфь в Лодейнопольском районе. Ждут также инвесторов, готовых вложить средства в строительство амфитеатра для зрителей водных соревнований на лосевском пороге в Приозерском районе.
А что же другие проекты бионической архитектуры — «Жар-птица» и «Сафари-парк», которые были презентованы не где-нибудь, а на Петербургском международном экономическом форуме 2007 года, признанном самым резонансным бизнес-событием?
Напомним, что «Жар-птица» намерена распустить свои фантастические перья неподалеку от Бронки, на южном побережье Финского залива. Общая площадь застройки — 280 га, инвестиции — около 3000 млн долларов. В комплекс должны войти океанариум, яхтенный центр, высотные дома, таунхаусы и коттеджи, аквапарк, спортивный центр. А «Сафари-парк» планируют построить на севере, в Выборгском областном районе, опять-таки на побережье залива. «Гвоздь» проекта — искусственный африканский пляж и высотные отели, крыши которых зимой будут превращаться… в горнолыжные склоны! Позагорал под африканским солнышком, покупался в эрзац-океане — и на лыжи.
Академик Андрей Карпов — руководитель компании «Классик-проект», выдвигающей идею строительства «Жар-птицы» и «Сафари-парка», сообщил нашему изданию, что в настоящее время есть проект планировки комплекса в Бронке. А для «Египетского квартала» (так еще называют «Сафари-парк») делается эскиз, и власти определяют конкретный участок Выборгского района, на котором раскинутся африканские чудеса, — без этого инвестора просто не найти.
Хрусталь, жемчужина и звезды
Точно так же, как два бионических проекта компании «Классик-проект», пока лишь на планшетах да глянцевых страницах презентационных буклетов, можно увидеть уникальный многофункциональный комплекс «Хрустальный шар» диаметром 121 метр — доминанту международного туристического центра, который планируют построить на острове Гогланд. Общая площадь застройки — 25 га, ориентировочная стоимость — один миллиард долларов. На острове, ранее находившемся в распоряжении военных, должны появиться пассажирский терминал, парусный центр, ресторан, коттеджный поселок и собственно 35-этажный «Хрустальный шар», внутри которого разместятся и зоны отдыха, и аквапарк, и зрелищный комплекс, и офисы туристических компаний, и много чего еще.
В настоящее время утверждены эскизный проект застройки туристического центра в бухте Сууркюлян-Лахти и проект пассажирского морского терминала с пограничным и таможенным терминалом. Сооружение этих объектов, по мысли руководства Ленобласти, катализирует реализацию всего проекта — потенциальных инвесторов прежде всего интересует транспортная доступность и решение вопросов с таможенной службой. По слухам, интерес к острову проявит газовый монополист, тем более что ветка газопровода, связывающего Выборг с Западной Европой, должна пройти в непосредственной близости от Гогланда.
А вот «Балтийская жемчужина», проект Шанхайской инвестиционной компании, уже вовсю разворачивается на побережье Финского залива. Инвесторы готовы вложить свыше миллиарда долларов, для того чтобы на 205 га построить 1,5 млн кв. м жилья и объекты коммерческой недвижимости. Кстати, и в этом квартале, который молва уже успела окрестить китайским, или чайна-тауном, также планируется создание круглогодичного пляжа под искусственным солнцем. В прошлом году китайцы презентовали первое здание «Жемчужины» — офисный центр, приурочив его открытие к Санкт-Петербургскому международному экономическому форуму и дням Шанхая в северной столице.
Сейчас идет активное строительство первой очереди жилья общей площадью 200 тыс. кв. метров — на следующем экономическом форуме, который состоится в июне нынешнего года, обещают устроить экскурсию в уже готовые жилые дома. Несмотря на скептические высказывания некоторых питерских строителей, офисный центр был возведен китайцами всего за три месяца; видимо, и с жильем они тянуть не станут. А пока застройщик выходит на нулевой цикл, Смольный утвердил проект создания ветки надземного экспресса, который свяжет новый квартал и Стрельну с ныне действующими станциями метрополитена.
Примечание
Самый масштабный проект бюджетной малоэтажной застройки «Новая Ижора» реализуется в Пушкинском пригородном районе Санкт-Петербурга. На территории 285 га планируется создать всю необходимую инфраструктуру и возвести около тысячи домов, в которых поселятся не менее 20 тыс. человек. В ноябре минувшего года в «Новой Ижоре» появились первые новоселы.
Выше мы уже упоминали о Международном экономическом форуме, но это лишь одно из множества мероприятий, что проходят в Санкт-Петербурге. Чем дальше, тем форумов, встреч, симпозиумов становится все больше, а место для их проведения всего лишь одно — выставочный комплекс «Ленэкспо», который даже при наличии нового павильона уже не справляется с возросшими нагрузками. Поэтому на уровне правительства страны было решено возвести в Стрельне, в непосредственной близости от Константиновского дворца, конгресс-центр «Звездный путь». Проект уже утвержден в Кремле, летом 2008 года начнутся работы на нулевом цикле, а летом 2011 года конгресс-центр примет первых гостей. Площадь центра — 90 тыс. кв. м, участок под застройку — 20 га, стоимость проекта — 350 млн евро. Главный зал планируют создать по принципу трансформера: здесь можно будет устраивать и ледовые шоу, и театральные постановки, и выставки. Предусмотрены также залы для переговоров и конференций, камерный зал с идеальной акустикой для концертов классической музыки. Выставочная зона займет не менее 8 тыс. кв. м.
На презентации «Звездного пути», состоявшейся в октябре минувшего года, среди VIP-персон был замечен и губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, который намного раньше, чем господа из федерального центра, заявил о необходимости строительства современного конгрессно-выставочного центра и даже определил место во Всеволожском районе, неподалеку от пересечения западного диаметра КАД с Мурманском шоссе. Общая площадь — 140 га, из которых 16 займут выставочные павильоны, 11,5 — временные выставочно-ярмарочные конструкции, 6 — конгресс-холл на 10 тыс. человек. Стоимость проекта — 500 млн дол., срок окупаемости инвестиций — не менее семи лет. Но если на центр в Стрельне деньги уже найдены и сроки строительства установлены, то для этого центра пока лишь утвержден план зонирования территорий, есть предварительное градостроительное обоснование, разработан бизнес-план и с собственником земли, находящейся сейчас в сельскохозяйственном пользовании, согласован перевод угодий в категорию под создание многофункционального комплекса. Несмотря на явный дефицит выставочных площадей, конкретного инвестора у проекта еще нет.
Завершая обзор «проектов века», нельзя не упомянуть и о нашумевшей идее строительства судоходного канала в обход Невы по южным районам Ленинградской области — от Ладоги до Финского залива. Проект этот обсуждается уже давно. Однако в 2005 году, когда власти Ленинградской области поддержали эту идею и вице-губернатору Николаю Пасяде поручили «проталкивать» ее в Москве, разгорелись нешуточные споры. Что станется с экологической ситуацией, если к 2025 году канал все-таки построят, куда будут переселять людей из тех поселков, что попадут в зону строительства, и как быть с транспортными магистралями, которые пересечет канал? В последнее время о мегапроекте стоимостью ни много ни мало в миллиард долларов предпочитают не распространяться. По нашим сведениям, при согласовании самой идеи строительства с правительствами соседних европейских стран (а это незыблемое правило при реализации проектов такого уровня) возникли непреодолимые на сегодняшний день препятствия. Хотя, может быть, это и к лучшему — ведь иначе пришлось бы перекраивать всю карту загородного строительства в южном направлении.