Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Дом за городом: не сотки, а среда обитания

VIP-недвижимость / 31.03.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
В марте в редакции «Загородного обозрения» состоялся «круглый стол» «Загородный дом: архитектура, инженерия, ландшафт». Обсуждение заявленных тем было крайне активным и интересным, и участие в нем приняли специалисты самых разных областей.

Этот «круглый стол», в отличие от большинства других, собрал специалистов не какой-то одной области загородного рынка, а разных его сегментов. Подискутировать пришли девелоперы, ландшафтные дизайнеры, инженеры, члены научного сообщества; заинтересовались и представители питерских СМИ. Такая инициатива вполне объяснима, ведь среду обитания за городом формируют целый ряд специалистов. И все они взаимодействуют, все друг от друга зависят.

Один из первых тезисов «круглого стола» прозвучал из уст ведущего — главного редактора журнала «Загородное обозрение» Филиппа Урбана. Как было замечено, в современных условиях, когда цены на землю и загородную недвижимость постепенно стабилизируются, инвесторы будут больше внимания обращать на создание нормальной среды обитания. Приобретатель земли в таких условиях должен будет облагораживать купленные сотки, вкладывать в них деньги.

В историческом аспекте эту проблему представил Сергей Лихоткин, руководитель проекта «Велосипедные экскурсии по Павловскому парку». Он рассказал о примере гармоничного устройства загородной среды обитания, а именно о создании Павловского парка. Этот парк не всегда был музеем под открытым небом, в свое время он как раз и являл то, что теперь называют средой обитания. В этом парке, во-первых, максимально сохранялся естественный природный ландшафт, во-вторых, при его создании проводилась социальная политика, исключавшая вандализм и пренебрежение к этой самой среде. В историю присутствующих погрузили и работники Государственного Русского музея, перед которыми в настоящее время поставлена задача преобразовать с точки зрения ландшафтного дизайна Михайловский сад, примыкающий к музею. К сотрудничеству были приглашены присутствующие на собрании ландшафтные фирмы, достижения и предложения которых могут быть продемонстрированы на выставке-конкурсе, запланированной в преддверии 110-летнего юбилея Русского музея. С 30 мая по 2 июня этого года пройдет фестиваль, в рамках которого представленные на конкурс ландшафтные проекты будут осмотрены и оценены.

В итоге выяснилось, что в прошлом с этим вопросом у нас все в порядке. А как обстоит дело в настоящем? Когда перешли к современности, разговор приобрел остроту и даже драматизм. Генеральный директор компании «Спецпаркдизайн» Юрий Скибин выделил в деятельности специалистов по ландшафту микро- и макроуровень. В первом случае, сказал он, профессионалы работают на частного заказчика или обустраивают ландшафт на какой-то общественной территории. Увы, но даже на этом уровне мы недотягиваем до качества работы западных ландшафтных компаний. В итоге хорошо и качественно построенный дом запросто «убивается» неправильно и безграмотно устроенным ландшафтом (в который, к слову сказать, вкладываются подчас колоссальные средства!). Макроуровень — это сама идеология и практика создания качественной среды обитания в загородных поселениях, в частности в коттеджных поселках. Ряд компаний уже обращают внимание на ее обустройство, и новые тенденции постепенно набирают силу. Но они пока слабы, и такая практика далеко не повсеместна. Пока преобладает бездумный, варварский подход к обустройству среды обитания.

По ходу встречи понятие среды обитания, обустроенной комфорт­но и разумно, стало стержневым. К сожалению, у тех, кто возводит наши коттеджные поселки, оно пока не в чести — застройщики больше нацелены на продажу квадратных метров. А ведь продавать нужно не метры, не сотки, а загородный образ жизни. На Западе этому давно научились, мы же плетемся в хвосте общемировых тенденций.

Почему мы работаем хуже западных коллег? Почему рынок не смог еще расставить все по своим местам? Ответы на эти вопросы у разных специалистов разные, в том числе и известное всем объяснение: «Воруют!» В частности, весьма резко прозвучало выступление руководителя компании «Мика» Михаила Михайлова, рассказавшего о практике откатов при взаимодействии девелоперов и специалистов по ландшафту. Это, естественно, ни профессиональный уровень ландшафтных дизайнеров не повышает, ни вкус заказчиков не развивает — мздоимство только развращает и тех, кто дает, и тех, кто берет. Тезис об откатах, строго говоря, не бесспорный, и прозвучали аргументированные возражения. Но даже если такие случаи единичны, они явно не способствуют улучшению ситуации.

Однако радует отношение клиентов. По словам руководителя компании «Виллидж консалтинг» Алексея Рогова, конечный потребитель (не путать с теми, кто приобретает дома и участки с целью дальнейшей их продажи) согласен платить деньги, если он понимает, что предлагаемая среда обитания гармонична, продуманна и полностью его устраивает. Озеленительные параметры такого объекта должны отвечать определенным требованиям, и люди их уже предъявляют. Что касается отношения девелоперов и застройщиков к обустройству ландшафта, то их позицию высказал представитель хорошо известной в городе компании «Петростиль» Илья Крейс-Кирий. В «Петростиле» подходят к освоению территорий комплексно, то есть обращают внимание и на создание инфраструктуры, и на обустройство ландшафта. При этом предлагается такая услуга, как обслуживание высаженных растений, и даются гарантии на выполненные ландшафтные работы. Далеко не каждая компания соответствует этим требованиям. По мнению «Петростиля», в городе качественно работают примерно полдесятка ландшафтных фирм, остальные просто недотягивают по уровню. Вот почему, как правило, приходится объявлять тендер на проведение ландшафтных работ.

Таким образом, выявилось еще одно стержневое понятие: «компетентность». Как сказала представитель ГК «Стинком» Светлана Невелева, в свое время отсутствие компетентности подвигло многих девелоперов накупить «футбольных полей», которые не являются подходящей средой обитания и нуждаются в серьезнейших вложениях в части ландшафта. Только в последнее время на рынке появляются проекты, в которых общая территория поселка обустраивается по плану и оказывает влияние на выбор клиентов. Девелоперы заранее присматриваются к ландшафтным фирмам, планируют широкое сотрудничество, но…

Но тут могут возникнуть проблемы. К сожалению, отсутствие профессионализма и малое число компаний, которые качественно работают на рынке, могут породить дефицит таких услуг. В подобном ключе высказался Юрий Скибин: спрос на ландшафтный дизайн в ближайшем будущем возрастет, а кто будет его удовлетворять? Некому!

Архитектор Александр Караваев в выступлении упомянул определенные нормативы, которые необходимо соблюдать при строительстве коттеджных поселков. По ним предусматривается проект озеленения застраиваемых территорий, которое должно проводиться до сдачи объекта. Однако на практике к озеленению и полноценным ландшафтным работам приступают, лишь после того как в поселке создается товарищество или какое-то некоммерческое партнерство, объединяющее собственников. И в этом есть свой резон. Собственники могут объявить тендер и найти ландшафтников, которые сделают намеченное быстрее, дешевле и качественнее. Кроме того, можно вообще изменить первоначальный проект и предложить иной вариант обустройства ландшафта.

Объединил два ключевых понятия — «среда обитания» и «компетентность» — Валерий Нефедов, профессор, заведующий кафедрой СПбГАСУ, ландшафтный архитектор. Он коснулся и городского, и загородного образа жизни, взяв за точку отсчета зарубежный опыт в этой области. Мы привыкли к тому, что нам всегда и везде продают только жилплощадь, а пространство вокруг нашего жилья при этом может быть абсолютно не обустроено, более того — вообще не предназначено для нормальной жизни. Самое обидное, что подобный подход зачастую распространяется и на загородную жизнь, по определению предполагающую близость к природе, обустроенный ландшафт. А у нас что? Гигантские заборы, некие «фортификационные сооружения» вместо свободы и простора!

Закономерный вопрос: а что мы все делаем, для того чтобы сформировать у потребителя вкус к нормальному загородному образу жизни? В зарубежных странах за многие десятилетия строительства индивидуального жилья этот вкус уже давно привит, поэтому и у финнов, и у немцев, и у американцев с этим все в порядке. Мы же пока пребываем в дикости, у нас в менталитете есть какой-то порок, который мы только начинаем изживать. И представители профессионального сообщества должны тоже внести свою лепту. Надо сделать так, чтобы обо всех достижениях в сфере обустройства среды обитания народ обязательно узнавал.

Встреча, безусловно, прошла не без пользы. Такой живой и страстный обмен мнениями нужен, он обогащает профессионалов, с одной стороны, с другой же — является той водой, что точит с течением времени камень. Все изменения начинаются со слов, а на этом «круглом столе», как представляется, слова прозвучали точные и правильные.

В заключение представили информацию для прессы. Было сообщено, что в конце сентября — начале октября в поселке «Янино» состоится международная конференция «Ландшафтная индустрия-2008». Программа конференции весьма насыщенная, в ее рамках будут работать много разных секций, и большинство вопросов, затронутых на «круглом столе», будут обсуждаться и там. До этого, 14–18 апреля, состоится международная конференция «Загородное домостроение-2008. Комплексный подход», где также вполне уместно продолжить обсуждение тем «круглого стола».

В избранном В избранное
14579
Предложения