Дом на колесах, или кемпер ,— это просторный автомобиль, оснащенный всем самым необходимым для комфортного отдыха: спальными местами, кухней с плитой, мойкой и холодильником, санузлом с душем и туалетом, просторным багажным отсеком и многим-многим другим.
Виды «передвижничества»
Все автодома можно условно подразделить на три основные категории: альковные, полуинтегрированные и интегрированные.
Альковные автодома выделяют в отдельный класс из-за своеобразного внешнего вида. Они отличаются от всех остальных характерной надстройкой над крышей водителя — альковом, в котором размещается дополнительная двуспальная кровать. В таких автодомах используется шасси серийных автомобилей (например, Fiat Ducato, Ford Transit, Mercedes Sprinter), а высота «строения» по умолчанию составляет 3 м и выше — из-за альковной надстройки.
В полуинтегрированных также используется шасси серийного автомобиля, но отсутствие в жилом корпусе алькова обеспечивает повышенную маневренность и высокие скоростные характеристики при меньших затратах топлива.
Интегрированные автодома больше похожи на автобусы. От серийных автомобилей в них только двигатель, трансмиссия и подвеска. Кабина — эксклюзивного дизайна и полностью интегрирована в жилое пространство автодома. У подобных моделей благодаря исключению из конструкции стандартной кабины наиболее эффективные шумо- и термоизоляция. При прочих равных условиях это самые комфортные, но и самые дорогие кемперы.
Модели без алькова чуть проигрывают собратьям по жилой площади (хотя далеко не всем нужны очень уж просторные апартаменты), но зато оказываются более «быстрыми, маневренными и экономичными». Чтобы понять, какая модель подойдет вам, лучше посетить автосалон дилера и увидеть все собственными глазами, сравнить разные кемперы изнутри снаружи. Выбор конкретной модели зависит и от количества членов семьи, а также числа друзей, с которыми вы обычно проводите уик-энд. Есть кемперы, рассчитанные на двоих, а иные модели — для семерых пассажиров.
Существует еще одна разновидность мобильного жилья — жилой модуль, устанавливаемый в кузов автомобиля типа пикап, основное преимущество которого заключается в возможности использования и в отсутствие автомобиля. В таких модулях предусмотрены регулируемые по высоте опоры, позволяющие быстро и безопасно монтировать и демонтировать конструкцию.
Удобны в эксплуатации полностью шумоизолированные, открываемые окна кемпера со светонепроницаемыми шторами и москитной сеткой, потолочный люк и вентиляция спальной ниши. Все это входит в стандартную комплектацию кемпера.
Заметим, что при всей оснащенности оборудованием и мебелью, полная масса большинства автодомов не превышает 3,5 тонны, поэтому для управления ими достаточно наличия обычных водительских прав категории «B» (для прицепа же понадобятся права категории «Е»). Относительно небольшой вес в сочетании с элементами активной и пассивной безопасности превратят поездку в комфортное и безопасное путешествие. Только к габаритам кемпера водителю, водившему легковые авто, придется привыкать. Но, как показывает практика, происходит это достаточно быстро.
Кемперы конструируются таким образом, что им не страшны ни плохие гравийные дороги, ни лесные чащобы. Снаружи корпус покрывается слоем окрашенного фактурного листового алюминия. Такое покрытие незаменимо в лесных поездках: ветки и кустарники не наносят ущерба.
Дом с собой
Внутри кемпер — это мини-квартира-студия или, если угодно, хороший номер в отеле. Здесь обязательно предусмотрены удобные спальные места, кухня, душ, туалет — одним словом, все бытовые составляющие полноценного отдыха. Кроме того, даже самая небольшая модель кемпера может быть оборудована телевизором, кофе-машиной, спутниковой антенной, навесами для велосипедов и т. д.
Вообще список дополнительных опций для кемпера не уместить на одной странице. По желанию вы можете оборудовать автодом как номер в двух-, трех- (существуют модели с более экономичной комплектацией, где пространство душевой кабины с биотуалетом занимает дополнительный платяной шкаф), четырех- или даже пятизвездной гостинице.
«А как же тепло?» — спросите вы. Путешествовать ведь приятно не только летом, но и в прохладное время года, когда нет духоты, пыли и палящего солнца. Спешим успокоить наших читателей: замерзнуть в кемпере невозможно. Толщина теплоизоляции стен составляет 30–40 мм. При необходимости можно включить встроенную экологичную систему газового или водяного отопления, которая обеспечивает равномерный прогрев всего пространства автодома. Так что зимой в кемпере по-настоящему тепло, а летом, за счет вентилируемости объема, — прохладно. Как дополнительную опцию можно установить кондиционер.
В базовой комплектации кемпера предусмотрено отопление стен, кладовых помещений, шкафов и, разумеется, спального отсека. Пре дусмотрен заказ подогрева пола.
В кемпере, в отрыве от цивилизации, можно прожить до месяца. Все системы работают как от электрической сети 220 В, так и автономно. Для этого используются несколько аккумуляторных батарей, газовая система отопления, накопительные баки для воды. Аккумулятор и емкость для питьевой воды расположены оптимально относительно центра тяжести автодома, так что «морская болезнь» пассажирам кемпера не угрожает.
Немаловажно, что кемпер вмещает много багажа. Даже в автомобиль с самым просторным багажником не загрузить столько вещей. Поместится даже гидроцикл, не говоря уже о шезлонгах, столах, мангалах и др.
Бизнес на колесах
Кемпер — выбор людей практичных, знающих цену деньгам, времени и комфорту. Видимо, именно поэтому автодома покупают не только частные лица для путешествий, но и бизнесмены — для работы. Еще бы, кемпер легко может быть превращен в передвижной мини-офис со всем необходимым набором офисной техники. Руководству нужно выехать в командировку в соседний город? Пожалуйста. Дом на колесах избавит от необходимости тратить время на поиски гостиницы, которая, кстати сказать, иногда находится далеко от предполагаемого места деловых встреч.
Благодаря огромному багажнику и раздвижным тентам кемпер без труда трансформируется в мобильный пункт продаж. Строительные организации, нефте- и газодобывающие компании с успехом применяют автодома для инспектирования объектов или как передвижные лаборатории.
Дома на колесах может также использоваться в качестве выставочного стенда или экспоместа. Мало того, что кемпер сам по себе вещь красивая, привлекающая внимание, он еще способен обеспечить потенциальному клиенту комфорт. Одно дело, когда интересанту отвечают на вопросы у типичного стенда со стулом, и совсем другое — если его пригласят в просторный мини-офис, усадят в удобное кресло, кофе или чай предложат… В такой обстановке лояльность клиента увеличивается в разы.
В кемпере можно даже устроить пресс-конференцию, пригласив на нее до девяти журналистов.
Сдаю автодом. Недорого
В Петербурге кемпер можно и арендовать. Цена вопроса — 100–200 евро в сутки. Если путешествующих пятеро, получается всего 20–40 евро в день на человека. За эти деньги даже плохонькую гостиницу не снять. Кроме того, не стоит забывать, что при обычном отдыхе придется на себе тащить весь скарб (а много ли унесешь?) до гостиницы, а потом обратно.
Еще один плюс путешествия в автодоме — полная свобода передвижения. Если на обычной машине вам нужно торопиться, чтобы прибыть в тот или иной пункт назначения до 18.00 (иначе можно остаться без номера в гостинице), то кемпер позволяет прибывать в нужное место хоть ночью — ведь комфортный «номер» у вас с собой.
Сдаваемые в аренду кемперы обязательно застрахованы по системе ОСАГО и каско. Впрочем, вряд ли кто-то задумает угнать автодом — слишком заметна такая машина на российских автодорогах.
Арендовать кемпер лучше заранее (точнее, забронировать автодом на определенный срок). Хотя в Петербурге спрос на такие средства передвижения пока ниже, чем в Европе, ситуация постепенно меняется. Увеличение доходов населения, мода на здоровый образ жизни, рост интереса к автопутешествиям делают аренду кемперов все более востребованной. Так что планируйте отпуск, арендуйте дом на колесах, и… приятного вам отдыха!