Новое предложение загородного жилья в 2007 году в организованных поселках было представлено следующим образом:
При этом верхние ценовые границы классов жилья соответствовали $250–300 тыс. (для эконом-класса), $500–700 тыс. (для бизнес-класса), для элитных коттеджей верхняя ценовая граница не устанавливается.
Эксперты рынка отмечают, что в 2007 году цены предложений росли во всех ценовых классах рынка коттеджных поселков и малоэтажной застройки, причем максимальный рост был характерен именно для дорогого загородного жилья («элита» и бизнес-класс). Здесь он зарегистрирован на отметке свыше 50%. В то же время рост цен в экономклассе составил порядка 30%. В результате прошлогоднего роста средняя цена коттеджа в Московской области в организованном коттеджном поселке составила около $2 млн (при этом средняя цена объекта экономкласса — порядка $300 тыс.). Цены реальных сделок были ниже цен предложений минимум на 7–10%.
За 2007 год заметно увеличилась доля организованных коттеджных поселков экономкласса. Произошло это в основном за счет освоения застройщиками ранее свободных от организованной застройки районов дальнего Подмосковья. Но спрос на эти объекты пока ниже ожиданий девелоперов и инвесторов: сказывается отрицательное влияние факторов транспортной доступности и недостаточности социальной инфраструктуры.
В целом для рынка загородного жилья в 2007 году были характерны следующие тенденции:
– относительная стабильность как в росте цен, так и в объемах предложения, а также появившиеся признаки снижения спроса со стороны конечных домохозяйств;
– расширение географии застройки и смещение коттеджного строительства на окраины Московской области, растущий интерес к «дальним» дачам и имениям на окраинах Московской области, а также в соседних областях,
– развитие загородной ипотеки и увеличение числа коттеджных поселков, где возможна покупка дома в кредит (до 25% предложений), а также кредитование под залог «чистого» участка;
– укрупнение коттеджных поселков, смешение форматов в рамках одного поселка («уплотнение» таунхаусами и малоэтажной застройкой), а также подготовка к реализации мегапроектов на рынке загородного жилья;
– развитие инфраструктуры направления в целом, а не конкретного КП, создание более комфортных условий, для круглогодичного проживания за городом;
– значительная доля спроса на коттеджи экономкласса площадью до 250 кв. м привела к увеличению интереса девелоперов к этому сегменту рынка.
С большой долей вероятности для рынка загородного жилья в 2008 году будут характерны следующие тенденции:
– умеренный рост цен на земельные участки (12–30% в зависимости от качества и месторасположения);
– сохранение уровня доходности девелоперских проектов на рынке загородной недвижимости;
– продолжение роста спроса на жилье экономкласса и увеличение доли экономкласса до 25–30%;
– строительство крупных многоформатных поселков и начало масштабного освоения больших территорий;
– увеличение количества таунхаусов;
– сосредоточение основного предложения коттеджных поселков на расстоянии 30–70 км от МКАД;
– рост цен предложений на коттеджи и таунхаусы в 2008 году составит 15–25%.
В целом покупательская активность домохозяйств на загородном рынке в 2008 году продолжит снижаться, и, с высокой степенью вероятности, уже в начале 2009 года эта тенденция будет определяющей на рынке дорогого загородного жилья. Эта тенденция не затронет объекты экономкласса (с верхней ценовой границей до $250–300 тыс.), поскольку именно в этом ценовом диапазоне все последние годы наблюдается неудовлетворенный спрос.
По материалам информационно-аналитического агентства RWAY