В самом деле, под мастерскую художника-керамиста отводится, как правило, подвальный, в крайнем случае первый, этаж; ведь его рабочее место находится по соседству с «горячим цехом», где главную роль играет печь для обжига. Да и таскать наверх глину, по правде говоря, довольно тяжело. Тем более если художник — женщина, хрупкая и миниатюрная, но истово влюбленная в свое ремесло и посвящающая ему всю себя.
Татьяна Соломатина окончила кафедру керамики и стекла Академии декоративно-прикладного искусства им. барона Штиглица, Тогда, в 1980-м, это было знаменитое Мухинское училище; его и поныне многие называют именно так. По распределению молодая дипломированная художница попала на опытный фарфоровый завод при Всесоюзном научно-исследовательском институте фарфора, где проработала целых восемь лет. Быть может, именно в цехах завода и развилась природная любовь к эксперименту и всевозможным попыткам объединять различные материалы, технологии и техники. Это осталось на всю жизнь: Татьяна до сих пор с удовольствием сочетает несочетаемое, комбинирует невозможное и создает необычное.
Будучи членом Союза художников России с 1991 года, она начала выставлять свои работы задолго до официального признания. В выставках Татьяна активно участвует еще с
1979 года. Среди них множество не только групповых, а позже и союзных, но и персональных. Выставочная география Соломатиной охватывает все пространство бывшего СССР. Позже к нему добавились многочисленные зарубежные страны, в частности Дания, Германия, Финляндия, Италия, Япония и др. Произведения художницы украшают сегодня экспозиции музеев и частных коллекций, в том числе Музей керамики и Музей игрушки в Петербурге, Орловский музей изобразительных искусств, Museo dei cuchi di Cesuna и Museo del Laterizio e delle Terrecotte di Marsciano в Италии; широко представлены в петербургском салоне авторской керамики «Лазурь да глина». Работы керамиста есть в частных собраниях России и Германии, Дании и Швейцарии, Италии, Великобритании, США, Финляндии.
Но этому предшествовали долгие годы труда. В 1983 году Татьяна вступает в Творческое объединение молодых художников и искусствоведов (ТОМХИ). С 1988-го работает в Художественном фонде СССР при комбинате декоративно-прикладного искусства, выполняя эскизы, придумывая темы для декорирования, создавая керамические панно для интерьеров общественных зданий. В 2003 году решила посвятить себя творчеству в ипостаси свободного художника; подобное амплуа вполне удается совмещать с педагогической работой: Соломатина преподает живопись на любимом Васильевском, в Доме детского творчества «На 9-й линии».
Предметный ряд
Художница вспоминает, что в годы ее учебы в Мухинском училище упор делался прежде всего на керамику промышленную, что предполагало поточное производство посуды, соответственно, работу на фарфоровых заводах. Распределение свободным художником в Художественный фонд было большой редкостью и огромной удачей для молодых специалистов. Меж тем сегодня керамическую посуду делают все реже, главным образом на заказ. Керамика же в целом тяготеет к скульптуре или иным декоративным формам — словом, к своему отнюдь не утилитарному воплощению. Это именно то, чем любит заниматься Татьяна: скульптура, предметы мелкой пластики, различные декоративные рельефы, настенные панно, ландшафтные и интерьерные композиции. Ведь по большому счету та же ваза вполне может быть просто скульптурной формой.
Особое место в творчестве художницы занимают скульптурки животных; любимые — кошки и коровы. Кстати, ее знаменитые образцы кошек-копилок, придуманные лет двадцать назад, пользуются успехом в художественных салонах и галереях и по сей день. Зайцы и рыбы — тоже довольно популярные персонажи в творчестве. Нарисованные коровы с огромными выразительными глазами украшают многочисленные декоративные тарелки, созданные в разные годы. А вот коровьи рога — предмет сугубо функциональный: из них можно вино пить, а если подвесить на шнурке, то использовать для ключей или небольших цветочных композиций. К разряду вещей утилитарных, но при этом отнюдь не обязательных также относятся свистульки.
Татьяна: «Изготовление свистулек представляет собой целую индустрию. Это ведь только у нас, в России, свистулька считается исключительно детской игрушкой. Например, в Италии это произведение искусства. Там устраиваются специализированные выставки свистулек, конкурсы на лучшее исполнение, существуют музеи свистулек. Словом, люди вполне серьезно относятся к этому виду декоративно-прикладного искусства. Конечно, керамические свистульки занимают особое место. Среди моих работ свистулек довольно много; какие-то сделаны под настроение, просто потому, что мне интересно этим заниматься. Большинство изготавливается для частных музеев Италии, где на них исключительно большой спрос».
Действительно, если присмотреться, то совершенно очевидно, что все эти многочисленные русалки, поселившиеся на стеллажах мастерской, — не просто изображения фей рек и водоемов. Они обладают удивительным качеством: звучать. Татьяна подразделяет их на гуделки и свистелки. При этом русалки гудят и свистят с двух сторон — через хвост и через губы.
Еще в бытность работы на опытном фарфоровом заводе художница чрезвычайно увлеклась техникой так называемого «рисового зерна», которая происходит от древнего китайского ремесла. На обывательском уровне процесс можно объяснить следующим образом: из тонкого фарфора создается форма, в которой прорезаются небольшие отверстия; получившиеся дырочки заливаются глазурью. На просвет такое изделие смотрится исключительно красиво. В Китае в этой технике традиционно изготавливали посуду. Татьяна создает всевозможные вазочки и прочие предметы мелкой пластики. Надо сказать, что работа эта весьма кропотливая. Художница рассказывает, что нечто подобное делали из фаянса на Украине в 80–90-е годы прошлого века. Сегодня такой прорезной керамикой мало кто занимается. Для Татьяны же излюбленный способ «рисового зерна» воплотился не только в тонком фарфоре, но и в шамоте, который при лепке принимает оригинальные формы. При этом она поступает наоборот: не вырезает отверстия в пласте глины, а из отдельных фрагментов создает нечто цельное, ажурное и с рельефным рисунком.
Еще одно увлечение — «плетеная» керамика. Подобная технология обуславливает геометрическую форму изделия. Художница скатывает «колбаски» из глины, а затем слепляет из них различные композиции. Иными словами, из подготовленных заготовок она создает конструкции, которые при желании можно менять, переставляя детали. Такие инсталляции исключительно красиво смотрятся, например, в ландшафтном дизайне, когда они «разбросаны» по участку и из них прорастает трава. В этой же «плетеной» технике Татьяна создает огромных фантастических жуков для украшения фасада дома или ствола дерева. Благодаря обжигу эти изделия хорошо переносят морозы, осадки и прочие сюрпризы погоды. В интерьере они эффектны в сочетании с горящей внутри свечой. В ассортименте сувенирной продукции излюбленные персонажи художницы — все те же коты и клоуны, а также супрематических форм чайники из шамота с росписью, декоративные подвесы наподобие восточной «музыки ветра», всевозможные вазы и вазоны, настенные рельефы и просто скульптурные композиции из керамики.
Метаморфозы палитры
Татьяна — неутомимый экспериментатор. Она постоянно что-то изобретает, пробует сочетать разные материалы. Так появились «керамические витражи»: композиции из керамики со вставками цветного витражного стекла. На просвет эти изделия смотрятся исключительно красиво и оригинально.
По признанию художницы, сегодня она все реже использует цвет — ее привлекает структура материала, «форма» самой глины. Склонность к монохромной скульптуре можно объяснить по-разному. Бывают определенные периоды творчества. С другой стороны, подобное разочарование в цвете обусловлено довольно ограниченным набором глазурей, в силу чего изделия получаются похожими друг на друга.
Спасение в надглазурной росписи — палитра красок для нее значительно богаче. Однако по порядку. Давняя любовь художницы к фарфору реализуется в изготовлении предметов с надглазурной и подглазурной росписью. Последняя предполагает нанесение рисунка по обожженной глине. Затем изделие покрывается бесцветной глазурью и обжигается во второй раз. Если продолжить декорирование и обжечь еще, то предмет можно использовать в любых целях: для воды, пищи. Подглазурные краски намного прочнее, однако роспись после нанесения глазури позволяет достичь гораздо большего цветового разнообразия. Именно так Татьяна создает свои многочисленные декоративные тарелки, фарфоровую скульптуру, мелкую пластику. Помимо традиционных методов, для декорирования керамики художница использует акриловые краски, по цветовому разнообразию значительно превосходящие керамические.
Для создания фарфоровых изделий необходима специальная печь высокого обжига, температура в которой достигает 1200–1300 градусов. С фарфором мало кто любит работать — он считается материалом сложным, к тому же дорогим. Однако Татьяна привержена ему много лет и изменять не собирается. Помимо традиционной графики по фарфору, художница обожает делать веселых и грустных фарфоровых клоунов, в частности, для театра «Лицедеи». Кстати и экстерьерную керамику она обжигает «высоким огнем» в той же печи, но предпочитает при этом минимум цвета.
Татьяна: «Кроме фарфора, я работаю с шамотом. Шамот — это глина со специальными примесями, благодаря которым изделие меньше деформируется при обжиге, дает минимальную усадку и в итоге получается более прочным. Шамотную керамику я также декорирую различными эмалями. Вот, например, весь прошедший год прошел под знаком сочетания черного и белого. Даже снеговиков довелось изготавливать в черно-белой гамме».
Надо сказать, что Татьяна Соломатина — художник очень разносторонний. Помимо экспериментов с керамикой и стеклом, она занимается традиционной графикой, расписывает дерево, создает инсталляции с использованием текстиля.
Что для души? На протяжении многих лет Татьяна дружит с художниками из деревни Шувалово-Озерки, принимая участие в многочисленных выставках творческого объединения. Например, в биеннале современного искусства «Скульптура на плотах». Или в «Мимикрии» (название одного из фестивалей мастерских, проходящего в Шувалове). К числу некоммерческих проектов, безусловно, следует отнести персональные выставки в галерее «Росвуздизайна», «Мухе», залах Союза художников. Татьяна представила своих любимых героев на персональной выставке «Коты на Елагином». Что ж, ведь именно коты и, конечно, ангелы сопровождают художницу в ее творчестве — таком разноплановом и вместе с тем демонстрирующем преданность любимым материалам, таком красочном и сдержанном в цвете, ажурном, почти невесомом и брутальном, но всегда по-настоящему искреннем, добром и выразительном.