Среди основных тенденций современного интерьера нельзя обойти вниманием стремление к индивидуальности. А последняя достигается разными способами. Зачастую интерьер можно построить исключительно за счет именитых и эксклюзивных брендов. Такая обстановка, безусловно, способна поразить воображение: невиданными фактурами, немыслимых форм мебелью, техническими прорывами или баснословными по размерам и цене элементами. Меж тем стоит ли говорить, что визуальный эффект подобного решения рассчитан главным образом на тех, кто сталкивается с ним, скажем, не каждый день; ведь любые неимоверные «красоты» очень скоро наскучивают, к тому же, как правило, они малосовместимы с бытовым удобством. И можно смело констатировать, что применение для зрителей шоковой терапии осталось в прошлом. Сегодняшний интерьер представляет собой разумный компромисс, в котором совершенно определенную цену имеют эстетика и комфорт. Естественно, представления о достатке сильно различаются, однако можно с уверенностью сказать, что умопомрачительные сметы на отделку интерьеров даже вполне состоятельных людей давно потеряли актуальность. Обстановка должна прежде всего способствовать физической и духовной релаксации, а отнюдь не эмоциональному раздражению обитателей дома.
Наряду с определенным материальным благосостоянием в формировании сегодняшнего интерьера отмечается и несоизмеримо более высокий, чем, скажем, десятилетие назад, культурный уровень заказчика. Таким образом, из темы разговора логично исключить интерьер, лишенный контекста какой бы то ни было традиции, а потому зачастую и элементарных понятий о стиле.
Индивидуальность жилой обстановки определяется в наши дни совершенно иными критериями. На первый план выходит присутствие в интерьере не столько промышленных объектов, сколько предметов или фрагментов, ценность которых заключается в авторстве. Неслучайно в моде всевозможные штукатурки и венецианки, вручную состаренные поверхности или настенные росписи. И это не говоря уже об исключительном значении авторских произведений декоративно-прикладного искусства. В первую очередь именно за счет них интерьер и обретает свое лицо. Поэтому вновь столь востребованы предметы искусства, в том числе современного. В жилую обстановку естественно вписываются огромные фотографии или живописные полотна, витражные стекла или настенные рельефы; даже еще недавно такой безымянный атрибут интерьера, как оконный или мебельный текстиль, сегодня ценится как авторская работа. Кованая мебель или расписанная вручную керамическая плитка становятся предметом гордости хозяев дома. Патинированный художником-реставратором комод служит стилеобразующим элементом пространства. Выложенные мастерами-краснодеревщиками напольные панно притягивают взор. А скульптурная композиция где-нибудь в гостиной выступает акцентом в обстановке.
Мода на hand-made, получившая в последнее время широкое распространение в Европе, в отечественном варианте воплотилась в искусстве создания интерьера, как одной из наиболее существенных сторон жизни. Востребованность изделий ручной работы очевидна. И потому столь популярны сегодня самодельные подарки. А степень внимания уже не всегда измеряется стоимостью подарка — гораздо ценнее, если он сделан руками близкого человека специально для вас. Это относится и к концепции формирования интерьера. Он перестал быть безликим и универсальным; обстановка, к созданию которой подошли с душой и пусть даже небольшой толикой художественного вкуса, непременно будет иметь индивидуальные черты. В чем они проявляются? Об этом может долго рассказывать любой практикующий архитектор. Но одной лишь геометрией притягательность пространства отнюдь не исчерпывается. После построения собственно интерьера следует этап его декорирования или, правильнее сказать, внесения декоративных деталей.
В ноябре сразу на двух площадках города — в выставочном зале Союза художников на Большой Морской и в Конногвардейском манеже — прошла выставка, посвященная 75-летию петербургского Союза художников. Экспозиции включали работы представителей разных художественных цехов. Помимо графиков и живописцев, в выставке приняли участие и многие авторы, которые в работе непосредственно сталкиваются с искусством оформления интерьера. На вернисаже редакции журнала удалось побеседовать с некоторыми из них. Художники с удовольствием поделились своими впечатлениями о сегодняшнем заказчике и размышлениями о моде на авторские работы.
О витражах в современном интерьере рассказала художник-витражист Марина Сорокина:
— Сейчас тема витража очень актуальна в интерьере. Говоря языком современным, она наиболее «раскручена». А иметь в доме авторские работы (и это относится не только к витражу) становится престижным. Надо сказать, что используются различные витражные формы. В основном в моде у заказчика Тиффани — это мелкомодульно; роскошные, помпезные вещи, в которых много цвета, используются дорогие стекла. Изысканный русский модерн соседствует и с более грубыми формами — мощными, неаккуратно спаянными, напоминающими ковку или скульптурные изображения. Также можно говорить о возрождении объемного стекла. Просвещенная петербургская публика хочет видеть в своих домах нечто подобное.
— Авторским витражным работам присуща декоративная направленность или все же превалирует функция?
— Одинаково, и так, и так. Довольно много функциональных предметов. Если говорить о витраже, то он — исключительно активная вещь, в отличие, например, от живописи, графики, акварели, на которые человек реагирует спокойно. Изначально витраж более общественное искусство, однако сегодня он вновь завоевывает частный интерьер.
Своим мнением о том, какие виды декоративно-прикладного искусства наиболее востребованы в современном интерьере, с редакцией журнала поделилась художник по керамике и стеклу Мария Разина:
— Я не могу сказать, какие именно, потому что, в сущности, востребовано все. Имеется в виду авторское искусство. Дело в том, что люди достаточно много видят в последние годы. И материальный уровень многим сегодня позволяет воплотить практически любые желания и фантазии. Хочу отметить еще один момент. Современный заказчик — это личность образованная, что очень приятно. Люди путешествуют по миру, много видят. А «новорусская» тенденция, абсолютно точно, проходит. Работать стало намного легче и интереснее. Из конкретных видов искусства, приоритетность которых очевидна в нынешнем интерьере, вероятно, следует назвать витраж и настенную роспись в различных техниках.
Наш разговор о роли авторских работ в обстановке жилого дома продолжил художник по металлу Валерий Галкин:
— К моему счастью, исключительно востребован сегодня металлодекор. Эта тема была забыта довольно долго: почти 60 лет безмолвия, вплоть до середины 1970-х, которые можно назвать началом возрождения. Сейчас наблюдается апогей. За эти 30 лет мы набрали те же обороты, которые отмечались, скажем, в XIX — начале XX века, когда ковка была на пике моды. Кстати, перестройка очень помогла в этом плане. Кузнецы смогли взять в аренду или купить то или иное оборудование. Сейчас многие уже забыли, что в советское время для мужика с руками пределом мечтаний была дрель. Все прочее — частная собственность и средства производства, что считалось в корне аполитичным, а владелец попадал в разряд работодателя и буржуя.
А нам для работы всегда нужны были станки, молоты, прессы. Сегодня все это есть, поэтому и как вид искусства ковка получила большое распространение, стала не просто популярной, а действительно модной.
— Вероятно, на подобную востребованность во многом оказывает влияние и возможность сугубо практического применения изделий этого жанра. Ковка ведь довольно часто встречается в интерьере, несмотря на высокую стоимость авторских работ?
— Вы правы, в ковке действительно всегда была важна функция, будь то интерьер или экстерьер. И ее никто не отменял. В первом случае это фонари, кованые решетки, балконы, заграждения, вывески, козыри и т. д. Если говорить про интерьер, то раньше были кованые кровати. И сейчас они тоже есть. Но уровень мастерства совершенно иной. Знаете, есть такое пролетарское исполнение, когда полупьяный мужик пытается что-то гнуть вгорячую, и получается ерунда. Потому что, в отличие от кузнеца-творца, кузнец-производственник не умеет мыслить и создавать образ. Мысль обязана хотя бы на долю секунды опережать руку. Необходимо постоянное участие художника. Плюс производственная оплата, плюс стоимость самого металла. Именно поэтому на выходе работы кузнеца стоят довольно дорого. К счастью, сегодня появился класс людей, которые могут себе позволить кованые изделия. Причем это не только очень богатые заказчики, но и среднего уровня достатка.
— Что доводилось делать в интерьере лично вам?
— Наверное, не совру, если скажу, что все. Если в интерьере можно плясать от печки, то я, например, пляшу от люстры. Люстра — это мощнейшая субстанция. Конечно, это необходимая вещь: она несет свет. Но не только — она держит весь интерьер. Поэтому должна быть хорошо продумана эстетически: соответствовать интерьеру по размерам, по стилистике, удовлетворять желаниям заказчика.
Очень часто последнему приходится объяснять, что все одинаково «звучать» не может. Должна быть растяжка. Должная быть гамма. Как в архитектуре, как в музыке — так и в металле. Если интерьер перенасытить одинаково эстетически мощными предметами — скажем: шкаф кованый, кровать кованая — то получится беда. Ковка — это акцент.
— Интересно, помимо модернового, для какого еще интерьера заказывают кованую люстру?
— Для любого. Она может быть классицистической, может быть выполнена в барокко либо а-ля рококо. Ведь рококо состоит не только из цвета. Самое главное его отличие — это все-таки пластика. Пластика формы. И могу сказать, что такие вот изысканные формы можно выковывать. Это непросто, это не каждый сможет. Это высший пилотаж, который, кстати, петербургской школе вполне подвластен. Что касается современной пластики, то это в большой степени показ возможностей работы с металлом: фактуры, сочетания состояний металла, цвет и т. д. Металл ведь — не брутальное вещество, а податливая субстанция: в горячем виде он словно пластилин, который можно трансформировать в любые формы и образы.
— Если исходить из практического применения…
— Любые предметы. Каминные принадлежности, кровати, любая мебель, для окон вставки, обрамления для зеркал, этажерки, табуретки. Торшеры, колокольчики, не знаю, все, что угодно. И это все заказывают. Если лет 15–20 назад тоже заказывали, но «со скрипом» — период безвременья, когда было не до искусства, — то сегодня народ потянулся: все возвращается, и многие могут позволить себе такие вещи.
Какие виды декоративно-прикладного искусства востребованы в интерьере наших дней, размышляет скульптор Алексей Архипов:
— Видимо, любые, которые вписываются в этот интерьер. Ведь интерьер делает прежде всего архитектор. Художник приходит потом. И когда его приглашают, заказчик чаще всего уже знает, что именно он хочет. Например, интерьер может быть насыщен витражом. Или сделан таким образом, чтобы акцентом его стала скульптура в нишах. Или вообще ничего не будет. Одна живопись. А бывают такие интерьеры, в которых вроде бы нет никакой декоративности — одна функция. При этом они весьма стильно и со вкусом оформлены.
— Вам приходится в своей работе сталкиваться с частным заказчиком. Что именно заказывают?
— Для частного интерьера заказывают в основном отдельные вещи. Очень часто медальоны. Крупные предметы — естественно, только если для них есть место. Поэтому, как правило, в загородные дома. Что конкретно заказывают? Портреты — очень редко. В основном скульптуры. Тематически очень популярны античные сюжеты. Вот совсем недавно делал фигурки Флоры и Фауны для одного загородного дома. Что касается материала, то он может быть любой: бронза, гипс, камень, мрамор. Все зависит от стилистики интерьера. Ну и конечно, от вкуса и пристрастий заказчика.