Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Тайны фактурных поверхностей

Декор / 04.03.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Он не причисляет себя к творческим людям, но при этом создает совершенно уникальные интерьеры. Он умело сочетает, казалось бы, несовместимые вещи и часто дарит отжившим свой век вещам вторую жизнь и совершенно новое прочтение. Он не придерживается моды, он ее предугадывает. Он настоящий мастер своего дела, убежденный, что главное в его профессии — это наблюдательность и тяжелый труд. Он — это непревзойденный декоратор Марат Ка.

— Марат, вы профессиональный архитектор. Но тем не менее архитектурой не занимаетесь, по крайней мере в России. Почему?

— Архитектура — это сложная наука, требующая профессиональной подготовки, причем не только архитектора, но и заказчика. В России работа архитектора немножко напоминает партизанскую войну. Довольно часто культурный и моральный уровень заказчика не так высок, как уровень его благосостояния. А архитектору приходится проводить с клиентом много времени. И я не уверен, что хочу общаться с такими людьми подолгу. За рубежом продолжаю работать как архитектор. Проектирую клубы, театры, рестораны, гостиницы… В России же я занимаюсь куда более интересными вещами, чем архитектура. Я не дизайнер, я декоратор. И я счастлив.

— Почему вы стали заниматься именно этим?

— Современной архитектуры не существует — это мое глубокое убеждение. Она ушла, умерла… На мой взгляд, до сегодняшнего дня архитектура уже сказала все, что могла. Поэтому я выбрал отделочные материалы. Мне доставляет удовольствие то, что я делаю. Этим можно заниматься дома, в гараже или перед телекамерой. На Западе люди умеют работать руками. И русская аристократия всегда стремилась к этому. Я не причисляю себя к аристократам, но я могу забивать гвозди, шить, варить. Это не означает, что я это делаю, но умею.

— Что именно входит в сферу вашей деятельности?

— Я занимаюсь не только отделкой, но и колористикой, тестированием материалов, сертификацией… Правда, последним — среди своих знакомых.

— Вас называют специалистом по поверхностям. С какими поверхностями работаете?

— Я работаю с последним слоем — с тем, что предстает взору. Именно он вызывает ассоциативный ряд, от него зависит, как вы чувствуете себя в помещении.

— А есть какие-то любимые материалы, цвета?

— Нет. Как и у любого музыканта, у ремесленника не может быть любимых мелодий. Скрипач не говорит, что ему нравится Шопен или Чайковский. Он просто играет… Плохо или хорошо.

— Я знаю, что вы востребованы на Западе. Никогда не думали остаться там?

— Я жил в Америке, но вернулся. Жена отказалась там жить, и мы уехали. Произошла странная миграция. Я приехал в Россию уже во взрослом возрасте.

— Как давно?

— Около шести лет назад. Здесь я востребован больше. Кроме того, здесь интересно.

В Москве 32 интерьерных глянцевых журнала. В Америке, кажется, пять или шесть. Россия строится. Правда, в нашей индустрии есть проблема. ВГИК выпускает наряду с актерами и режиссерами кинокритиков, Литературный институт — литературных критиков. А архитектурных критиков у нас нет. Нужны специалисты, которые профессионально объяснили бы, почему в Москве надо использовать гранит и дуб, а не привезенный из Италии мрамор, не подходящий для нашего климата. Почему стеклопакеты не годятся для России. Почему обои для нас не очень хороши и какая краска лучше.

— И где вам комфортнее живется и работается: в России или на Западе? И почему?

— Абсолютно все равно. Хорошо там, где я есть. Это серьезно. Это моя позиция, мое отношение к жизни. Это действительно так.

— Как давно вы открыли в себе стремление к красоте?

— Я не стремлюсь к красоте, я просто делаю то, что хотят люди… А красиво-некрасиво — это очень субъективно.

— В чем же для вас красота?

— Это очень сложный вопрос. Для меня красота в вещах идеально сделанных. Например, в деревянных часах. В старой машине, в механизме. В изяществе инженерии, сочетающемся с эмоциональностью использования. Для меня это красиво. А сколько золота при этом понадобилось — это не важно. Для меня может быть красивым маленькое здание 20 кв. м, идеально вписанное в ландшафт и удобное для пользования. Я, например, в Берлине видел очень красивую галерею, сделанную исключительно из металла и стекла...

— А творчество?

— Творчество — это то, чем занимаются балалаечники. Я не занимаюсь творчеством, я работаю. И это тяжелая работа.

— Тем не менее вы предлагаете такие решения, которые никто больше не предложит…

— Да, потому что я индивидуален. Я считаю, что весь мир должен быть индивидуален.

— Как приходят идеи?

— Не знаю. Люди, которые приходят ко мне в мастерскую, смотрят на люстры и не понимают, что это, откуда… Недавно мне позвонил очень хороший и уважаемый мною архитектор и спросил, где я купил эти фонари. Его клиентка хотела точно такие же. Оказывается, так никто и не догадался, что это простые уличные фонари… Мы просто очень невнимательны, живем, не поднимая глаз на небо, не смотря под ноги.

— То есть, для того чтобы делать уникальные вещи, достаточно быть наблюдательным?

— Конечно. Я ничего не придумываю. Я ремесленник, а не художник. Маляр…

— Но тогда высокопрофессиональный… Как собственный дом украшаете?

— Никак. Я живу в старой усадьбе XIX века. И это как раз ситуация сапожник без сапог (улыбается)… Как повар может для себя готовить? Что я могу себе сделать? Я считаю, что если архитектор или интерьер-дизайнер сам себе делает квартиру или дом, то это первый признак непрофессионализма. Когда же он работает с клиентами? У меня, например, просто не остается времени.

— А что вам нужно для комфорта?

— Книги, мастерская, тишина… Банальные вещи.

— И все же, наверное, что-нибудь уникальное в вашем доме все-таки есть?

— Мои коллекции. У меня очень большая коллекция восточной живописи, одна из лучших частных коллекций. Причем восточная — не имеется в виду мусульманская. В основном это грузинская, армянская живопись, есть, конечно, и исламская, но это старые миниатюры. Современную я не люблю. Еще я собираю вручную сделанные книги, так называемые песенники. У меня большая коллекция старых инструментов, старых рам. В России, пожалуй, все. А в Америке — очень известная коллекция чайников и старинных игрушек.

— Где вы все это храните?

— Я это не храню, я этим пользуюсь.

— Есть ли в вашей жизни какой-то проект (может, не один), который вы бы хотели реализовать в России, но пока еще не реализовали?

— Больница, тюрьма, официальный публичный дом. Я делаю очень много нелегальных публичных домов по всему миру, а официальный пока не удалось, но очень хочется. Но больше, пожалуй, хотелось бы больницу. Что-нибудь общественнонужное, общественно-полезное…

— И чем бы ваша больница отличалась от других? Ведь она не может быть такой, как все…

— Там было бы хорошо. Туда бы хотелось возвратиться… (Улыбается.) Кстати, да…

А может быть, действительно, не стоит делать больницу? Может быть, тогда дом для престарелых? Да, это серьезный вопрос… Я еще подумаю…

А вообще, есть такое понятие «комфорт». Все мы не можем жить по законам природы. Мы живем ей вопреки. И отличаемся от других созданий тем, что физически не приспособлены к жизни, поэтому стараемся создать для себя идеальный комфорт. И моя задача как декоратора — сделать его другим, подходящим для определенного случая. Для каждого он свой. На мой взгляд, идеальный — это тогда, когда спокойно. Что такое идеальные отношения? Это когда спокойно, когда ничто и никто не раздражает. Так же и в интерьере.

— Если не ошибаюсь, в своих проектах вы предпочитаете прятать чудеса техники, в частности телевизор...

— Да, это верно. В моих интерьерах вы практически не увидите телевизоров, розеток, выключателей и т. п.

— Они неэстетичны?

— Нет. Я делаю это по субъективным причинам. Новые вещи очень быстро стареют. Потом время старения существенно замедляется. Как написал гениальный Цхарти­­-швили, «человек начинает свой путь к смерти, как только он родился»… Он начинает стареть.

Техника является самой знаменитой в прогрессе вещью. И, как правило, она сразу устаревает, как только появляется на прилавках, а уж тем более когда попадает к нам домой. Компьютерщики говорят, что она устаревает морально, а я бы добавил, что она устаревает и эстетически тоже, даже в хайтековском интерьере. Но мы же не можем отказаться от ее использования или, например, внести старый телевизор… Хотя вы не представляете, насколько хорошо он будет смотреться даже в самом современном интерьере, правда показывать будет плохо…

А его основное предназначение именно хорошо показывать.

Именно поэтому я предпочитаю технику прятать. Таким образом, вы сможете легко поменять ее на более совершенную, и это никак не отразится на интерьере. Вы же интерьер делаете не на день, и даже не на год, а на всю жизнь. Хороший интерьер вечный. Он не меняется.

— Чем вызван ваш интерес к работе на телевидении?

— Возможностью делать то, что я не делаю в обычной жизни.

— Дополнительная возможность реализовать себя?

— Да я уже давно себя реализовал. Мне скучно… Я принадлежу к тем мальчикам, которые не пьют пиво, не болеют за футбольную команду, не охотятся, не рыбачат, не просиживают над марками. Поэтому телевидение для меня — скорее хобби, хотя, конечно, это не совсем верно, потому что хобби — это дилетантство. А я подхожу к тому, что делаю на телевидении, так же профессионально, как к работе.

— Если вы открыто делитесь своими секретами, значит, чувство профессиональной ревности вам незнакомо?

— Абсолютно. Мне всегда хотелось, чтобы ученики превосходили учителя. Но, к сожалению, этого не происходит. Потому что главное в любой вещи — это индивидуальность, а не точность выполнения, не копирование.

В избранном В избранное
1770
Предложения