За последнее десятилетие автоспорт в России не на шутку ускорил развитие и набрал мощность. «Ну какой же русский не любит быстрой езды?» — вопрос, как известно, риторический. А посему и интерес наших приверженцев высоких скоростей к гонкам традиционен.
У гонок разный характер
Во всем мире автоспорт давно закрепил за собой позиции необычайно зрелищного и прибыльного бизнеса. Наконец-то и у нас закончился период его пребывания в глухой тени. Что же стало причиной такого забвения? Развал Советского Союза, в котором остались ДОСААФ, автогоночные команды при вузах и таксомоторных парках, а также красивейшие трассы классического ралли на территории Прибалтики. Но сегодня уже можно говорить о глобальном прорыве, который произошел в российском автоспорте. В средствах массовой информации теперь несложно найти информацию о многочисленных автомобильных соревнованиях в России. При этом не только возродились старые, но и появились новые их виды. Некоторые стали вполне доступны и на любительском уровне — они ориентированы на каждого, кто не прочь подвергнуть испытанию себя и свой автомобиль. Конечно, это не могло не сказаться на массовости. И с тех пор как у россиян появилась возможность покупать и должным образом оборудовать машины для гонок, число любительских экипажей растет день ото дня. Автоспорт включает множество разнообразных дисциплин. Это ралли, кольцевые и ипподромные (проходящие на профилированных овалах) гонки, кроссовые гонки по пересеченной местности, состязания дрэгстеров и другие, менее известные виды соревнований. И различаются они между собой не только правилами, трассами и классами автомобилей, но и характерами. В представленном «ассортименте» каждый выбирает тот вид, который больше всего соответствует его вкусу и темпераменту. Кто-то любит сюрпризы и приключения, а кому-то нравится езда по хорошо изученной трассе с целью показать максимальную скорость или довести до совершенства прохождение виражей. Самыми популярными дисциплинами являются ралли и кольцо. При этом ралли наиболее приближено к условиям ежедневной езды. Здесь автомобили имеют максимальное сходство с серийными моделями, а трассы прокладываются по обычным дорогам. Так что участие в раллийной гонке — это прекрасный тест для серийных машин и для пилотов (на мастерство управления). Подразделяются ралли на классические, внедорожные и ралли-спринт. Гонки устраиваются на асфальтовом, грунтовом, гравийном и снежно-ледовом покрытии. Все дороги общего пользования, по которым проходит трасса, резервируются (перекрываются) на время соревнований. К сожалению, в Петербурге, с ликвидацией трассы для кольцевых гонок (располагавшейся раньше на Крестовском острове), приказало долго жить и знаменитое «Невское кольцо», собиравшее сравнительно недавно толпы зрителей. А вот что касается раллийных соревнований, то их в окрестностях Северной столицы проходит немало. Одним из первых в асфальтовом гоночном сезоне (в начале мая) в течение уже многих лет назначают ралли «Пикник», организуемое Автомобильной федерацией Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Чуть позже проходит классическое ралли «Сестрорецк» — этап Кубка России. А в июне стартует еще одна гонка «с историей» — ралли «Белые ночи», которой уже перевалило за сорок лет. Это этап Чемпионата России, а также Чемпионата Северо-Западного федерального округа. По первоначальному замыслу трасса «Белых ночей» (протяженностью более 2000 км) начиналась в Ленинграде, проходила по Карельскому перешейку и части Карелии. Постепенно дистанция становилась все короче и смещалась к северу. А вот сроки этого ралли всегда были неизменны — как понятно из названия, оно проводится в период белых ночей, в июне. Вот уже более десяти лет гонки устраивают в живописных окрестностях карельского города Лахденпохья. По уровню сложности это одна из самых коварных трасс на Чемпионате России, проложенная по грунтовым дорогам Карелии, которые год от года лучше не становятся. Многие наверняка знают и про такие ралли, как «Санкт-Петербург», «Светогорск», «Тосно». Они становятся событием не только для участников, но и для многочисленных болельщиков. Также на слуху и ряд других автомобильных соревнований — например, масштабные трофи-рейды «Кировские болота» (начало мая), «Ладога» (начало июня), «Карелия-трофи» (август), а также баха «Северный лес» (конец февраля). И если слово «трофи» мало у кого вызовет вопросы, то что такое баха, знают немногие. А баха (от испанского baja — компактный) — это разновидность ралли-рейдов, в последние годы ставшая в России очень популярной. Кстати, вам наверняка понадобится Дизельное топливо оптом в Москве, обратитесь в компанию ООО "Ойл Ресурс Групп".
Козырь ралли-рейдов
Ралли-рейды представляют собой нечто среднее между классическими скоростными ралли и трофи-рейдами на проходимость. Их родиной по праву считается Франция, где ежегодно в январе от Эйфелевой башни стартует, пожалуй, самая известная гонка этой категории — «Париж—Дакар». Даже те, кто далек от мира автоспорта, наверняка слышали про это грандиозное мероприятие. Скоростные участки в ралли-рейдах чередуются с преодолением препятствий, прописанных в легенде (дорожной книге), которую участники получают незадолго до старта. Предварительное ознакомление с трассой строго запрещено, вплоть до снятия с соревнований. И это принципиально отличает ралли-рейд от классического ралли, где трасса изучается заранее, несколько раз прокатывается, а участники сами пишут легенду. Кроме того, экипажам в ралли-рейдах необходимо еще «собрать» в определенном порядке все указанные контрольные пункты. Именно неизвестность маршрута и сюрпризы, которые могут встретиться на пути, и привлекает многих любителей острых ощущений. Но это не значит, что скорости на ралли-рейдах невысоки — мощные полноприводные автомобили порой летят по трассе 200 км/ч и более. У гонщиков есть одна верная примета: если на каком-то участке скопление болельщиков и прессы, то жди подвоха, потому снижай скорость. Там, или трамплин, или крутой вираж, или еще что-нибудь в этом духе. Зрители всегда тянутся к наиболее зрелищным местам, которые в пределах досягаемости. Поскольку создание единой трассы необходимой протяженности — задача из разряда impossible, наряду со скоростными участками существуют еще дорожные секции (перегоны, проходящие по не перекрытым для гонки дорогам общего пользования). Надо сказать, что эти самые перегоны заметно осложняют жизнь участников. Дело в том, что, передвигаясь по дорожным секциям, им, как и обычным водителям, необходимо соблюдать ПДД и выдерживать график прохождения точек контроля времени. Прибыть на точку нужно в строго определенное время, ни раньше ни позже. И за любое отклонение, а уж тем более за нарушение правил можно заработать внушительный временной штраф. Все отклонения от графика и нарушения фиксируются в специальной контрольной карте (корнете) и учитываются при подсчете результатов. Все ралли-рейды, которые проводятся в России, являются бахами. Баха «Северный лес», которая с 2003 года проходит в конце февраля в окрестностях Петербурга (в Приозерском районе Ленобласти), по-своему уникальна. Дело в том, что это единственная снежная баха в мире! Трасса гонки проложена по дорогам со снежно-ледовым покрытием, на которых не обойтись без шипованных покрышек. Возможность протестировать свой автомобиль на шипах в гоночном режиме — это ноу-хау «Северного леса». Преодолеть сотню километров — сущий пустяк для любителей зрелищ. А для жителей поселка Громово, рядом с которым традиционно устраивают старт и финиш основных спецучастков, это событие — настоящий праздник. Они каждый год с нетерпением ждут его и всерьез готовятся. Простое провинциальное счастье. Смастерить из листов ватмана транспаранты, продемонстрировать осведомленность об участниках гонки и их автомобилях, подбодрить экипажи на старте, сфотографироваться рядом с настоящей спортивной машиной, задать незатейливые вопросы обслуживающему персоналу, а если повезет — и самим гонщикам! А сколько эмоций вызывают снежные фонтаны из-под многодюймовых шипованных колес! На этом фоне и без того азартная гонка кажется еще ярче и эффектнее. Подтверждением высокого уровня организации стало включение нашей бахи в Международный кубок FIA. Так что в этом году она была первым этапом Международного кубка FIA по внедорожным бахам, первым этапом Чемпионата России по ралли-рейдам, этапом Кубка РАФ по ралли-рейдам, а также этапом Чемпионата Латвии по ралли-рейдам. Вот такой вот комплексный и внушительный статус. Среди экипажей, заявившихся на «Северный лес», были представители России, Чехии, Латвии, Италии. В числе фаворитов петербургские спортсмены, такие как Борис Гадасин, выступающий на NISSAN PICK UP KINGCAB (команда G-Force Motorsport) и Руслан Мисиков на NISSAN FRONTIER (команда Nart Time. Gazenergoset). Они-то и заняли в итоге первое и второе места в 2009 году. Владимир Королев, председатель комитета по ралли-рейдам, участвовавший в этом году в бахе «Северный лес» в качестве штурмана одного из экипажей, отмечает: «Гонка манит, завораживает, разочаровывает, возбуждает, опустошает, радует… но никогда не бывает пресной, без эмоций. Она всегда окрашена красками — яркими, броскими, вызывающими. И чем гонка сложнее, тем ярче краски. «Северный лес» — яркая гонка, потому что она зимняя, скользкая, непредсказуемая, сложная, опасная».
Примечание
На заметку
Что касается зачетных категорий, по которым распределяются участники, то в российском чемпионате их три: • национальный класс — серийные автомобили российского производства с двигателем объемом до 2500 см3, подготовленные в соответствии с национальными техническими требованиями;[br] • T-1 (Production) — серийные автомобили импортного производства без значительных изменений в конструкции;[br] • T-2 (Super production) — автомобили с любыми переделками, собственного изготовления, багги, оригинальные автомобили. Согласно техническому регламенту FIA (Международной автомобильной федерации), классификация имеет следующий вид: мото, Т-1, Т-2 и Т-4 (грузовики весом 3,5 тонны). В зависимости от длительности и протяженности маршрута ралли-рейды подразделяются на три вида: • бахи — до 1200 км и не более 5 дней;[br] • ралли-рейды — до 6500 км и не более 10 дней;[br] • марафоны — от 6500 км и до 30 дней. Дорогое хобби бизнес-драйверов
Бок о бок с профессиональными автогонщиками порой выступают и так называемые бизнес-драйверы — люди, которые, собственно, и возродили российский автоспорт. Они находят средства не только на приобретение и подготовку автомобилей, содержание боксов, персонала и оплату стартовых взносов, но и на спонсирование самих автогонок (в первую очередь, конечно, тех, в которых сами принимают участие). У каждого из них есть собственный успешный бизнес, немалую часть доходов от которого тратится на любимое хобби. Знакомо раллийным гонщикам и имя Андрея Блинкова. При этом известен он в их компании больше как сильный пилот, представитель команды Impuls Rally Team, а не как генеральный директор строительной компании «Импульс». Андрей Блинков — постоянный участник классических ралли и уже неоднократно приезжал на подиум. Так, например, в прошлом году его экипаж стал победителем в абсолютном зачете на ралли «Сестрорецк», объявленном девятым этапом Кубка России. Мы уже рассказали об одной из самых ярких гонок, проходящих в окрестностях Петербурга, — бахе «Северный лес». Так вот, в популярности «Северного леса» заслуга принадлежит еще одному бизнес-драйверу, Руслану Мисикову. Руслан стоит у руля ЗАО «Нарт» и является душой, сердцем и… кошельком гоночной команды по ралли-рейдам, которую он назвал «Нарт тайм» (в переводе «Время Нарта»). Руслан занимается ралли-рейдами с 2000 года, он мастер спорта международного класса, дважды чемпион России, а также участник и призер этапов Кубка мира. В прошлом году он занял первое место в «Северном лесе», а в этом году — второе. Капитан команды «Нарт тайм» любит экспериментировать: он пробовал себя на трассах классического ралли для повышения собственного скоростного предела, выступал в роли штурмана, менял автомобили как перчатки и даже одну из гонок проехал за рулем… КАМАЗа!
Слово экспертам
Руслан Мисиков, мастер спорта международного класса, чемпион России по ралли-рейдам 2002 и 2008 годов, участник и призер этапов Кубка мира: «В ралли-рейдах я нашел то, что искал. Сочетание внедорожника, скорости и того, что мне безумно нравится, — элемента приключения. Гонки — это хобби, которое мне помогает расслабиться, отвлечься и не зацикливаться на работе. Если ты не будешь полностью отдаваться тому, что происходит во время соревнований, не будет и результата. Даже во время отпуска, приехав на море, я не могу полностью отключиться от работы — все равно буду звонить и спрашивать, как дела, мне будут звонить с вопросами. А в гонке закрыл двери, надел шлем — и ты абстрагировался от всего. Есть только дорога и голос штурмана в наушниках. Все остальное до финиша не существует».
Олег Балашов, представитель московских бизнес-драйверов: «Можно отдавать дань моде и играть в бильярд, можно играть в карты или отдыхать в саунах, но есть небольшой клан людей, которые объединяются и включаются в соревновательные процессы. Мне очень обидно, что российские спортсмены не могут выступать из-за недостатка финансов. И поэтому родился наш так называемый бизнес-класс, который одни любят, а другие не очень. Но в любом случае мы оказываем активную поддержку российскому автомобильному спорту. Я начинал с гонок на выживание, потом попал в шоссейно-кольцевые гонки, а потом, после трехлетнего перерыва, вышел на старт классического ралли».
Примечание
Календарь автомобильных соревнований В мае 2009 года
6–10 мая Трофи-рейд «Кировские болота», 1-й этап Чемпионата России по трофи-рейдам, а также этап Кубка России в зачете ATV 16 мая Ралли «Пикник» (9-й этап Кубка Клубного ралли) 16 мая «Лесные лощины», любительское трофи из серии «Паркетник-кантри» 16–17 мая «Киварин-весна», любительское трофи 22–23 мая Баха «Карелия-90», 2-й этап Чемпионата России по бахам 23–24 мая Ралли «Сестрорецк», 9-й этап Открытого чемпионата России, Кубка России и Трофея РАФ по ралли 30 мая — 7 июня Трофи-рейд «Ладога», соревнование легковых полноприводных автомобилей и ATV — квадроциклов