Яхтинг, каким мы его видим сегодня, набирал популярность последние десять лет. Кризис несколько притормозил развитие яхтенного бизнеса и отложил строительство многих объектов инфраструктуры. Однако в последние два года барометр показывает «ясно» и белоснежные частные катера и яхты красуются в гаванях Невы. Россия довольно легко вышла из экономического коллапса 2008 года, в отличие от многих европейских стран, и это, в свою очередь, выразилось в снижении стоимости импортных водомоторных средств (особенно на вторичном рынке) на фоне возросших возможностей российского покупателя.
Еще за пару лет до кризиса повсеместно стали появляться проекты элитного жилищного строительства на территориях у воды: в начале нулевых лед тронулся и в некоторых, как их принято называть, депрессивных уголках центра Петербурга (на Петроградской стороне и в островной части города) разморозили и рассекретили гектары военно-промышленных «кладбищ», дав старт крупному девеломпенту у воды. Причалы и пристани закладывались в проекты жилых кварталов на Леонтьевском мысу и Крестовском острове как нечто само собой разумеющееся. Однако почти сразу стало понятно, что иметь причал в городе и отказаться от навигации, то есть не выходить в большую воду — это нонсенс: не стоило замышлять подобные недешевые проекты и покупать «посудину». И вот, по завершении очередного этапа строительства дамбы, несколько лет назад открылась часть водного пути в Финском заливе, в направлении Зеленогорска, и яхтинг стал вполне утилитарным занятием, обыденным времяпрепровождением многих состоятельных горожан.
Приводнились
Сегодня невозможно себе представить коттеджный поселок у воды без причала и стоянки для водомоторных средств. Однако серьезная яхта или катер, на которых можно выйти в большую воду, требуют профессионального сервиса.
«Как таковых, элитных поселков, в составе которых были бы яхт-клубы, на нашем рынке пока нет. Но есть поселки возле яхт-клуба, например «Терийоки», «Мариньи» и «Терийоки клаб», — комментирует Тамара Попова, руководитель отдела исследований рынка недвижимости в компании Knight Frank St. Petersburg. — В последнее время появился спрос на поселки рядом с каким-либо яхт-клубом — чтобы пользоваться его инфраструктурой».
Эксперты рынка всегда отмечали интерес покупателей к поселкам на берегах естественных водоемов. Но в Knight Frank St. Petersburg выделяют круг клиентов, заинтересованных в приобретении домовладения именно на «большой воде», и, по предположению экспертов, это происходит в том числе вследствие популяризации яхтинга. Несмотря на то что проекты с причальными сооружениями зачастую удалены от города, выход в крупные водоемы в элитных поселках является порой для покупателей существенным преимуществом при выборе места проживания за городом. Немало клиентов сегодня готовы приобрести коттедж рядом с яхт-клубом, отмечают в Knight Frank St. Petersburg, чтобы пользоваться полноценным и качественным сервисом. Но яхт-клубов пока, увы, немного.
Глобально
Сегодня самый крупный яхт-клуб под Петербургом — «Терийоки» в Зеленогорске. Этот масштабный проект в начале нулевых закладывала группа яхтсменов-энтузиастов совместно с яхтсменами-судостроителями. Он потребовал весьма дорогостоящих дноуглубительных работ в акватории Финского залива под Зеленогорском и сооружения марины согласно всем международным техническим требованиям. Стоянка яхт-клуба рассчитана на 85 мест для судов до 24 м. Пристань составляют плавучие бетонные причалы, задействовано крановое оборудование с дистанционным управлением, есть плавучая заправочная станция. Пожалуй, это главный и единственный в своем роде яхт-клуб по пути из города к большой воде. Уникальность клуба в том, что швартовка здесь обеспечивает полноценное обслуживание, заправку и хранение. Местоположение позволяет, отчалив с Крестовского острова в Петербурге, поспеть к ланчу в Курортный район, назначив встречу с деловыми партнерами в ресторане на берегу. Владельцы катеров и яхт не знают пробок, и те, что живут за городом, в период навигации добираются до офиса по воде.
В «Терийоках» есть гостиница, апартаменты в коттеджах в долгосрочную аренду, ресторан и спа-комплекс. Все эти сопутствующие услуги являются основным источником дохода яхт-клуба в зимний период. Кроме того, в клубе практикуется долгосрочная — на 49 лет — аренда стояночных мест. Другими словами, это почти покупка части акватории в собственность, потому и цены, как на рынке недвижимости. Каждое такое место подключено к водопроводу и электросети, 220 В. В арендную плату входит и сезонное обслуживание: коммунальные платежи (за вывоз мусора, пользование водой, бытовыми помещениями и проч.). Также предоставляются услуги обучения судовождению, виндсерфингу и парусному спорту.
В настоящее время яхт-клуб пытается внедрить электронную систему бронирования и управления.
Дружить причалами
С момента появления «Терийоки» стал своеобразным синергетическим образцом для других поселков, позиционирующих себя как береговые элитные комплексы и обещающих благоустроенные пляж и причал. Но, как вы уже поняли, вода водой, а яхтенная инфраструктура — совсем другое дело. Ближайшие соседи «Терийоков» — коттеждный поселок «Терийоки клаб» всего на десять домовладений и «Мариньи» на 20 домовладений. Будущие жители этих поселков, несомненно, клиенты яхт-клуба «Терийоки»: пришвартовался, оставил яхту у причала, пересел в машину, несколько минут — и дома. Значительная часть поселков Курортного района, имеющих небольшие причалы у себя, рассчитывают на инфраструктуру яхт-клуба «Терийоки» с ее сервисом и заправками. К примеру, чуть дальше от яхт-клуба по берегу залива строится «Балтийская Ривьера», где также будет пирс для катеров и яхт.
Довольно большую проблему для судовладельцев представляет зимнее хранение яхты или катера, и это целый бизнес с определенным набором услуг которые можно обеспечить только при профессиональной марине.
За городом разве что в «Терийоках» предлагаются и летняя стоянка, и зимнее хранение, технический сервис в профессиональной мастерской. Персонал яхт-клуба берет на себя полное обслуживание судов.
Водная периферия
Есть у нас марины и поменьше «Терийоков», правда, подальше от города. Коттеджный поселок «Яхт-клуб «Стрелка» построен в Приозерском районе, в месте впадения реки Вьюн в реку Бурная. В отличие от зеленогорского, где девелоперы ориентировались именно на яхтинг, этот клуб строился как составляющая поселка. На стоянке могут храниться разные водно-спортивные снаряды, а пирс предусмотрен для 50 судов. При такой вместительности легко принимать на постой гостей. Есть охраняемая парковка, эллинг, заправочный комплекс, ресторан, медпункт, организована круглосуточная охрана.
Другой яхт-клуб — «Лавола», имя которого происходит от названия старинной финской деревни Выборгского района Ленинградской области. Концепция клуба — респектабельный загородный отдых в экологически чистом и тихом месте при сочетании с русским гостеприимством. Здесь, довольно далеко от города, на Карельском перешейке, на берегу Сайменского канала, в марине можно арендовать место на стоянке по вполне демократичным ценам: для судна длиной до 6 м, например, всего 300 руб. в сутки, от 6 до 8 м — 400 руб., от 8 до 10 м — 700 руб., 10 м — 1000 руб. Оплата для судов свыше 10 м рассчитывается отдельно. Предоставляется также сезонная стоянка; при аренде места от одного месяца скидка 20%. В стоимость входит заправка питьевой водой и электроэнергией. При этом с мая по ноябрь, то есть в период навигации, здесь круглосуточно работает плавучая заправочная станция, единственная, не считая терийокской, на пути из Санкт-Петербурга в Сайму. Яхтсмены могут воспользоваться душем во время заправки.
Яхт-клуб доступен путешественникам, прибывающим в Выборг на собственных яхтах и катерах. В нем организован прокат гидроциклов и весельных лодок. Из развлечений поле для мини-гольфа на 18 лунок, например. В «Лаволе» предлагают прогулки на пароходе до 40 человек по Выборгскому заливу вдоль парка «Монрепо», прокат катера, конные прогулки, пейнтбольные игры. Есть банный комплекс с парной и сауна. А отель небольшой, всего несколько номеров.
Прогулки в пределах города и ближайших пригородов — фантастическое удовольствие, совсем иное развлечение — выход в Ладогу. Большая вода привлекательнее, поэтому вдоль ладожского побережья идет активное коттеджное строительство и в последние годы появились проекты, рассчитанные на владельцев катеров и яхт: «Тихая Ладога», «Ближняя пристань», «Ладожский маяк», «На Ладоге» — все будут иметь собственный причал. И многие из них вполне можно рассматривать как перспективное постоянное жилье. Однако эксперты считают, что вряд ли стоит ждать превращения поселковых пристаней в серьезные объекты яхтенной инфраструктуры, хотя некоторые поселки как раз рекламируют загородные дома для одержимых водой.