Тем, кто далек от мира off-road, зачастую непонятно, в чем его прелесть. И это неудивительно. Что мы видим в фото- и видеорепортажах? Экипаж пытается вылезти из грязевой каши, подкладывая под колеса траки (специальные алюминиевые листы)… Штурман по пояс в ледяной воде проверяет глубину и исследует дно реки на предмет наличия крупных валунов, чтобы не «посадить» на них автомобиль… С ног до головы мокрые и грязные, участники вытаскивают завязшую в болоте машину при помощи ручной лебедки. Тут же приходится поправлять разбортировавшееся при этом колесо и т. д.
А ведь среди участников заездов есть и весьма обеспеченные люди, руководители крупных предприятий, «владельцы заводов, газет, пароходов», время от времени выступающие в качестве спонсоров соревнований. Что же такого они находят в трофи? Отрабатывают навык преодоления препятствий или хотят столь экстремальным способом разнообразить досуг?
Краеведки и безразведки
Календарь мероприятий off-road, которые проходят в окрестностях Санкт-Петербурга, весьма насыщен. Буквально на каждые выходные запланированы внедорожные соревнования или краеведческие выезды. Организаторам постоянно приходится согласовывать даты их проведения, тем не менее избежать пересечений все равно не удается. Так что желающим испытать на себе все прелести бездорожья периодически приходится выбирать из двух, а то и трех мероприятий.
Большую популярность в последнее время приобрели организованные краеведческие выезды (так называемые «краеведки») и их разновидность с характерным названием «безразведки». И опытным джиперам, и новичкам одинаково интересно участвовать в автомобильном выезде, цель которого — знакомство с каким-нибудь интересным местом или необычным архитектурным объектом.
На «краеведки» приезжают и те, у кого нет полноприводного автомобиля, — ряд выездов спланирован так, что добраться до места назначения можно на любой «пузотерке» (так джиперы свысока называют легковые автомобили). Неопытным водителям также нечего волноваться, поскольку колонна движется довольно медленно и всех отстающих ждут на заранее оговоренных точках сбора. Даже отсутствие автомобиля не является причиной для отказа от поездки — всегда можно договориться, чтобы кто-то взял вас на борт «чемоданом» (еще один непривычный термин, обозначающий пассажира). Что касается состава экипажа, то сюда можно приехать с семьей, друзьями и домашними любимцами — ограничением становится исключительно вместимость вашей машины. Если же планируете взять прицеп, не забудьте про фаркоп рф.
Как правило, целью таких мини-путешествий являются разрушенные усадьбы, заброшенные церкви, шлюзы, плотины, форты, ДОТы или заслуживающие внимания природные объекты. Отличный «сборник» достопримечательностей — база геокэшинговых точек. И если выбор организаторов падет на одну из них, то участники на месте назначения могут развлечься еще и поисками «клада». Иногда устраивают небольшие соревнования и викторины. В отличие от многих выездов, в «краеведках» нет стартовых взносов. Разве что в общем шашлыке можно поучаствовать, но не возбраняется, если вы привезете свои мясо и мангал.
А тем, кто хочет не просто прокатиться, но еще при этом и окунуться в экстрим, интереснее «безразведки». Маршрут прокладывается по грунтовым дорогам, и предварительная разведка местности перед выездом не проводится. Так что все препятствия на пути иной раз становятся сюрпризами, а дороги, обозначенной на карте, может и не быть. В «безразведках» принимают участие только владельцы автомобилей с колесной формулой 4 х 4. Такие выезды проходят по следующей схеме: утром участники встречаются в назначенном месте, и организаторы, стараясь равномерно распределить их по силам, формируют колонну. Обязательно наличие лебедок и раций в машинах. Экипажи стартуют, будучи готовыми к любым внедорожным испытаниям. Ну а потом — традиционный шашлык, обмен впечатлениями, общение с единомышленниками и обсуждение следующих поездок. Те, кому не хватило приключений в дороге, «добирают» тестами на проходимость вокруг полевого базового лагеря. Благо здесь всегда есть кому вытащить вашу машину, даже если вы ее засадили «по самые уши».
Вот что рассказала Мария Киселева (вице-президент петербургского клуба Open-terra) об истории появления «краеведок»:
«Два года назад мы с друзьями поняли, что не знаем, что и где есть в области. Распечатали всевозможную информацию с разных сайтов, составили маршрут и в одни из выходных поехали смотреть. Увидели массу интересного! Затем были еще поездки, потом еще… А потом захотелось показать все это другим. Так родилась идея «краеведок». Сначала мы хотели совместить асфальт с бездорожьем и краеведением, но, на мой взгляд, вышло не очень хорошо, хотя кому-то и понравилось. Позже «краеведки» стали только асфальтовыми, то есть в них могли участвовать желающие на любых машинах, а также на мотоциклах».
В этом году открытие краеведческого сезона от клуба Open-terra состоялось 14 марта. Целью поездки стала геокэшинговая точка под названием «Падающая колокольня в Федосьине». Эта сильно покосившаяся деревянная колокольня — все, что осталось от церкви Параскевы Пятницы, построенной в 1904–1909 годах. Деревня Федосьино расположена в Тосненском районе Ленинградской области, и ведут туда лесовозные дороги с глубокими колеями, проехать по которым можно только на полноприводном автомобиле. Несмотря на то что в этот же день проходили популярные внедорожные соревнования «Маннергейм», колонна состояла из 57 экипажей! Надо сказать, для организаторов такое количество участников стало сюрпризом. Да и местные жители были весьма удивлены появлением в их «пенатах» эффектной «стаи» любителей краеведения.
Испытания для полноприводных
Как бы ни были интересны «краеведки», они все-таки относятся к разряду «покатушек».
А настоящее испытание для внедорожников и арена для демонстрации всевозможных технических «наворотов» — трофийные соревнования. В трофи-рейдах мощность, проходимость, маневренность и техническая оснащенность автомобиля не менее важны, чем профессионализм пилота и штурмана.
У нас проводятся как любительские соревнования, где на старт порой запросто могут выйти городские «паркетники», так и статусные международные мероприятия, в которых «полированным» джипам не место — там зажигают только настоящие внедорожные монстры.
Наверняка многие слышали про трофи-рейд «Кировские болота», который традиционно проходит в Ленинградской области в начале мая. Его главный организатор — Борис Гадасин, победитель ряда крупных автомобильных соревнований, президент Санкт-Петербургского Ленд Ровер клуба, многократный чемпион России и председатель комиссии РАФ по трофи-рейдам, а также чемпион России по ралли-рейдам. Свой огромный опыт участия в соревнованиях он использует и при их организации, так что за «Кировскими болотами» давно закрепилась хорошая репутация. В мае этот трофи-рейд открывал Чемпионат России по трофи-рейдам и был вторым этапом Кубка России по ATV (квадроциклы). Высокий статус мероприятия всегда предполагает строгие требования к классам машин и наличие определенных лицензий у соревнующихся. Так, в «Кировских болотах» участники чемпионата должны иметь лицензию водителя РАФ категории «Д» и выше, участники Кубка России — лицензию МФР, а участники традиционного соревнования — лицензию РАФ категории «Е» и выше. Что касается места расположения базового лагеря, то оно уже традиционно — у Малуксинских карьеров, недалеко от Мги. Болот в этом районе много, так что разгуляться есть где. В программе соревнований линейные и навигационные спецучастки с привязанными к контрольным пунктам (КП) маршрутами. Система контроля их прохождения такая же, как и во многих трофийных соревнованиях: экипажу необходимо сфотографировать знак КП, свою машину и одного из членов экипажа на цифровой фотоаппарат, выполнив требования организаторов по компоновке кадра. Спортивный результат экипажа на спецучастке зависит от времени его прохождения и всех штрафов (пенализаций), полученных за отсутствие отметок КП, опоздание на старт, нарушение требований безопасности и т. д.
А вот в любительских трофи никаких лицензий не нужно и требования к подготовке автомобиля весьма лояльны. Так что если вы являетесь владельцем полноприводного автомобиля, то вполне можете принять участие в несложном трофи-рейде. Это отличный повод не засиживаться дома и провести выходные активно. Иногда специально отводится время, когда зрители и болельщики могут попробовать свои силы в прохождении некоторых этапов.
Как и у статусных, у каждого любительского соревнования есть регламент, в котором прописаны время и место проведения мероприятия, программа, а также категории участников и требования к автомобилям. В одних по этим требованиям всех заявившихся подразделяют на несколько категорий, а в других, например в соревнованиях из серии «Паркетник-кантри», и подготовленные внедорожники, и городские «паркетники» выступают в общем зачете. И шансы на победу зачастую зависят не только от проходимости автомобиля и мастерства пилота, но и от ловкости, смекалки и находчивости всего экипажа.
Очередное «паркетниковое» соревнование под названием «Лесные лощины» состоялось 16 мая в Выборгском районе Ленинградской области. Как всегда, организаторы подготовили нескольких технических этапов и ориентирование по картам и легендам. На ориентировании «по выбору» экипажи стремились набрать как можно больше очков за определенное контрольное время (КВ). Чем сложнее добраться до контрольного пункта, тем больше за него «дают». И вот тут главное — не переоценить свои возможности и грамотно спланировать маршрут. Ведь превышение КВ грозит не только штрафом, но и дисквалификацией команды. Что касается
техэтапов, то они на этих соревнованиях всегда интересны и разнообразны. Некоторые из них вообще не предполагают использования автомобиля: это может быть и плавание на плотах, и стрельба из пейнтбольного маркера или арбалета, и преодоление веревочной переправы. Часто в программе есть и «интеллектуальная» составляющая, где эрудиты могут блеснуть при ответах на вопросы по истории автомобиля, о ПДД и из области общих знаний.
Следующее подобное соревнование намечено на середину осени, так что время на поиск команды и подготовку автомобиля еще есть.
Примечание
Словарь
Трофи-рейд — автомобильное соревнование, проходящее по дорогам общего пользования и тяжелому бездорожью. Включает в себя один или несколько специальных участков (СУ), организуемых преимущественно на бездорожье. Продолжительность соревнования — до 150 ч, протяженность дистанции — до 500 км, а общая протяженность СУ — до 150 км.
Трофи-марафон — трофи-рейд, продолжительность которого более 150 ч, протяженность дистанции — свыше 500 км, а общая протяженность СУ превышает 100 км.
Дорожная секция — часть маршрута с нормой времени между двумя последовательными пунктами контроля времени. Скорость на дорожной секции не является основным фактором, определяющим классификацию.
Специальный участок (СУ) — часть соревнования по преодолению различных видов бездорожья, с элементами ориентирования или без них.
Линейный СУ — часть соревнования, в которой экипажи обязаны строго соблюдать заданный маршрут (обязательный порядок прохождения судейских и контрольных пунктов) и коридор.
Навигационный СУ — часть соревнования, в которой экипажи самостоятельно определяют маршрут движения в пределах границ официальной трассы, на котором могут находиться судейские и контрольные пункты.
Секции — части этапа (в которые могут быть включены один или несколько СУ), разделенные не менее чем 6-часовым отдыхом.
Контрольная карта (карнет) — выдаваемая организаторами форма, в которой отмечается факт и/или время прохождения судейских пунктов во время соревнования.
Дорожная книга — документ, который определяет маршрут движения экипажей и особенности прохождения трассы соревнования. Он может быть в виде легенды прохождения маршрута и/или перечня обязательных для прохождения точек. Определяет порядок прохождения точек и допустимое отклонение от заданного маршрута.
Проверка «Ладогой»
Особое внимание стоит уделить такому мероприятию в стиле off-road, как «Ладога-трофи». Этот год для «Ладоги» особый — она проводится в тринадцатый раз, так что суеверные участники ждут старта с особым волнением. В отличие от многих непродолжительных любительских трофи, к этому джиперы готовятся заранее: специально строят под нее машины и берут отпуск на это время. Для них это большое событие. Потом, за кружкой пива в кругу единомышленников, они с гордостью смогут сказать: «Да-а-а, в этом году на «Ладоге» было жестко…» и поведать о прохождении какого-нибудь очень каверзного спецучастка. Особую значимость слова рассказчика приобретают в том случае, если его экипажу удалось пройти маршрут трофи-марафона до конца, справившись с многочисленными препятствиями, неизбежными поломками техники и непредсказуемыми погодными условиями холодного карельского лета. Обычно из-за сложности маршрута до финиша доходит совсем немного участников.
Трасса «Ладоги» традиционно проходит по красивейшим местам Ленинградской области и республики Карелия. Общая протяженность маршрута — около 1200 км, из которых 120 км составляют спецучастки. Из года в год маршруты СУ почти не меняются, но можно сказать, что уровень сложности «Ладоги» растет пропорционально мастерству ее постоянных участников. Так, некоторые спецучастки в прошлые годы штурмовали «старшие» категории на наиболее подготовленных машинах.
Что касается самых ярких впечатлений, то они, как правило, связаны с Пляжной и Дюнной гонками, водопадом на реке Кулисмайоки, бродами через реки Укса, Мандрога и Тикша, моренными грядами на этапе «Каменоломня», а также местом с оригинальным названием «Тропа нетрезвого лесоруба». Здесь и фотографам удается сделать самые удачные кадры.
В этом году в списке участников вновь стоит имя Анатолия Викторова — турбодеда, как называют этого легендарного 70-летнего поклонника УАЗов. С этими автомобилями связано много лет его жизни, и именно на них он выходит на старт не только «трофийных» соревнований, но и ралли-рейдов. Это уже его 12-я «Ладога». Анатолий наблюдал, как эти соревнования постепенно набирали обороты — росло количество экипажей, усложнялись трассы, повышался уровень организации.
Слово экспертам
Анатолий Викторов, турбодед, легендарный 70-летний поклонник УАЗов:
«Что меня привлекает в трофи? Настоящего мужика всегда привлекает какая-то серьезная работа, ответственность. Подъехал ты к болоту — и кажется, что оно непроходное. В этой ситуации надо находить решение и двигаться вперед. Я привык к тому, что мужик должен делать мужскую работу. И еще меня прельщают люди, с которыми приходится общаться. Это не хобби, не увлечение, а зов души. Хочется всегда себя попробовать: «А могу ли я?»
Моя основная задача — проехать и сохранить автомобиль. Не встать, не поломать его и пройти всю трассу».
Примечание
Календарь мероприятий off-road в июне 2009 года
30 мая — 7 июня
Трофи-марафон «Ладога»
7 июня
«Мешавы-4» (любительское трофи)
12–14 июня
Трофи-тур-2009
13 июня
3-й этап серии «Мультитрофи»
13–14 июня
Off-road Free Fest
20–21 июня
«Алюляева топь» (любительское трофи)
27–28 июня
«Маннергейм. Сумрак» (любительское трофи)