Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Для сильных духом и телом. сезон охоты за приключениями открыт всегда!

Загородный отдых / 27.08.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Освежающий душ водопадов, завораживающие горные вершины, пьянящий запах цветущих растений, живописные бескрайние поля, искрящийся лед застывших озер, а также борьба со сном, холодом и жаждой, балансирование на грани своих возможностей, сведенные судорогой мышцы, стертые ноги, обострившиеся старые травмы, безжалостные насекомые и колючие кустарники — все это есть в приключенческих гонках. И даже если не удается попасть в призы, одно только осознание того, что «ты сделал это!» уже многого стоит!

Напомним, что…

Приключенческие гонки — это соревнования, сочетающие в себе несколько спортивных дисциплин: ориентирование, треккинг (пеший поход), горный велосипед, гребля, скалолазание и т. д. В Европе и Америке они уже давно пользуются заслуженной популярностью, да и в России с каждым годом набирают обороты. Наши соотечественники все чаще стали выезжать на крупные международные соревнования, но прежде чем отправиться на серьезную статусную гонку, им приходится соотносить содержимое кошелька с предстоящими расходами. Позволить себе такое путешествие без спонсорской поддержки могут лишь весьма обеспеченные: стартовый взнос, снаряжение, одежда, дорога, питание и проживание обходятся в круглую сумму. Так что хобби это весьма недешевое. Что касается «элиты» российских искателей приключений, то у них немалый опыт за плечами и спортивные разряды по одному или нескольким видам спорта.

Примечание

Продолжительность приключенческих гонок может быть от нескольких часов до десяти дней. При этом движение осуществляется в режиме non-stop. Впрочем, на некоторых длинных гонках есть «пункты обязательного сна», где участники должны провести столько времени, сколько прописано в регламенте.

Поскольку в пути спортсменов может подстерегать любая неожиданность (на то они и приключенческие гонки), то все длинные гонки — командные. И если «двойки» могут быть как смешанными, так и «однополыми», то в «четверках» всегда должна быть хотя бы одна женщина («3+1» — классический международный стандарт). В чем причина обязательного присутствия в команде представительницы слабого пола? Дело в том, что опыт проведения гонок с чисто мужскими командами оказался неудачным в силу слишком большого процента схода. Мужики начинали «ломить» со старта, при этом каждый не хотел казаться слабее остальных и старался из последних сил.

В итоге через некоторое время они просто-напросто «загоняли» друг друга и вынуждены были сойти. Ну а женщине никогда не зазорно сказать: «Я устала, давайте отдохнем». И у мужчин появляется повод перевести дух.

«Мультики» в России

В России за мультиспортсменами закрепилось забавное название «мультики». Наши приключенческие гонки не отличаются большой протяженностью маршрута — как правило, контрольное время не превышает 24–48 часов. Впрочем, даже такой непродолжительный (если сравнивать с некоторыми гонками европейского и мирового масштаба) формат для многих наших команд является достаточно серьезным испытанием. Далеко не всем удается пройти трассу и выполнить при этом техзадания.

Многие соревнования подразделяются на классы, которые различаются протяженностью и сложностью дистанции. Заявляясь на гонку, каждый сам оценивает свой уровень подготовки и силу желания «поэкстремалить». Кстати, среди участников нередко встречаются весьма серьезные бизнесмены. Так, недавно на гонке «Три стихии», проходившей в Карелии, был замечен Тимофей Горбун, директор фирмы «Бест Керамикс».

И ведь выступил отлично — занял вместе с напарником четвертое место в общем зачете! Чуть-чуть не хватило до попадания в призовую тройку.

Петербургским любителям приключений, можно сказать, повезло. Наш Карельский перешеек с его разнообразным рельефом, озерами, реками, скалами и болотами стал предметом зависти организаторов гонок, живущих в ряде других регионов с куда более скучным ландшафтом. Вообще, постановка трассы в приключенческих гонках — это особая премудрость. Тут нужно не только проложить интересный и разнообразный маршрут, но и правильно рассчитать время прохождения того или иного этапа. При этом «правилом хорошего тона» считается указывать в Положении о соревнованиях ориентировочное время прохождения каждого этапа лидерами гонки. Специалист, который занимается всеми этими вопросами, называется дизайнером трассы. Один из лучших российских дизайнеров трасс Константин Бекетов живет в Петербурге. Между прочим, Санкт-Петербург вполне можно назвать колыбелью российского мультиспорта.

В 2002 году силами Марины Исхаковой у нас была создана Федерация мультиспорта и экстремальных гонок Санкт-Петербурга, и в этом же году под Петербургом прошел первый «Три-О-Тлон» — на сегодняшний день не только старейшая, но и одна из самых «авторитетных» российских мультигонок.

Экскурс в историю

«Три-О-Тлон» проходит на Карельском перешейке ежегодно, в конце июля — начале августа. Своим авторитетом он обязан слаженной работе команды организаторов под руководством Дениса Куприенко. Денис — опытный спортсмен-ориентировщик, успешно выступающий в ряде соревнований. Кроме того, он — директор фирмы «Эксперты приключений», так что опыта в вопросах придумывания приключений для других ему не занимать. Отличная организация техэтапов и базового лагеря, грамотный инструктаж волонтеров, точная постановка КП, а также разнообразные по сложности маршруты (три класса участников, «младший» из которых ориентирован на новичков, а «старший» — на опытных спортсменов) — все это сделало «Три-О-Тлон» одной из самых массовых мультигонок.

Вот, что рассказал Денис Куприенко о рождении «Три-О-Тлона» и об истории развития российских приключенческих гонок: «В 1994–1998 годах я участвовал в нескольких отборах на Camel Trophy — как национальных, так и международных. Глобальный проект Camel Trophy изначально позиционировался как оффроад-трофи, но к концу 1990-х все больше стал склоняться к комбинации внедорожной езды и мультиспорта. На отборах вовсю использовался маунтин-байк, езда на каяках, веревочные этапы, ну а ориентирование всегда было приоритетным видом. В 1998-м Camel Trophy окончательно умер в автомобильном варианте (в 2000-м состоялся последний в истории Camel Trophy на моторных лодках). Альтернативы подобным отборам (в мультиспортивном смысле) на тот момент в России не было. Поэтому, когда в 2001-м в Екатеринбурге возникла инициативная группа, которая нашла спонсоров для участия в крупнейшей Adventure Race того времени Eco Challenge, я сделал все, чтобы участвовать в отборах четверки, которая должна была поехать в Новую Зеландию.

По сути, два отбора в Екатеринбурге, в январе и марте 2001-го, проведенные «безбашенным» Андреем Ивановым, стали первыми настоящими мультиспортивными гонками в российской истории. Там я познакомился с нечеловечески здоровыми екатеринбургскими альпинистами, в том числе и с Мишей Першиным (сейчас Миша живет в Петербурге. — Примеч. авт.). Затем была гонка в Сочи, которая фактически проводилась для просмотра потенциальных участников нашей команды. Также летом 2001-го мы приняли участие в шотландской Adrenalin Rush, где нахлебались по полной, — опыта участия в таких длинных гонках не было никакого! Ну и апогеем стал сам Eco Challenge. Это была полнейшая авантюра, так как с двумя членами команды я лично познакомился практически за неделю до старта. Тем не менее до финиша мы добрались.

В итоге после неожиданно мультиспортивного 2001-го появилось желание сделать что-то подобное у нас. Андрей Иванов в 2002-м провел гонку в Екатеринбурге, Першин с Медведевой — гонку под Питером, ну а мы с приятелем — ориентировщиком Игорем Бондаренко придумали «Три-О-Тлон». Изначально была идея трех «О», то есть ориентирование бегом, на велосипеде и на воде. Через пару лет внедрили веревочные этапы. Одной из «фишек» «ТОТ», начиная с самой первой гонки, являлась велолегенда, идею которой я, кстати, почерпнул из отборов на Camel Trophy. Любимый народом «пампасинг» (этап, который проходит про труднопроходимым участкам пересеченной местности. — Примеч. авт.) также родился на одном из «ТОТ». Именно на «Три-О-Тлоне» впервые была применена электронная отметка с фиксацией электронного чипа на участнике. Много усилий мы потратили на развитие дополнительных сервисов. Например, вот уже второй год подряд на «ТОТ» работает «детский садик», где участники могут оставить детей на время гонки».

В этом году на «Три-О-Тлоне» не было ни «пампасинга», ни «болотинга». Но без традиционной «фишки» участники не остались — на этот раз организаторы придумали входящий в этап треккинга «маннергейминг». Как следует из названия, часть маршрута была привязана к линии Маннергейма. На одном из отрезков команды должны были двигаться вдоль рядов противотанковых надолбов (железобетонных и гранитных глыб, врытых в землю рядами).

Почем билет в бизнес-класс?

Конец мая — начало июня — традиционное время для проведения еще одной популярной приключенческой гонки: Saint-Petersburg Urban Race. Ее особенность состоит в том, что все контрольные пункты находятся в пределах Петербурга. При этом задействованы могут быть любые элементы городской инфраструктуры: мосты, фонтаны, парки, каналы и т. д.

Соответственно, и техэтапы привязаны к разнообразным городским объектам.

И здесь фантазия организаторов всегда бьет ключом: веревочная переправа с велосипедами через Черную речку, мини-лабиринт на пляже Петропавловской крепости, штурм опоры ЛЭП, прогулка по подземной реке в Ржевском лесопарке, спуск с трубы заброшенной ТЭЦ, плавание на автомобильных камерах к ледоколу «Красин», лазание по веревочным лестницам, подвешенным на стрелу подъемного крана. При этом кран установлен не где-то, а Дворцовой площади! За этим мероприятием всегда с интересом следят не только СМИ и группы поддержки команд, но и жители города. Ну как не остановиться и не понаблюдать за тем, как участники ползут через канал Грибоедова по натянутой веревке, таща за собой велосипед. И все это над головами изумленных туристов, проплывающих мимо на экскурсионных катерах.

Все участники Urban Race распределяются по трем классам: «Lite» (легкий маршрут), «Pro» (сложный маршрут) и «Бизнес» (короткий 10-километровый пешеходный маршрут, включающий наиболее интересные точки и зрелищные техэтапы). Класс «Бизнес» впервые появился в 2007 году. Для участия в нем приглашаются бизнесмены, представители городской администрации, корпоративные команды, а также представители СМИ. Здесь не требуется каких-то особых навыков и серьезной спортивной подготовки, а все необходимое снаряжение предоставляется организаторами. В состав команды должны входить только сотрудники той компании, от имени которой она заявлена. Среди компаний-участников были: «Северо-Западный Телеком», «Интерлизинг», cтраховая компания «Двадцать первый век», «Дорпроект», Deloitte, «Крошка-картошка» и многие другие.

Если в этом году стартовый взнос в «Lite» и «Pro» составлял 2000 рублей, то участники «Бизнес»-класса платили по 5000 руб. Зато на специальной майке с номером команды и в списке участников на сайте гонки размещаются логотипы компаний, выступающих в этом классе, плюс каждая команда может повесить свой баннер в центре соревнований.

В этом году именно на долю класса «Бизнес» выпала такая «забава», как кормление в зоопарке белого медведя. Конечно, безопасность была соблюдена — участники просовывали лакомство через прутья клетки, вооружившись ложкой с длинной ручкой.

Алексей Явич, директор гонки: «Многие испытания (в первую очередь речь идет о веревочных этапах) «бизнес»-участники проходят впервые. Однако опытные инструкторы следят за их безопасностью и помогают выполнить технические задания. Все участники класса «Бизнес» крайне эмоциональны после финиша. Главная радость для них — то, что они смогли дойти до финиша и справились с предложенным маршрутом. Для чего это нужно компаниям? Наверное, чтобы дать возможность сотрудникам принять участие в интересном мероприятии, побороться за призовые места и заявить о себе. Кстати, три года подряд победителем в классе «Бизнес» становятся сотрудники компании «Северо-Западный Телеком».

Наглотаться приключений

В начале 2009 года московский портал о приключенческих гонках провел голосование по результатам прошлого сезона. И первое место сразу в нескольких номинациях досталось гонке Red Fоx Adventure Race, детищу петербургских организаторов. Она была названа самой красивой и самой тяжелой гонкой года в России, а этап коастеринга (передвижение по береговой линии водоема) с велосипедами удостоился звания «Жесть года». В прошлом году Red Fоx AR проходила на Кольском полуострове, в районе Кандалакши. Ее дизайнером был вышеупомянутый Константин Бекетов, который, кстати, по результатам того же голосования стал лучшим организатором приключенческих гонок прошлого года.

Опытные мультиспортсмены знают, что где-где, а на Red Fоx AR уж точно можно наглотаться приключений по полной программе. В этом году трассу проложили в окрестностях пос. Мельниково, захватив скалы у озера Ястребиное и водную систему Вуоксы. В программе ориентирование на байдарках и велосипедах, скалолазание, треккинг, велокоастеринг, велолегенда и секретная дисциплина. Помимо российских команд, приехали спортсмены из Турции, Швеции, Латвии и с Украины. И только 10 команд прошли 300-километровый маршрут до конца. Даже лидеры находились на трассе более 45 часов (при контрольном времени 50 часов)! Иван Петров из команды-победительницы (NIKE ACG) признался, что тяжелее всего ему дался треккинг: «Его было много и сразу». Неудивительно: 20 часов по сложнейшей «пересеченке» с массой естественных препятствий, когда порой нужно продираться через колючие ветки и поваленные деревья, — задача не из легких. Да еще и погода внесла свою лепту в разнообразие ощущений — прямо со старта зарядил дождь, сменившийся сначала солнцем, а потом сильнейшей грозой.

«Мне кажется, что у Бекетова блат в небесной канцелярии, и он всегда заказывает такую погоду, — сказала после финиша Наталья Абрамова из команды NIKE ACG. —

К гонкам, проходящим в Северо-Западном регионе, у меня пристрастное отношение: они мне априори нравятся, и мне здесь легче бегать. Мне близки карельская природа, погода, рельеф, растительность. И на мой взгляд, в гонке Red Fox — 2009 были задействованы именно типичные природные и ландшафтные особенности Южной Карелии. Обещанного Костей рассвета на Ладоге мы так и не дождались, но была шикарная луна —

большая, ярко-оранжевая, над мерно накатывающими на берег волнами. Именно тогда я подумала, что положение лидеров несколько мешает любоваться красотами. Велолегенду мы ехали в сильную грозу, и было что-то сюрреалистичное в том, как мы молча неслись сквозь стену обвального дождя за Димой, который лишь пару раз притормозил, чтобы перевернуть листы легенды. В целом Red Fox — 2009 запомнилась мне как короткая и быстрая гонка. Возможно, такое впечатление сложилось благодаря динамичной смене этапов на фоне интересных природных объектов».

Завершить эту статью хотелось бы размышлениями Алексея Лукашенко, прошедшего в этом году по трассе Red Fox AR: «Порой спрашиваю себя, почему же я занимаюсь этим? Мне что — нравится голодать? Боюсь, что нет. Или я люблю терпеть боль? Однозначно нет. Может быть, я очень люблю бегать и не упускаю ни одной подобной возможности? Тоже нет! Я не могу сказать, что жизнь без приключенческих гонок скучна, не заявлю пафосно, что только на них я «живу полной жизнью», как кто-то в интервью несколько лет назад. Мне нравится преодоление? Возможно, но преодоление — просто неотъемлемая часть жизни, и пора бы уже привыкнуть и не оригинальничать. Что же тогда это? Установление предела своих возможностей? Средство борьбы со скукой? Адреналин? Романтика? Отрыв от реальности? Уик-энд на природе? Не знаю. Ничего из перечисленного и одновременно все это сразу.

Я не могу ответить на вопрос «Зачем и почему?». Но я знаю одно: каждый раз по окончании гонки меня охватывает странное чувство потери, ощущение, что сразу же после финиша было упущено что-то важное. И я на некоторое время погружаюсь в хандру. Нет, это не тоска по закончившейся гонке. Скорее легкая грусть расставания с добрыми друзьями надолго, но с надеждой увидеться вновь. И если судьба позволит, то мы опять будем жать руки друзьям перед стартом, вглядываться на дистанции в глаза знакомых и грязных лиц, хлопать друг друга по плечам и спинам на финише и чувствовать в себе и окружающих и без слов понимать эту странную и восторженную любовь к приключениям».

Для того чтобы утолить азарт искателя приключений, достаточно изучить календарь соревнований, собрать команду и отправиться в путь. Ведь сезон охоты за приключениями открыт всегда!

Календарь соревнований для любителей приключений и ориентирования на сентябрь 2009

12–13 сентября

Велофестиваль «ВелоПитер-2009»

19 сентября

8-й этап Кубка СПб по рогейну

19 сентября

Ориентирование «Золотые кольца»

26–27 сентября

Марш-бросок

В избранном В избранное
2001
Предложения